Педагогическое мастерство педагога дополнительного образования детей
ДОд –единый целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности.
Педагог ДОд —организует социально-педагогическую деятельность в рамках дополнительной образовательной программы; осуществляет разнообразную творческую деятельность обучающихся, формирует умения и навыки, ведет индвидуальную с учетом личностных и возрастных особенностей, способствует их развитию.
Педагогическое мастерство (по Н. Н.Тарасевич) –комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности.
К таким важным свойствам относятся:
- гуманистическая направленность деятельности преподавателя,
- его профессиональные знания,
- педагогические способности и
- педагогическая техника.
Все эти четыре элемента в системе педагогического мастерства взаимосвязаны, им свойственно саморазвитие, а не только рост под воздействием внешних условий. Основой саморазвития педагогического мастерства выступает сплав знаний и направленности личности; важным условием его успешности - способности; средством, придающим целостность, связанность направленности и результативности, - умения в области педагогической техники.
Несмотря на определенные различия в рассмотренных подходах, в них подчеркивается, что в структуре педагогического мастерства в целом выражается личность и деятельность педагога.
Способы оценки: конкурсы пед.мастерства, конкурсы авторских программ, творческих работ педагогов и организаторов.
Педагогическое мастерство – это самоорганизующаяся система в структуре личности, где системообразующим фактором выступает гуманистическая направленность, позволяющая целесообразно, с требованиями общества, выстроить педагогический процесс.
Фундаментом развития профессионального мастерства педагога, дающим ему глубину, основательность, осмысленность действий, выступает профессиональное знание. Направленность и профессиональное знание составляют тот остов, «скелет» высокого уровня профессионализма в деятельности, который и обеспечивает целостность самоорганизующейся системы.
Педагогические способности – дрожжи мастерства, обеспечивающие скорость его совершенствования. Педагогическая техника, опирающаяся на знания и способности, позволяет все средства воздействия увязать с целью, тем самым гармонизируя структуру педагогической деятельности.
В мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельные части:
1. мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей;
2. мастерство убеждения;
3. мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности
4. мастерство владения педагогической техникой.
В реальной педагогической деятельности эти виды мастерства тесно связаны, переплетаются и взаимно усиливают друг друга.
41. Стиль деятельности педагога дополнительного образования: структура, функции стиля деятельности
ДОд –единый целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности.
Педагог ДОд— организует социально-педагогическую деятельность в рамках дополнительной образовательной программы; осуществляет разнообразную творческую деятельность обучающихся, формирует умения и навыки, ведет индвидуальную с учетом личностных и возрастных особенностей, способствует их развитию.
Стиль деятельности — устойчивая система способов, приемов, методов, проявляющаяся в разных условиях ее существования. Он зависит от специфических особенностей самой деятельности, и от индивидуально-психологических черт субъекта. Т.е. это по сути индивидуальный стиль.
Ядро индивидуального стиля деятельности — психологические особенности человека, содействующие или противодействующие успешному процессу деятельности.
Стиль деятельности педагога ДО — характер проявления и удовлетворения потребности в саморазвитии, в создании индивидуально-творческой педагогической модели, это способ внесения личностного начала в образовательный процесс. Важным аспектом является мотив.
Функции стиля деятельности:
- инструментальная
- системообразующая
- компенсаторная
- интегративная
Виды стилей педагогического руководства:
· Авторитарный — педагог самостоятельно решает все вопросы жизнедеятельности группы.
· Попустительский — самоотстранение педагога от ответственности.
· Демократический — педагог ориентирован на развитие активности обучающихся, привлечение каждого к принятию решений общих задач; деятельность группы осуществляется на осуществляется на принципах реального сорудничества, взаимной поддержки.
Характеристики стилей педагога ДО:
1. Взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса сложившимися взаимоотношениями, обсуловленными доброжелательностью друг к другу.
2. Преобладание позитивного, оптимистического настроения у всех участников образовательного процесса как следствие участия в совместной интересной для всех деятельности.
3. Продуктивность взаимодействий в процессе инновационого обучения.
4. Личность педагога, его авторитет в творческой образовательной среде.
5. Участие всех субъектов образовательного процесса в его управлении, основанное на организации гуманистических отношений, реализуемых в процессе совместной деятельности педагога и детей.
Виды стилей педагога ДО с точки зрения влияния характера:
1. Эмоционально-импровизированный, педагог ориентируется на процесс образовательной деятельности; логично, но порой монологично преподнося новый материал. В учениках его интересуют репродуктивные способности и их усиление.
2. Эмоционально-методичный стиль, педагог ориентируется на процесс и результат образовательного процесса, его адекватное проектирование. Черты: высокая оперативность, открытость, мобильность в работе, стремление заинтересовать детей.
3. Рассуждающе-импровизированный и Рассуждающе-методичный, слабое увлечение методической изобретательностью, но ориентирован на процесс и результат образ-ной деят-ти. Второй стиль более упорядочен, управляем, организован.
Обязанности педагога ДО:
1. Осуществляет дополнительное образование обучающихся (воспитанников), развивает их разнообразную творческую деятельность.
2. Комплектует состав обучающихся (воспитанников) кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению их в течение срока обучения.
3. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической целесообразности.
4. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся (воспитанников).
5. Участвует в разработке и реализации образовательных программ, несет ответственность за качество их выполнения, жизнь и здоровье обучающихся (воспитанников).
6. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение.
7. Выявляет творческие способности обучающихся (воспитанников), способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.
8. Поддерживает одаренных и талантливых обучающихся (воспитанников), в т.ч. детей, имеющих отклонения в развитии.
9. Организует участие обучающихся (воспитанников) в массовых мероприятиях.
10. Оказывает консультативную помощь родителям (лицам, их заменяющим), а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции.
11. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
12. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
13. Повышает свою профессиональную квалификацию.
Типы, виды учреждений дополнительного образования детей, содержание их деятельности.
ДОд – единый целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности.
Учреждение ДО детей - юридическое лицо, существующее в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных законодательством РФ для некоммерческих организаций, деятельность которого регламентируется учредительными документами и локальными актами, соответствующими законодательству РФ об образовании.
УДОД — общественный институт воспитания, представляющий собой гармоничное единство познания, творчества, общения детей и взрослых.
УДОД— элемент системы образования, тип образовательного учреждения РФ цель которого — развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация ДО программ и услуг в интересах личности, общества, государства.
Содержание деятельности УДОД — реализация программ ДОд, профессиональной подготовки; содействие воспитанникам в профессиональной ориентации, организация длительного процесса профессиональных проб; организация досуга детей, в т.ч. в каникулярное время; обеспечение уровня и содержания подготовки обучающихся в соответствии с уровнем, направленностью ДОпрограмм, с учетом спроса на Доуслуги; методическая работа по совершенствованию образовательного процесса, оказание помощи педагогическим коллективам в части реализации ДОпрограмм.
ТИПЫ образовательных учреждений:дошкольные, общеобразовательные, средне-специальные, средне-профессиональные, высшие, дополнительного образования детей, дополнительного образования, повышения квалификаций;коррекционные.
ТИПЫ УДОД по формам собственности подразделяются на:государственные, федеральные государственные, муниципальные, негосударственные.
ВИДЫ:
Центр | Центр развития детей, Центр детского творчества и развития, Центр гуманитарного развития и творчества детей, Эколого-биологический центр, центр военно-патриотического воспитания молодежи, центр технического творчества детей и молодежи, центр детского туризма |
Дворец | Дворец спорта, дворец художественного творчества, дворец культуры детей и молодежи |
Дом | Творчества юнных, Дом детского творчества, Дом детского творчества и развития, Дом юных натуралистов, дом технического творчества, дом детского туризма и экскурсий, |
Клуб | Клуб юных моряков и речников, клуб юных летчиков, десантников и космонавтов, клуб юных пожарных |
Станция | Станция юных натуралистов, станция юных туристов, эколого-биологическая станция |
Школа | Детская музыкальная школа, детская школа искусств, детская спортивная школа, детская художественная школа, школа олимпийского резерва |
Студия | Художественная студия, студия дизайна, театральная студия |
Лагерь | Образовательно-оздоровительный, образовательно-досуговый |