Методики аппликации по возрастам детей
Распространено мнение о том, что если аппликация требует тонких действий рук и пальцев – вырезать детали аппликации, намазывать детали клеем, приклеивать детали аппликации в нужном месте основы, то эта деятельность недоступна для самых маленьких. Кроме того, многие педагоги боятся, что, познакомившись с аппликацией, ребенок может начать резать все подряд, или размазывать клей. К тому же для создания красивого изображения необходимо терпение и время, а ребенку бывает трудно сосредоточиться на одном виде деятельности более 5-7 минут.
Однако существуют эффективные методики, которые позволяют организовать занятия аппликацией с самыми маленькими. Для этого используются приемы дополнения готового изображения деталями, разные методы аппликации без использования ножниц («мятая бумага», обрывная аппликация). Кроме этого, на занятиях аппликацией с самыми маленькими используются различные материалы, которые облегчают деятельность и делают ее разнообразной – это не только цветная бумага и красивые фигурки из бумаги, но и разноцветные салфетки, вата, ткань. Специальные методики аппликации с детьми раннего возраста позволяют получить яркий результат. Несложные приемы осваиваются ребенком быстро и без особого труда. Главная задача взрослого – заинтересовать ребенка.
Наиболее эффективная форма подачи материала – сюжетно-игровая: мы используем интересные ребенку сюжеты (тексты и картинки), а выполнение задания становится важным и необходимым для достижения результата в ходе интересной игры, что создает устойчивый мотив деятельности, помогая ребенку в достижении результата. Использование готовой картинки-основы для задания облегчает организацию занятия и сокращает время его проведения, сворачивая этап подготовки к выполнению задания.
Рассмотрим необходимые материалы для аппликации.
Аппликация – это вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из бумаги, картона, ткани и других материалов. Основа-фон для аппликации подбирается в зависимости от фактуры и цвета используемых для аппликации материалов. Чаще всего используется цветной картон или плотная бумага – обычная белая, цветная, или бархатная. Размер и формат фона зависят от масштаба и темы аппликации.
Бумага используется на занятиях аппликацией в качестве основного материала. Бумага содержит в себе разнообразные возможности. В жизнь ребенка этот материал входит очень рано: маленький ребенок учится захватывать бумагу в кулачок, мнет ее, рвет и бросает. Ребенок постарше рассматривает книжки с картинками, рисует, играет бумажными игрушками. Кроме очевидной пользы, «общение» с бумагой незаметно влияет на общее развитие ребенка: укрепляются его пальчики, обогащаются сенсорные впечатления – на уровне ощущений он познает фактуру, плотность, цвет бумаги, появляется интерес к рисованию и аппликации.
На занятиях с ребенками удобно использовать двустороннюю цветную бумагу, в этом случае дети не будут путаться, с какой стороны следует наносить клей. Подберите плотную цветную бумагу для наклеивания детьми готовых изображений, так как тонкая бумага при намазывании клеем сворачивается, мнется, может порваться. Более тонкую цветную бумагу (можно использовать наборы цветной бумаги для оригами) подберите для занятий, на которых используется методы «мятые картинки» и «рваная бумага», или когда дети самостоятельно разрезают бумагу ножницами.
Клей – необходимый материал для аппликации. При обучении приклеиванию деталей мы рекомендуем вначале использовать клейстер, сваренный из муки или крахмала, чтобы ребенок мог намазывать клей пальчиком или губкой. В дальнейшем можно обучать ребенка пользоваться клеем-карандашом и намазывать клей ПВА при помощи кисточки.
Ножницы с безопасными концами можно предложить ребенку ближе к трем годам. Познакомив ребенка с детскими ножницами, мы начинаем кропотливый процесс обучения их использованию – как следует держать ножницы, как резать, как передавать ножницы, как следует соблюдать правила безопасности при использовании ножниц. Ребенок может тренироваться в разрезании – сначала разрезает бумагу как получится, затем можно предложить ему разрезать бумагу на полоски, квадраты и прямоугольники (на глаз или по нарисованным заранее линиям). Получившиеся детали используются для создания аппликаций.
Дополнительные материалы – наклейки, канцелярские стикеры, готовые картинки, вата, ткань и другие – также используются для занятий аппликацией с самыми маленькими. Использование дополнительных материалов позволяет облегчить процесс аппликации и сделать его более разнообразным и интересным.
Рассмотрим ниже правила аппликации.
Перед началом занятий расскажите ребенку о следующих правилах аппликации (эти правила пригодятся ребенку и в дошкольном возрасте):
• Аккуратно, равномерным слоем намазывать на бумагу клей пальчиком (или губкой, кисточкой, клеевым карандашом) от середины изображения к уголкам и сторонам.
• Намазывать клей с обратной стороны изображения (если цветная бумага односторонняя).
• Переворачивать бумажную деталь, держа ее с обеих сторон пальцами (большим и указательным или большим и средним).
• Прикладывать деталь проклеенной стороной к бумаге и прижимать изображение к бумаге всей ладонью.
• Разглаживать приклеенную деталь мягкой тряпочкой или салфеткой.
• Вырезать фигуры не из целого листа бумаги, а из небольших кусочков – квадратов, прямоугольников.
• При создании изображения сначала надо расположить все детали на основе, а затем приклеивать детали по очереди.
• Работать с ножницами аккуратно, соблюдать осторожность: не размахивать ножницами, брать только за ручки-кольца, передавать ручками вперёд.
Использование наклеек.
В настоящее время на полках книжных магазинов можно видеть большое разнообразие книжек с наклейками разной степени сложности. Обязательно стоит воспользоваться такими книжками, ведь ребенкам очень нравятся наклейки! Это могут быть сюжетные книжки – в этом случае ребенок дополняет изображение на странице книжки дополнительными деталями (изображениями различных предметов). Кроме этого, можно приобрести наборы наклеек (продаются листами, на которых расположены разные наклейки или наклейки по определенной тематике). Такие наклейки можно просто приклеивать к листу бумаги. Но можно придумать разнообразные сюжетные задания с наклейками.
Красивые открытки.
Вырежьте из цветного двустороннего полукартона простые фигуры – круги, квадраты, сердечки, цветы, звезды. Попросите ребенка в центре каждой фигуры наклеить красивое изображение – получились яркие открытки, которые можно подарить на праздник близким и друзьям.
Собачий питомник.
Можно найти в продаже самые разнообразные наклейки с изображениями животных. Подберите для занятия наклейки с животными, которыми особенно интересуется ребенок . Используя эти наклейки, можно придумать интересный сюжет для аппликации. Например, нарисуйте на листе формата А4 квадратные окошки (или просто разлинуйте в виде таблицы) – получился «дом». В каждом окошке дома можно увидеть собачку – получился «собачий питомник» или «собачья гостиница». Аналогичным образом можно использовать на занятиях аппликацией наклейки с изображениями кошек, лошадей, других домашних и диких животных.
Геометрическая мозаика.
Используйте на занятиях с ребенками книжки, в которых составляются изображения из разноцветных геометрических форм. Однако учтите, что для ребенка действия со слишком мелкими наклейками пока недоступны. Кроме этого, кропотливое выкладывание сложного изображения часто оказывается непосильной задачей для самых маленьких. Поэтому используя разноцветные кружочки, квадратики, треугольники и прямоугольники, стоит придумывать новые задания, доступные для детей. Например, предложите наклеить на лист бумаги разноцветные кружочки средней величины: Давай дадим обезьянке разноцветные мячики! Или сделайте простую аппликацию – вырежете и наклейте на листе картона большую зеленую елочку, затем предложите ребенку украсить елочку разноцветными шариками (в этом случае используйте кружочки небольшой величины): Давай сделаем елочку нарядной – украсим ее разноцветными елочными шарами! Используя круглые наклейки, можно сделать колеса нарисованному автомобилю. А из квадратных и прямоугольных наклеек, можно сделать «дорожку», «окошки в доме» и др. В дальнейшем, после того, как ребенок приобретет навыки использования наклеек, можно использовать наклейки-мозаики по прямому назначению – выкладывая изображения на страницах книжки. Не забывайте в случае затруднения помогать ребенку отделять наклейку от основы и приклеивать в нужном месте картинки.
Украшения.
На занятиях с ребенками также полезно использовать книжки с наклейками или наборы наклеек, содержащие многочисленные яркие наклейки в виде простых форм – звездочки, цветочки, сердечки и др. Используя такие наклейки, можно придумать многочисленные простые сюжеты, доступные и интересные ребенкам. Например, предложите ребенку наклеить разноцветные фигурки на листе картона темного цвета – получился «праздничный салют». Попросите ребенка наклеить разноцветные цветочки на лист зеленого картона – получилась «цветочная полянка». Или нарисуйте куклу в платье и предложите украсить его разноцветными кружочками – получилось «платье в горошек». Подобным образом можно украшать и объемные предметы. Например, обклеить вместе с ребенком наклейками коробочку или пластиковую баночку – теперь они «стали красивыми».
Аппликация по методу «мятая бумага».
На занятиях аппликацией с ребенками 1-3 лет рекомендуется использовать такой простейший метод – разрывание бумаги на куски и сминание, а затем приклеивание разноцветных бумажных комочков к бумажной основе. Такой метод позволяет без использования ножниц буквально за считанные минуты создавать яркие картинки. Обратите внимание, что приклеивать бумажные комочки можно двумя разными способами – обмакивать одну сторону каждого комочка в клей и прикладывать к основе, или всю основу намазать тонким слоем клея, а затем прикладывать бумажные комочки и придавливать, чтобы лучше приклеились. На занятиях аппликацией по методу «мятая бумага», используйте тонкую цветную двустороннюю бумагу (например, бумагу для оригами)[16].
Крошки для птичек.
Дайте ребенку лист желтой бумаги (можно заранее разделить лист на маленькие кусочки – в этом случае ребенку не надо будет рвать бумагу) и предложите «накормить» птичек. Покажите ребенку, как нужно мять бумагу, чтобы получились маленькие комочки – это «крошки для птичек»: Голодно птицам зимой. Дети сделали для них кормушку. Прилетели птички поклевать вкусных зернышек и хлебных крошек. Только где же крошки? Давай насыплем их в кормушку!
Разноцветные камушки.
Для этого задания вам понадобится цветная бумага коричневого, оранжевого и любых других цветов (ребенок может выбрать цвет бумаги самостоятельно). Предложите ребенку смять кусочки цветной бумаги (или сначала разорвать бумагу на кусочки, а затем смять ее) и красиво расположить на картинке – «на песке», а затем приклеить бумажные кусочки к основе: Хорошо летом на море! Можно купаться в теплой водичке или лежать на песке и греться на солнышке. А можно искать в песке разноцветные камушки и собирать их в ведерко. Только где же камушки? Давай сделаем морские камушки из бумаги.
Звёздное небо.
Дайте ребенку желтую двустороннюю бумагу и предложите сначала разорвать ее на небольшие кусочки и смять в комочки, а затем наклеить на темный фон – получилось «звездное небо»: На город опустилась ночь. На улице стало темно, а в окошках домов зажглись огоньки. Вот появился в ночном небе яркий месяц. А где же звезды? Давай сделаем звезды на небе!
Аппликация по методу наклеивания готовых изображений.
Используя этот метод, ребенку предлагается только расположить готовые детали (их заранее вырезает взрослый) на бумаге и наклеить их. Обратите внимание на следующий момент: ребенок этого возраста даже при наличии образца еще не может представить картинку мысленно, поэтому в тех местах, где будут располагаться задуманные изображения, поставьте точки или крестики. При наклеивании готовых картинок, можно пользоваться клеем-карандашом или клеем ПВА, который намазывается при помощи кисточки (от центра фигурки к краям), затем фигурка прикладывается в нужном месте картинки и разглаживается при помощи салфетки.
Круглые конфетки.
Вырежьте разноцветные кружочки средней величины – это круглые «конфетки». Предложите ребенку «наполнить вазу вкусными конфетами»: Сегодня мы ждем гостей. Давай наполним вазу конфетами, чтобы можно было угостить друзей!
Воздушные шары.
Заранее вырежьте из цветной бумаги разноцветные круги, на листе бумаги нарисуйте веревочки для будущих шариков. Помогите ребенку расположить «воздушные шары» на основе, а затем приклеить их. Обыграйте аппликацию: У Кати много красивых разноцветных шаров. Катя хочет подарить шарики своим друзьям. Но вдруг подул ветер и шары улетели! Девочка огорчилась… Давай подарим Кате новые шарики!
Слон-жонглёр.
Перед началом занятия вырежьте разноцветные круги подходящего размера, на листе бумаги нарисуйте слона (или приклейте вырезанное изображение). Затем предложите ребенку наклеить круги, задание обыграйте: Кого ты видишь на картинке? Одинокого слона – ему не во что поиграть. Давай порадуем слона – подарим ему много разноцветных мячиков! Найди для каждого мячика место и наклей. Посмотри, каким радостным стал слон. Он теперь может жонглировать мячами!
Листопад.
Перед началом занятия вырежьте фигурки осенних листьев разного цвета (а также, возможно, разной величины и формы). Предложите ребенку наклеить фигурки листьев на основе – листе картона. Обыграйте аппликацию: Наступила осень. Разноцветные осенние листочки кружатся в воздухе. Давай сделаем листопад!
Рыбки в аквариуме.
Заранее вырежьте из цветной бумаги (или сначала нарисуйте, а затем вырежьте) фигурки рыбок, а также нарисуйте на листе картона аквариум. Затем предложите ребенку наклеить фигурки рыбок на фоне аквариума: Рыбки очень хотят поплавать – давай пустим их в аквариум. Теперь рыбки плавают в воде!
Бабочки.
Заранее вырежьте из цветной бумаги (или сначала нарисуйте, а затем вырежьте) фигурки разноцветных бабочек. Предложите ребенку наклеить бабочек на основу. Сюжет задания обыграйте: Прилетели на полянку бабочки! Какие бабочки красивые!
Аппликация по методу «рваная бумага».
Такой не совсем обычный вид аппликации, как разрывание цветной бумаги на кусочки и приклеивание их к картинке-основе, имеет ряд преимуществ: позволяет обойтись без ножниц (учить ребенка пользоваться ножницами целесообразно ближе к трем годам); предлагает облегченный способ приклеивания деталей – клеем намазывается не отдельная деталь, а часть картинки-основы, на которую накладываются (или просто высыпаются) и приклеиваются (для этого нужно пальцами распределить их равномерно по клеевой поверхности, а затем примять ладошкой) бумажные детали; необязательно приклеивать детали полностью, напротив, чуть приподнятые над поверхностью бумаги края придают изображению «пушистость», объем. Когда ребенок освоит этот вид аппликации, можно предлагать ему более сложные задания по этому методу – например, разрывание цветной бумаги на полоски и дополнение ими изображения (сделать тельняшку для моряка, помощь тигренку стать полосатым и т.п.).
Ягоды для снегирей.
Сначала подготовьте основу для выполнения задания – нарисуйте зимнее дерево и снегирей, также подготовьте лист двусторонней цветной бумаги. Предложите ребенку разорвать бумагу на маленькие кусочки, затем вместе покройте клеем (удобно использовать клей-карандаш) изображение кроны дерева, предложите ребенку высыпать кусочки красной бумаги и приклеить их: Две маленькие птички, две птички-невелички прилетели к дереву ягоды клевать[17]: «Ох и вкусные эти ягоды! Ох и красные эти ягоды! Чирик-чив-чик!» Ты покормил птиц ягодами – молодец!
Кукурузные хлопья.
Покажите ребенку, как можно разорвать желтую бумагу (двустороннюю) на небольшие кусочки – это будут «кукурузные хлопья». Затем помогите ребенку равномерно намазать клеем изображение тарелки на картинке (можно в качестве «тарелки» использовать картонный круг или одноразовую посуду), насыпать сверху «хлопья» (чтобы хлопья получились более воздушными, можно перед наклеиванием слегка помять их), и прижать ладошкой, чтобы лучше приклеились. Результат обыграйте – предложите ребенку накормить «кукурузными хлопьями» кукол.
Зёрнышки для птичек.
Это задание выполняется аналогично – сначала ребенок разрывает кусочек хлеба (заранее вырежете из бумаги фигуру в виде батона или кусочка хлеба) на кусочки и располагает на кормушке: Птицам зимой голодно… Давай накормим птичек хлебными крошками – вот так!
Вкусная кашка.
Нарисуйте на листе картона круг, или заранее вырежете из картона круг большого диаметра – это «тарелка». Затем дайте ребенку лист бумаги коричневого цвета, покажи те, как можно разрывать бумагу на кусочки, чтобы получилась рассыпчатая «кашка» (если кусочки получились крупными, предложите снова разорвать их, на более мелкие). Затем помогите ребенку равномерно намазать клеем изображение тарелки и сверху насыпать «крупинки каши». Результат обыграйте – предложите ребенку накормить «кашкой» кукол.
Посыпаем кулич.
В этом задании мы предлагаем ребенку украсить кулич (можно нарисовать его заранее или на глазах ребенка) яркой посыпкой. Для этого попросите ребенка разрезать отрезки разноцветной бумагина маленькие кусочки, а затем приклеить их в нужном месте основы. Результат обыграйте: Теперь кулич очень красивый – ты молодец! Пришла кукла и просит кулича. На, кукла, кулич! Очень вкусно – спасибо.
Полосатый тигрёнок.
Когда ребенок научится делать аппликацию с использованием метода «рваная бумага», можно предлагать ему более сложные задания. В этом случае кусочки бумаги уже располагаются не хаотически, а в определенном порядке. Например, нарисуйте на бумаге контур животного и предложите превратить его в тигра. Для этого попросите ребенка аккуратно разорвать коричневую бумагу на полоски различной длины и ширины. Помогите ребенку расположить полоски на картинке и приклеить. Данную аппликацию лучше делать с использованием обычного способа приклеивания – каждая деталь намазывается клеем, затем прикладывается к основе и придавливается ладошкой.
Знакомство с ножницами.
Ближе к трем годам можно начинать обучать ребенка пользоваться ножницами. Для этого надо подобрать специальные детские ножницы с закругленными краями (также полезно на первом этапе использовать специально сконструированные ножницы, лезвия которых раздвигаются автоматически, так как именно это движение представляет для ребенка наибольшую трудность).
Бумагу для разрезания лучше использовать двустороннюю тонкую, которую дети могут разрезать без усилия. Перед началом занятия объясните ребенку правила использования ножниц: ножницы надо правильно держать, не поднимать и не размахивать ножницы, передавать ручками вперед, беречь пальцы от лезвий (правильно держать бумагу). Если у ребенка что-то не получается, не спешите выполнить работу за него. Взяв руку ребенка в свою, еще раз покажите ему, как нужно вырезать тот или иной предмет, а также подсказывайте правильные действия. Обратите внимание ребенка, как лучше подготовить рабочее место во время использования ножниц: бумажные обрезки складывать в крышку от картонной коробке– в этом случае мелкие кусочки бумаги не будут разлетаться по комнате.
После знакомства с ножницами мы учим ребенка разрезать бумагу по прямым линиям (лучше нарисовать их заранее), а также используем метод неточного вырезания (ребенок вырезает деталь примерно, не обязательно ровно по краю). Скорее всего, что у ребенка получится пользоваться ножницами не сразу – помните, что технические приемы работы с ножницами дети осваивают постепенно, это длительный, требующий многократных упражнений процесс. Со временем действия ребенка станут более уверенными, а вырезанные детали аппликации аккуратными
Метод разрезания по прямым линиям.
Для тренировки навыка разрезания, сначала лучше предложить ребенку разрезать бумагу по прямым линиям, которые заранее нарисованы на листе при помощи линейки и карандаша. Полученные в ходе разрезания разноцветные полоски и квадраты используются для сюжетной аппликации. Чтобы работа не стала механической, напоминайте ребенку, для какого изображения будут использоваться полученные детали. Будьте готовы к тому, что поначалу вырезанные детали будут не очень ровными, но со временем ребенок научится действовать более аккуратно.
Билетики.
Заранее подготовьте полоску бумаги шириной от 2 до 5 см. (разделенную линиями на квадраты), в зависимости от того, как будут использоваться полученные «билетики»: маленькие «билетики» можно раздать нарисованным на листе бумаги человечкам, а большие использовать в игре с куклами. Предложите ребенку сделать «билетики», аккуратно разрезав полоску по нарисованным линиям на квадраты. Когда «билеты» будут готовы, попросите ребенка «раздать их детям» на картинке, или игрушкам: Все дети любят ходить в цирк. Сегодня в цирке представление. На арене будут выступать веселые клоуны и дрессированные обезьянки. Давай раздадим ребенкам билеты на представление!
Салфетки для детей.
Подготовьте квадратный лист бумаги, который заранее разделите при помощи линий на четыре маленьких квадрата. Предложите ребенку разрезать заготовки, сделав «салфетки» для чумазых детей: Дети едят вкусный суп. Только почему же они такие чумазые? Просто дети еще маленькие, они не умеют есть аккуратно. Давай раздадим им салфетки.
Крыши для домиков.
Заранее нарисуйте на листе бумаги квадратные домики с окошками, или сделайте их при помощи аппликации. Также подготовьте квадраты из цветной бумаги, разделенные линиями по диагонали[18]. Предложите ребенку аккуратно разрезать квадраты так, чтобы получились треугольные «крыши». Затем попросите починить домики – разложить треугольники на картинке и приклеить: Маленькие гномики строили домики. Скоро начнется дождик, а крыши у домов еще не готовы. Давай поможем человечкам сделать крыши для домиков!
Полосатый коврик.
Заранее подготовьте прямоугольники четырех разных цветов, разделенные линиями на более узкие полоски, а также лист картона и игрушечную собачку. Предложите ребенку аккуратно разрезать цветную бумагу на полоски. Когда полоски будут готовы, пусть ребенок разложит их на столе, чередуя по цвету. Затем дайте ребенку клей и предложите приклеить полоски к основе: Жил-был на свете маленький пёсик. Давай сделаем для пёсика красивый полосатый коврик! Тепло и уютно спать на таком замечательном коврике!
Лоскутное одеяло.
Подготовьте полоски цветной бумаги, разделенные линиями на квадраты. Предложите ребенку аккуратно разрезать полоски на квадраты, затем разложить квадраты на основе, чередуя цвета, и приклеить: Давай сделаем лоскутное одеяло – оно состоит из разноцветных квадратиков! Можно обыграть поделку, укрыв «лоскутным одеялом» бумажную куколку.
Метод неточного вырезания.
Нужно быть готовым к тому, что ребенок не может сразу научиться вырезать детали для аппликации точно. Поэтому полезно предложить ему специальные задания по аппликации, в которых от ребенка не требуется большой точности и аккуратности: как бы ребенок ни вырезал и как бы ни приклеил – наверняка получится хорошо. Вот некоторые примеры таких заданий.
Одеяла для гномиков.
Нарисуйте на листе маленьких гномиков и подготовьте кусочки цветной бумаги. Предложите ребенку поскорее укрыть гномиков, чтобы они не замерзли. Для этого нужно вырезать одеяльца – из каждого лоскутка по одеялу. При этом форма одеялец может быть самой произвольной – ведь все укрываются по-разному. Прежде чем приклеивать детальки аппликации, нужно приложить их и посмотреть, что получается.
Окошки в доме.
Нарисуйте большой дом, а отдельно – окошки с жителями. Предложите ребенку «заселить домик» - для этого нужно вырезать окна (не обязательно точно по рисунку, достаточно просто как-нибудь вырезать, не разрезая самого окна) и приклеить их на домик в любом порядке, но лучше, если ребенок сначала положит детальки, посмотрит, как получилось, а лишь потом приклеит.
Улитки.
Нарисуйте на листе улиток без домиков, отдельно на листочках цветной бумаги нарисуйте спиральки подходящей величины. Предложите ребенку сделать «домики для улиток». На примере одного домика-ракушки покажите ребенку, как нужно вырезать круг. Дайте ребенку приложить, а затем приклеить вырезанный домик к одной из улиток. Когда ребенку понятно, что в результате должно получиться, помогите ему все остальное сделать самостоятельно[19].
Красивые цветы.
Нарисуйте основу для цветка – стебель с листочками и серединку цветка (можно изобразить сразу несколько будущих цветков), а также подготовьте двустороннюю цветную бумагу. Предложите ребенку сделать цветок красивым – добавить цветные лепестки. Бумагу при этом можно нарезать совершенно произвольно – пусть у цветочков будут разные лепестки. Причем лепестки могут быть не только разной формы, но и разного цвета, лишь бы было красиво.
Иголки для ежика.
Нарисуйте основу для аппликации – ежика без иголок. Затем предложите ребенку «сделать ежика настоящим». Для этого предложите разрезать бумагу черного цвета на длинненькие полоски, затем эти полоски-иголки нужно наклеить на ежика.
Необычная аппликация.
Чтобы ребенку было интересно заниматься аппликацией, полезно делать занятия разнообразными. Для этого можно использовать нетрадиционные материалы – например, вату, ткань, фольгу и др. Ниже мы приводим в качестве примера некоторые простые варианты аппликации с использованием ваты.
Облака.
Возьмите лист голубого картона и предложите ребенку сделать на картинке «облака». Для этого нужно оторвать от ваты кусочки, намазать клеем «небо» (удобно использовать клей-карандаш), и приложить вату: Давай сделаем белые облака на небе!
Снег идёт!
Нарисуйте на листе картона синего или фиолетового цвета домик или приклейте фигурку детей. Затем предложите ребенку оторвать от ваты маленькие кусочки и приклеить в разных местах картинки: Давай сделаем так, чтобы на картинке пошёл первый снег!
Используя предложенные методики аппликации, становится возможным организовать интересную и разнообразную деятельность ребенка на протяжении всего раннего возраста.
Заключение
Важное место в развитии творчества ребенка занимают продуктивные виды деятельности – рисование, лепка, аппликация, конструирование, результатом которых является некий продукт творчества, который можно рассмотреть, подержать в руках, подарить близким или друзьям.
Видеть результат своих усилий особенно важно для ребенка – это дарит ощущение собственной значительности и компетентности (Я сумел! У меня получилось!), вдохновляет на новые свершения. Кроме всего вышеперечисленного, занятия продуктивными видами деятельности приносят много пользы: дают разнообразные сенсорные впечатления, развивают мелкую моторику и речь, знакомят с явлениями окружающего мира.
Поэтому можно утверждать, что занятия рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием необходимы и важны ребенкам 1-3 лет – не стоит откладывать занятия до дошкольного возраста (после 3-х лет), нужно только правильно подобрать методики. Далее рассмотрим современные методики аппликации с детьми раннего возраста.
Итак, в процессе занятия ребёнок усваивает понятие о ритме, симметрии, гармонии, совершенствуется глазомерная функция, умение оценивать и исправлять путём анализа допущенные ошибки (до закрепления фигур на плоскости); развивается речь: дети овладевают правильными словесными обозначениями направлений. Они учатся группировать округлые, прямоугольные, косоугольные, многоугольные фигуры, правильно называют величинные понятия. Эти знания дошкольники целенаправленно применяют в практической деятельности.
Большая роль в аппликации уделяю её цветовому оформлению, что оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса детей. Цвет эмоционально влияет на детей, увлекая их красочностью, яркостью. Поэтому важно целенаправленно развивать чувство цвета как наиболее доступное представление о красоте окружающего мира и произведений искусства. Гармоничные сочетания, составленные из близких по звучанию тонов, помогают передавать явления природы, составить композиции типа букета, украшения ковров. Дети учатся видеть красоту и передавать её в соразмерных формах, рациональном симметричном и асимметричном чередовании, вариативной трактовке.
В результате таких занятий у дошкольника формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность, развивается координация движения рук. Дошкольники получают возможность проявить самостоятельность и инициативу, испытать чувство радости при достижении положительного результата.
Уровень овладения навыками и умениями, позволяет осуществить и определить степень готовности каждого ребёнка к успешному обучению в школе.
В настоящее время идеи раннего развития становятся все более популярными. Тем не менее, не все знают, как организовать занятия с ребенками.