Методический материал по проектированию и проведению воспитательного мероприятия в интерактивной форме
Интерактивный–содержащий активное действие между чем-либо, кем-либо.
Использование интерактивных форм воспитательной работы:
– предполагает процесс общения «на равных», где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения.
– основано на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности. Если это не так, то такое воспитание нельзя в полной мере считать интерактивным, так как неинтересное (неактуальное, невостребованное в данный момент) воспитательная ситуация никогда не вызовет взаимный личностный отклик для активного общения и соответственно прироста личного опыта каждого субъекта воспитания.
– предполагает следующую логику взаимодействия: мотивация → формирование нового опыта → его осмысление через применение → рефлексия. Причем формирование нового опыта осуществляется с учетом имеющегося опыта, создания проблемных диалогических ситуаций, образующихся на основе возникающих противоречий, рождения новых мотивов и интересов.
При интерактивном взаимодействии педагог общается не напрямую с каждым воспитанником и не со всем классом сразу (фронтально), а опосредованно с каждым воспитанником через учебную группу и/или средство обучения. В ходе этого общения происходит не только процесс познания, процесс личностного роста воспитанников, но и процесс взаимодействия личностей, где каждый имеет право высказать свои точку зрения, отстаивать свою позицию, играть свою роль. В данном случае можно говорить, что происходит не столько «обмен символами», сколько «обмен смыслами» между участниками интерактивного взаимодействия.
Можно выделить следующие обязательные условия организации интерактивного взаимодействия:
1. Доверительные, по крайней мере, позитивные, отношения между педагогом и воспитанниками.
2. Демократический стиль общения.
3. Сотрудничество в процессе мероприятия педагога и воспитанников, воспитанников между собой.
4. Опора на личный опыт воспитанников, включение в воспитательный процесс ярких примеров, фактов, образов.
5. Многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности воспитанников, их регулярная.
6. Включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации воспитанников.
Алгоритм проведения воспитательного мероприятия в интерактивной форме
Выбор темы мероприятия
2. Подбор конкретной формы интерактивного мероприятия
3. Составление плана проведения мероприятия
4. Подготовка мероприятия
5. Проведение мероприятия
Рефлексия
1. Выбор темы мероприятия
Педагог производит подбор темы, учитывая возраст воспитанников, их интересы, временные рамки проведения, проводились ли мероприятия по этой теме в данном классе (параллели) ранее, заинтересованность класса в данной теме, социально-педагогическую ситуацию в конкретном классе.
Подбор конкретной формы интерактивногомероприятия
Для решения воспитательных задач педагогом могут быть использованы следующие интерактивные формы воспитательной работы:
· драматизация:
· ток-шоу;
· игры: социально-педагогические, ролевые, деловые;
· социально-значимые проекты;
· коллективно-творческое дело;
· коллаж;
· театр-экспромт;
· круглый стол;
· дискуссия;
· дебаты;
· диспуты;
· аукцион и т. д.
Методика организации различных форм проведения мероприятия представлены ниже.
Составление плана проведения мероприятия
· должна быть четко определена цель мероприятия;
· уточнение проблем, которые предстоит решить;
· обозначены участники;
· определены основные вопросы, их последовательность;
· подобраны практические примеры из жизни
· обозначение перспективы реализации полученных знаний.
· определение практического блока (чем класс будет заниматься на мероприятии)
Подготовка оборудования
обеспечено техническое оборудование
использование графиков, иллюстраций, схем, символов
Проведение мероприятия
При проведении воспитательного мероприятия в интерактивной форме необходимо соблюдать следующие правила:
– все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта;
– каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу;
– нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея);
– все сказанное на мероприятии – не руководство к действию, а информация к размышлению;
– необходимо быть активным, доброжелательным, интересованным, открытым для взаимодействия;
– необходимо уважать мнение участников, не перебивать;
– стремится найти истину;
– придерживаться регламента.