Детей с задержкой психического развития
Основной целью психологической коррекции и подготовке к школьному обучению старших дошкольников с задержкой психического развития является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции их психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность [21;104].
При этом необходимо учитывать форму и степень тяжести задержки психического развития.
Например, у детей с психофизическим инфантилизмом в структуре познавательного дефекта определяющая роль принадлежит недоразвитию мотивационной стороны учебной деятельности. Поэтому психокоррекционный процесс должен быть направлен на развитие познавательных мотивов. А у детей с ЗПР церебрально-органического генеза наблюдается тотальное недоразвитие предпосылок интеллекта: зрительно-пространственного восприятия, памяти, внимания. В связи с этим коррекционный процесс должен ориентироваться на формирование этих психических процессов, на развитие навыков самоконтроля и регуляции деятельности.
Для удобства анализа нарушений познавательной деятельности целесообразно выделить три основных ее блока – мотивационный, регуляторный и блок контроля – и соответствующие этим нарушениям задачи психокоррекционного процесса [21;105].
Психокоррекционные занятия с детьми с ЗПР по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивидуально, так и в группе. Важным является единство требований к ребенку со стороны педагога, психолога и других специалистов. Это успешно достигается при тщательном соблюдении режима дня, четкой организации повседневной жизни ребенка, исключающих возможность незавершения начатых ребенком действий.
При всех формах ЗПР наблюдается недоразвитие внимания. Кроме того, разные свойства внимания развиваются неодинаково и по-разному проявляются при различных формах ЗПР. Распределение и устойчивость внимания претерпевают значительные изменения не только у детей с ЗПР церебрально-органического генеза, но и у детей с другими формами ЗПР.
В связи с этим возникает необходимость психологической коррекции внимания у детей в процессе деятельности, доступной им (игровой, учебной, общения). Систематическое применение описанных ниже психотехнических приемов способствует формированию свойств внимания у детей.
Направления и задачи психологической коррекции детей с различными формами ЗПР
Наименование блока | Содержание блока | Психокоррекционные задачи | Формы ЗПР |
Мотивационный блок | Неумение ребенка выделить, осознать и принять цели действия | Формирование познавательных мотивов: создание проблемных учебных ситуаций; стимулирование активности ребенка на занятии. Обратить внимание на тип семейного воспитания. Приемы: создание игровых учебных ситуаций; дидактические и развивающие игры | Психофизический инфантилизм ЗПР психогенного происхождения |
Блок регуляции | Неумение планировать свою деятельность во времени и по содержанию | Обучение ребенка умению планировать свою деятельность во времени, предварительно организовывая ориентировки в заданиях, анализируя с ребенком используемые способы деятельности. Приемы: обучение детей продуктивным видам деятельности (конструированию, рисованию, лепке, моделированию) | Соматогенные формы ЗПР Органический инфантилизм ЗПР церебрально-органического генеза |
Блок контроля | Неумение ребенка контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы по ходу их выполнения | Обучение контролю по результатам деятельности. Обучение контролю по способу деятельности. Обучение контролю в процессе деятельности. Приемы: дидактические игры и упражнения на внимание, память, наблюдательность; обучение конструированию и рисованию по моделям. | ЗПР церебрально-органического генеза Соматогенная форма ЗПР Психогенная форма ЗПР |