Ранняя диагностика отклонений в развитии общие принципы диагностики

Диагностика отклонений развития основывается на сравнитель­ном анализе общих и специфических закономерностей психическо­го развития нормального и аномального ребенка.

Диагностика носит комплексный характер, т. е. при ее прове­дении учитываются данные клинической медицины (детской психо­неврологии, медицинской генетики, педиатрии), дефектологии, пси­хологии.

Современный уровень развития медицинской генетики, клиниче­ской медицины и психологии позволяет не только диагностиро­вать различные формы отклонений развития (задержка психиче­ского развития, общее недоразвитие речи, аномалии развития при различных наследственных заболеваниях нервной системы, детском церебральном параличе и др.) и оценивать степень сформированности высших психических функций, но и выявлять клинические и психологические механизмы нарушений.

Клиническая диагностика играет ведущую роль в решении воп­росов лечения, прогноза, медико-генетического консультирования семьи.

На основе анализа специфики аномального развития, патогене­тических механизмов нарушения, учета локализации и распростра­ненности поражения центральной нервной системы педагог и психо­лог могут ориентироваться в структуре дефекта. Такой подход при­водит к выделению единого симптомокомплекса нарушений и кли­нических, педагогических и других закономерностей его развития.

Данные научных исследований в области медицинской генети­ки, молекулярной биологии, цитогенетики и биохимии, а также клинической медицины показали необходимость пересмотра пред­ставлений о причинах и механизмах возникновения многих форм аномального развития и прежде всего умственной отсталости, речевых и сложных дефектов, а также раннего детского аутизма, сочетающегося с различными неврологическими нарушениями. В настоящее время доказано, что эти формы аномального развития имеют различную этиологию, но в большинстве случаев связаны с генетическими заболеваниями.

Диагностика конкретных нервно-психических заболеваний и синдромов у детей с отклонениями в развитии открывает новые перспективы для лечения и психолого-педагогической коррекции этих заболеваний, а также для их предупреждения.

В настоящее время является бесспорным, что диагностика ано­мального развития — это комплексная клинико-генетическая и пси­холого-педагогическая проблема. Она направлена на определение степени выраженности психической (интеллектуальной, эмоцио­нально-поведенческой, речевой) недостаточности и на качествен­ную оценку структуры дефекта с выделением основного психопато­логического синдрома, на установление связей его с другими кли­ническими проявлениями, возрастом, соматическим и неврологи­ческим состоянием ребенка. Кроме того, диагностика опирается на данные других параклинических и психолого-педагогических методов обследования.

Важное значение для диагностики и прогноза имеет выявле­ние связи между дизонтогенетическими и энцефалопатическими расстройствами, т. е. признаками нарушенного развития и повреж­дения различных мозговых структур.

Наличие энцефалопатических расстройств во всех случаях ос­ложняет и утяжеляет ход аномального развития. Чаще всего энцефалопатические расстройства проявляются в виде стойких и вы­раженных нарушений умственной работоспособности, памяти, вни­мания, различных нарушений эмоциональной сферы и поведения — неврозоподобных и психопатоподобных синдромов, а также в виде эпилептиформных расстройств.

Важное значение в диагностике аномального развития придает­ся методу системного анализа состояния высших психических функций. Этот метод является чрезвычайно полезным в системе комплексного обследования ребенка при сопоставлении нейропси-хологических и неврологических нарушений с данными электрофи­зиологических и других методов обследования. Роль этого мето­да очевидна только при учете общих принципов эволюции мозга, прежде всего принципа гетерохронности (неравномерности) его развития. Например, установлено, что в дошкольном периоде воз­можен некоторый регресс в становлении отдельных высших психи­ческих функций. Так, «зеркальности» графической деятельности в возрасте 5—6 лет может становиться даже более выраженной, что необязательно указывает на локальную недостаточность высших психических функций, а может быть обусловлено особенностями межполушарных взаимодействий.

Наши рекомендации