Методическое сопровождение деятельности классного руководителя (профессиональное портфолио)
В целях совершенствования мастерства и методического сопровождения воспитательной работы классного руководителя, повышения профессиональной компетентности педагога как воспитателя в образовательном учреждении организуется методическое объединение классных руководителей (далее – МО). В некоторых учреждениях создаются соответствующие кафедры. Во главе его – председатель МО из числа наиболее опытных классных руководителей или заместитель директора по воспитательной работе. Обычно структура этого методического объединения представлена подразделениями учителей в соответствие со ступенями обучения: МО классных руководителей 1-4, 5-9, 10-11 классов. Такая структура МО позволяет наилучшим образом учитывать специфические особенности воспитательной работы с детьми разного возраста. Функции МО: научно-методическая, инновационно-экспертная, организационно-методическая, аналитическая. Отсюда, методическое сопровождение деятельности классных руководителей имеет следующие направления и формы организации профессионального общения:
- ознакомление с современными, новейшими достижениями науки и передовой образовательной практики (встречи с учеными, участие в конференциях, педагогические чтения, обсуждение новых нормативно-правовых документов, обзоры научно-методических журналов и сайтов по проблемам воспитания школьников, работа «годичных» команд по проблеме воспитания);
- информационно-методическая помощь классным руководителям в овладении современными технологиями воспитания обучающихся (конкурс программ воспитания учащихся класса и воспитательных проектов, открытые классные часы, круглые столы, проблемные семинары, инструктивные совещания, методическое портфолио);
- апробация и анализ результатов внедрения новых технологий и форм воспитательной работы (поисковая и экспериментальная работа, создание педагогического банка инноваций в области воспитания школьников, подготовка публикаций, докладов, сообщений);
- содействие классным руководителям в овладении способами организации аналитической деятельности (индивидуальные и групповые консультации,консультация-диалог, консультация-парадокс, консультация – практикум, экспертный совет, слайд-презентации, творческие отчеты и др.)
Разнообразие форм проведения методического объединения классных руководителей позволяет удовлетворить различные профессиональные потребности учителей. Варианты планов проведения заседаний МО могут включать:
1) доклад по теме; обсуждение доклада в процессе работы секций классных руководителей начальной, средней и старшей школы;
2) интерактивный классный час; сообщение классного руководителя об интерактивных формах воспитательной работы; обсуждение результатов проведения классного часа;
3) деловая игра-вертушка «Инновации и традиции»; обсуждение методических рекомендаций по теме и т.д.
Какое заседание МО удовлетворит взыскательный вкус педагога? Думается, педагогам понравится заседание МО и побудит их к дальнейшей работе, если на каждом заседании они будут получать новую информацию, конкретные советы и помощь, если будет востребовано их профессиональное мнение и способности.
Большую помощь классному руководителю оказывает ведение профессионального портфолио (от англ. portfolio)- портфель, папка для важных документов, образцов работ, справок, отчетов и др.
Цель создания портфолио классного руководителя – накопление и представление значимых профессиональных результатов, обеспечение мониторинга профессионального и творческого роста классного руководителя, его достижений в самообразовании. Работа над созданием профессионального портфолио должна соответствовать следующим принципам:
системности (предполагается отражение целей, задач, содержания, адекватных форм и методов, результатов работы классного руководителя);
полноты и конкретности (требуется представление информации о всех этапах воспитательного процесса – от разработки программы воспитания и создания перспективного плана до оформления отчета и анализа воспитательной работы);
объективности информации (принцип связан с необходимостью подтверждения педагогических оценок и выводов об уровне развития детского коллектива, уровне воспитанности учащихся класса и др.);
презентабельности (предполагает соблюдение требований к эстетике и аккуратности оформления в папке или электронной версиях).
Содержание папки (портфолио) зависит от задач педагогического коллектива школы и определяется на заседании МО классных руководителей.
Используется портфолио в различных профессиональных ситуациях: в процессе аттестации или подтверждения квалификационной категории учителя, для представления к профессиональным званиям и наградам, для подготовки к участию в профессиональных конкурсах и выставках-презентациях, в ситуациях поступления на новое место работы и распространения опыта классного руководителя т.д. В некоторых образовательных учреждениях существует практика собеседования администрации с классными руководителями в конце учебного года, где может быть представлено портфолио.