Развитие и совершенствование пространственного восприятия и анализа, пространственных представлений

Установлено, что недостаточность этих функций обусловливает 47 % трудностей, испытываемых младшими школьниками при усвоении учебного материала по математике, 24 % трудностей при усвоении материала по русскому языку и формировании навыков письма, 16 % трудностей при обучении чтению.

К концу дошкольного возраста дети усваивают три категории элементарных знаний о пространстве: отражение удаленности предмета и его местоположение; ориентировку в направлениях пространства; отражение пространственных отношений между предметами.

С поступлением в школу объем пространственных представлений значительно расширяется. Наиболее типичными ошибками пространственного различения у детей в этот период являются:

в поведении — пространственные ошибки в расположении учебных предметов на парте и требований учителя, связанных с направлением движения (вперед, назад, в сторону);

в чтении — суженность различимого пространства строчек, что затрудняет переход к беглому чтению, пространственное неразличение сходных по форме букв и т.д.;

в письме — неумение соотнести букву и линии в тетради, т.е. ориентироваться в пространстве листа, смешение верха и низа сходных букв (например, т—ш; и—и); зеркальные ошибки вследствие перевертывания буквенного знака в обратную сторону (с—э; 6—д);

в математике — ошибочное написание цифр (6—9, 5—2); неумение расположить симметрично запись примеров в тетради; глазомерные ошибки при измерении; несформированность сложных пространственных представлений, необходимых для усвоения понятий «метр» и «сантиметр»;

в рисовании — глазомерные ошибки при наблюдении, неумение расположить рисунок в пространстве листа, трудности в овладении пропорцией в рисунке.

В качестве основных причин этих трудностей Б. Г. Ананьев и Е. Ф. Рыбалко называют:

- незавершенность сложного процесса формирования типов совместной работы обоих полушарий головного мозга;

- обилие вновь вводимых учителем словесных обозначений пространственных признаков, которые не подкрепляются соответствующими практическими действиями учеников и специальной тренировкой анализаторов.

С учетом всего сказанного логика развертывания коррекционно-развивающей работы по устранению трудностей пространственной ориентации у учеников начальной школы должна быть следующей:

первый этап— уточнение и обогащение представлений о про-странственных признаках окружающих объектов;

второй этап— уточнение и развитие представлений о схеме тела и направлениях пространства по отношению к себе (сначала в трех -, затем в двухмерном пространстве);

третий этап— уточнение и формирование полноценных представлений о пространственных отношениях объектов и их взаимном расположении (в трех- и двухмерном пространстве).

Развитие и совершенствование зрительного восприятия и зрительного анализа, координации в системе «глаз-рука»

Исследователи утверждают, что до 90 % информации воспринимается человеком посредством зрения.

Тонкость, дифференцированность зрительного восприятия и анализа свойственны далеко не всем первоклассникам. Нередко учитель сталкивается с поверхностностью этого процесса, неумением подчинить восприятие поставленной задаче, отсутствием планомерности, низким уровнем осмысления наглядно воспринимаемого материала, несформированностью навыков выделения деталей и признаков объекта и т. д. Одним из следствий этого может быть, например, забывание начертания редко встречающихся букв и смешение их между собой (ч и ц, ф и щ) или смешение близких по оптическим характеристикам букв.

В целях совершенствования зрительного восприятия и анализа, зрительной памяти учитель может использовать следующие виды коррекционно-развивающих заданий.

•Узнавание стилизованных изображений предметов (рис. 1).

Развитие и совершенствование пространственного восприятия и анализа, пространственных представлений - student2.ru

Рис. 1. Догадайтесь, какие товары продаются в каждом из отделов магазина. Узнавание контурных или силуэтных изображений предметов (рис. 2).

Развитие и совершенствование пространственного восприятия и анализа, пространственных представлений - student2.ru

Рис. 2 Какие предметы изображены? Назовите их.

• Узнавание точечных или пунктирных изображений предметов, геометрических фигур, букв, цифр (рис. 7).

Развитие и совершенствование пространственного восприятия и анализа, пространственных представлений - student2.ru

Рис. 3. Какие предметы изображены? Назовите их.

•Узнавание заштрихованных или наложенных друг на друга изображений предметов, геометрических фигур, буквенного или цифрового материала (рис. 4).

Развитие и совершенствование пространственного восприятия и анализа, пространственных представлений - student2.ru

Рис. 4 Какие буквы и цифры написаны здесь? Назовите их.

•Запоминание последовательности визуально представленного ряда с постепенным увеличением числа включенных в него элементов; восстановление деформированного ряда (игры типа «Угадай, чего не стало», «Что изменилось?» и т.д.).

•Нахождение заданной фигуры (буквы, цифры) в ряду других (рис. 5).

Развитие и совершенствование пространственного восприятия и анализа, пространственных представлений - student2.ru Рис. 5. Найдите и зачеркните все многоугольники.

• Поиск отличий в сходных, но не тождественных изображениях (рис. 6).

Развитие и совершенствование пространственного восприятия и анализа, пространственных представлений - student2.ru

Рис. 6. Найдите семь отличий в этих рисунках.

•Выделение в предметах (их изображениях, геометрическом или буквенно-цифровом материале) сходных деталей и группировка их на этой основе (рис. 7).

а) Ю О С Э

б) Н И П

В) Ь Б Я Р

Рис. 7. Чем похожи эти буквы?

• Угадывание предметов или букв, цифр на незаконченных рисунках, узнавание их по отдельным характерным деталям (рис. 8).

Развитие и совершенствование пространственного восприятия и анализа, пространственных представлений - student2.ru

Рис. 9. Какие слова спрятались за ширмой?

• Поиск в предметных или сюжетных картинках недостающих или неадекватных деталей (рис. 10).

Развитие и совершенствование пространственного восприятия и анализа, пространственных представлений - student2.ru

Рис. 10. Что неправильно нарисовал художник?

• Преобразование фигур, букв или цифр и т. д.

Особое внимание педагогу необходимо обратить на выработку у учеников навыков точной и четкой координации в системе «глаз—рука». Эти задачи можно решить путем использования специальных заданий, в ходе выполнения которых вырабатывается и закрепляется комплекс умений внимательно рассматривать объект (предмет, его изображение, знак, символ, схему и т.д.), выделять составляющие его детали и как можно точнее копировать воспринятое (переносить на плоскость листа, воспроизводить в конструктивной поделке).

Умение «вести» руку с помощью глаза с одновременной кор­ректировкой движений вырабатывается успешнее, если сначала учитель предлагает задания на копирование образцов, расположенных близко и непосредственно в поле зрения детей, а затем постепенно располагает их, например, на классной доске.

Таким образом, любые виды заданий на точное графическое воспроизведение предложенных объектов, конструирование по заданному образцу (рис. 16—18) будут очень полезны при овладении навыками письма.

Развитие и совершенствование пространственного восприятия и анализа, пространственных представлений - student2.ru

Рис. 16. Рассмотрите внимательно фигуры. Перерисуйте их в тетрадь.

Развитие и совершенствование пространственного восприятия и анализа, пространственных представлений - student2.ru Развитие и совершенствование пространственного восприятия и анализа, пространственных представлений - student2.ru

       
  Развитие и совершенствование пространственного восприятия и анализа, пространственных представлений - student2.ru
    Развитие и совершенствование пространственного восприятия и анализа, пространственных представлений - student2.ru
 

Наши рекомендации