Уровни межличностного взаимодействия
Конвенциональный - оптимальный уровень общения, своеобразная точка отсчета, где проявляются рассудительность человека, вежливость по отношению к партнеру, малая эмоциональная вовлеченность и зависимость действий от эмоционального состояния.
Примитивный - находиться ниже конвенционального уровня. Партнер по общению воспринимается как предмет, на который следует оказать воздействие, не заботясь о его мыслях и переживаниях. Данный уровень общения характеризуется грубостью, беззастенчивым навязыванием себя (пристройки «сверху»)
Манипулятивный - суть общения на этом уровне та же, что и на примитивном уровне - добиться своего, но внешнее поведение сильно отличается от предыдущего. Партнер по общению рассматривается как соперник, его нужно обойти и получить «приз» (какую-либо материальную или морально-психологическую выгоду).
Поэтому «все средства хороши» - пристройки и речь могут быть любыми, но носят неискренний, фальшивый характер, наступаю, наступающий подчинен главной цели - получение выигрыша. Поведение манипулятора может проходить как на сознательном уровне, так и на бессознательном уровне.
Стандартизированный. Другое название «контакт масок». Характерен замкнутый, равнодушный, нейтральный тип поведения и общения, что в какой-то мере обусловлено типичными ситуациями среди незнакомых людей - транспорт, улица, магазин и т.п. Люди как бы надевают на себя маски подходящих социальных ролей, и их дальнейшее поведение является стандартным для данного социального типажа - покупатель, пешеход, пользователь общим видом транспорта и т.п. настоящее общение при всей видимости внешних признаков отсутствует.
Игровой. Характеризуется истинным интересом к партнеру, при этом проникнутый симпатией. Данный уровень выделяется тонкостью содержания и богатством оттенков. Однако применим не везде, наиболее желателен в общении с теми, кто уже достаточно знаком, так как в противном случае возможны непонимание и неразумение. Чаще всего игровой уровень выражается в повышенных эмоциональных проявлениях, веселье, сочувствии или каких-либо других эмоций. Иногда применим феномен гротеска или абсурда, доводя тем не менее, нужную информацию для слуха партнера. Однако нельзя путать с игровой деятельностью как способом совместной деятельности.
Деловой. В основе лежит интерес к общему делу. Личностные отношения, переживания, обиды отодвинуты, если мешают познанию некой ценной истины, которая одинаково важна обеим сторонам общения.
Духовный. Партнер воспринимается как носитель духовного начала и пробуждает благоговение. По содержанию данный уровень общения сходен с деловым, поскольку здесь также устанавливается некие истины, но эмоциональная окраска гораздо ярче и качественный уровень такого общения гораздо выше и благороднее.
Общение на любом уровне обуславливается 1) обстоятельствами, в котором происходит общение 2) зависимостью от человека. 3) от уровня его культурности, образованности и особых индивидуально-психологических черт. Сюда же добавим еще и знание основ психологии, психотерапии и законов педагогического воздействия на самого себя и других.
Стереотипы межличностного общения.
Обвинитель. Человек уверен в своей правоте и воспринимает других как виновников всего того негативного, что происходит вокруг. Речь изобилует нападками на всех и вся, голос громкий, не терпящий возражений, мимика и жестикуляция в пристройке «сверху», мускулатура напряжена, мобилизация повышена.
Жертва. Человек как бы защищается от нападок обвинителя. Вся его поза, жесты, мимика и взгляды обозначают предельную подчиненность, униженность и вину. Такое может быть и в действительности, но мы не говорим об искреннем раскаянии, а о стереотипе поведения. Поэтому надев маску жертвы, человек, как правило, быстро от нее устает и почти неуловимо быстро сам превращается в обвинителя, адресуя партнеру уже свои упреки и обвинения. Такой переход и доказывает стереотипность, задетость и неискренность в мнимой жертве.
Компьютер. Человек недоволен своими отношениями с другими людьми и в один прекрасный момент решает, что все его переживания от того, что от якобы слишком чувствителен. Поэтому - решает этот человек - надо избегать переживаний и не принимать ничего близко к сердцу. Он выглядит напряженным, поскольку сильно озабочен тем, чтобы никак не проявить своих чувств по отношению к происходящему. Речь его выстроена нейтрально, ровно и безучастно, точно также выглядят и все его бессловесные действия.
Флюгер. Человек недоволен своими взаимоотношениями с другими людьми, к тому де он его и сильно напуган тем, что другие люди могут предпринять некоторые действия в отношении него, сулящие ему всяческие неприятности. Поэтому от старается свести к минимуму свои расхождения с другими людьми, соглашаясь с ними, поддакивая им, так как по его мнению, это ему только поможет. Тело напряжено, поза и пристройка «снизу», речь подобострастна, многословна и заискивающая.
Как видно из приведенных характеристик, все основные стереотипы межличностного общения выделяются напряженной мускулатурой, следовательно частичной недееспособностью работы сознания. После общения подобного рода человек чувствует большую усталость, ощущает недовольство самим собой и другими, а также осознает, что в состоявшемся общении были упущены огромные возможности для самореализации. Нередко у человека создается впечатление, что это был не он, а кто-то другой, так разительно на него похожий. От этого настроение также не улучшается. Все это свидетельствует в пользу утверждения о том, что стереотипы поведения в общении неплодотворны и неэффективны, особенно если они практикуются в процессе педагогического взаимодействия и используются педагогом.
Учитель не имеет право быть в стереотипе, так как своим поведением он намеренно провоцирует учеников также находиться и действовать в соответствующем стереотипе для того, чтобы обезопасить себя от его негативных воздействий.
Анализ межличностного взаимодействия по Э. Берну.
Э. Берн выделяет и описывает три состояния (уровня) личности, с позиций которых человек вступает в межличностное взаимодействие: Родитель, Взрослый, Ребенок. Так как учитель может не осознавая привлекать эти Эго - состояния при организации межличностного взаимодействия с учеником, остановимся на их подробном описании.
Р – Родитель: поведение, мысли и чувства, скопированные у родителей или других значимых людей. Контролирующий Р – включает поведение, которое отражает что должен и не должен делать ребенок, это контроль и критика («Иди на место!», «сядь Ровно!», оценочные прилагательные: умный, глупый, хороший, плохой, честный, нечестный и т.д.). Воспитывающий (заботливый) Р – оберегающий, предостерегающий, жалеющий, успокаивающий и т.д.
В – Взрослый: поведение, мысли и чувства, которые являются прямым реагированием на ситуацию «здесь и теперь».
Рб – Ребенок: поведение, мысли и чувства, присущие детскому возрасту. Адаптивный Рб – стремление делать так как это требовали родители и взрослые, даже если это не нравилось. Это действия, направленные на оправдание ожиданий родителей. Сюда же относится и бунт против правил, установленных родителями. Свободный Рб. – ведет себя, не обращая внимания на родительские правила или ограничения, спонтанное поведение в соответствии с собственными потребностями, эмоциями и т.д.
Родитель:
Физические признаки Родителя. Родитель: хмурит брови, поджимает губы, поднимает вверх указательный палец, снисходительно кивает головой, изображает на лице ужас, топает ногой, “ломает” руки, ставит руки на бедра, скрещивает их на груди, цокает языком, вздыхает, похлопывает собеседника по плечу.
Родительские слова. “Запомни раз и навсегда!”, “Никогда в жизни...”, “Заруби себе на носу!”, “Сколько можно тебе повторять!”, “Только попробуй...” (Слова “всегда” и “никогда” почти всегда принадлежат Родителю.
Оценочные высказывания — и осуждение и похвала; соответствующих слов: “глупый”, “гадкий”, “противный”, “нелепый”, “отвратительный”, “ужасный”. “идиотский”, “ленивый”, “чушь”, “ерунда”, “бедняжка”, “несчастный”, “нет-нет, не надо!”, “сынок”, “дорогой” (в устах усердного торговца), “как ты только мог!”, “милок”, “ну-ну”, “ну вот еще!, “хватит-хватит”.
Три слова:“надо”, “должен” и “нельзя” — принадлежат обычно Родителю.
Ребенок:
Физические признаки Ребенка. Выражает себя главным образом не словами, а проявлением чувств. Ребенок: плачет, надувает губы, вспыхивает от раздражения, вздрагивает от испуга, хнычет, строит глазки. пожимает плечами, потупляет взор, дразнит, восторгается, смеется, поднятием руки спрашивает разрешения что-то сказать, кусает ногти, шмыгает носом, смущается, хихикает.
Детские слова. Обычно это детский лепет. Слова: “хочу”, “давай пойдем”, “не буду”, “мам, я пошел...”, “подумаешь, какой...”, “когда я вырасту и стану большим...”, “самый большой”, “выше всех”, “самый лучший”, “самый-самый”.
Превосходные степени сравнения — это элементы Детской игры “Мое лучше, чем твое”. Наряду с заявлениями типа “Мам, мам, смотри, что я нашел!”, они призваны произвести впечатление на Родителя и облегчить ощущение неблагополучия.
Взрослый:
Физические признаки Взрослого. Когда взрослый слушает, то лицо, глаза, тело находится в постоянном движении; моргание повторяется через каждые три-пять секунд. Взрослый смотрит на собеседника открытым взглядом. (Если человек склонил голову, значит, он “себе на уме”).
Взрослые слова. Основу словаря Взрослого составляют: “почему”, “что”, “где”, “когда”, “кто” и “как”. Сюда же относятся: “сколько”, “каким образом”, “по сравнению с...”, “справедливо”, “неверно”, “вероятно”, “возможность”, “неизвестно”, “действительно”, “я полагаю”, “правильно ли я понял, что...”, “на мой взгляд”. Эти слова означают, что взрослый принялся за обработку информации.
При межличностном взаимодействии учителя и ученика каждый из них становиться в определенную позицию, с которой организует процесс взаимодействия. Единицей акта межличностного взаимодействия "ученик – учитель" является транзакция. Выделяют три разновидности транзакций.
Дополнительные транзакции.
При нормальном взаимоотношении одного человека к другому (стимул) влечет за собой вполне уместное, естественное реагирование (реакцию). Контакт развивается в приемлемых равных состояниях наиболее плодотворный транзакция с позиций Взрослый – Взрослый. Взаимодействие такого типа можно назвать горизонтальным (одноплоскостным).
Другой тип дополнительной транзакции Взрослый – Ребенок (вертикальны).
Пересекающиеся транзакции.
Такое взаимодействие, когда один из партнеров обращается к другому с позиции Родитель – ребенок, А другой с позиции Взрослый – Взрослый. Такой тип транзакций особенно характерен между учителями и учениками—подростками. Подростков не устраивает позиция Ребенка в межличностном взаимодействии, и они организуют его с позиции Взрослый - Взрослый. А учителя по привычке обращаются к ним с позиции Родитель – Ребенок. Как сущность и способность взаимодействия такой тип взаимодействия является самым трудным в деле установления норм взаимоотношений, и именно такие транзакции самые бесплодные и неэффективные как для межличностного взаимодействия, так и для деловых. Слияния общения и дела, ради которого затеяно это общение, в данном случае не будет.
Примеры дополнительных транзакций типичны при неглубоких, поверхностных отношениях. Они возникают в ритуалах, работе, в развлечениях и ни на что особенное не претендуют. Такие транзакции конфликтны по своей сущности, ближе к замкнутости, которая разделяет людей, отстраняет их друг от друга и препятствует взаимопониманию и эффективности действий.
Скрытые транзакции.
Требуют одновременного участия двух состояний. Типичный пример скрытой транзакции, когда учитель обращается к ученикам: "Вы все молодцы, правильно решили примеры, но вот последний пример даже и не пытайтесь решить, так как он трудный, и вы наверняка с ним не справитесь". Со стороны учителя в организации сообщения участвуют два Эго-состояния: Взрослый - Взрослый (с позиции социальной роли)и Родитель - Ребенок (психологический уровень, в виде некоторой интриги).
Со стороны ребенка может быть тоже самое.
Рассматриваемый пример имеет положительный характер, поскольку в нем подразумевается искренние взаимодействия, уважительные отношения между участниками и педагогом. Но такие случаи нечасты, когда начинает довлеть не игровой уровень, а манипулятивный, причем очень часто с обеих взаимодействующих сторон.