Тексты для изложений
Текст для изложения к вариантам 1—4
Прожить жизнь с достс инством и получить радость человеку позволяет настоящая цель. Если человек живё г, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать лю $ям радость, то он ставит себе цель, достойную человека. Если человек ставит пере а; собой задачу приобрести все элементарные материальные блага: машину, дачу, ме »ельный гарнитур, — он допускает роковую ошибку.
Ставя себе целью кар .еру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчен* й, чем радостей, и рискует потерять всё. Не повысили в должности — огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции — огорчение. У кого-то лучшая, чем ? тебя, мебель или лучшая машина — опять огорчение, и ещё какое! А что може г потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно тс лько, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностьк , шло от умного сердца, а не только от головы.
Поэтому главной жиз! енной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она i :e должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна д [ктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу стране, ко всей вселенной.
(По Д.С. Лихачёву) 172 слова
Текст для изложения к вариантам 5—8
Мы часто говорим дру другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих слов ix мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтоС ы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окруя ающих тебя людей — это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.
Обращаясь друг к др ту с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба — это порыв души. Отказать человеку в помощи — значит потерять собственное человеческое достоинств» . Равнодушие к нуждающимся в помощи — это душевное уродство. Чтобы убере1 ь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, с хгградание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости о пороков, калечащих душу.
Увеличивать добро в о ^ружающем нас мире — в этом заключается самая большая цель жизни. Добро ел* гается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, kotoj ую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на mhoi эе, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.
(По Д.С. Лихачёву) 157 слов
© 2012 Федеральный институт ш 1агогических измерений, © 2012 Издательство «Национальное образование» Копирование, распространение и спользование без письменного разрешения правообладателей не допускается
ТЕКСТЫ ДЛЯ ИЗЛОЖЕНИЙ
Текст для изложения к вариантам 9—12
Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? — Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным... И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты — подлинной теплоты сердца — невозможна душевная красота человека.
Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путем добра — путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен — и человеку в одиночку и всему обществу в целом.
Учить чувствовать и сочувствовать — это самое трудное, что есть в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых — это ценность жизни: чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания добрых чувств. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях.
(По В.А. Сухомлйнскому) 183 слова
Текст для изложения к вариантам 13—16
Человек совершил проступок или даже преступление. Или просто не оправдал надежд, которые на него возлагали. Ищут объяснений. Ищет их и он сам. Чаще не столько объяснения, сколько оправдания. Окружающие и он сам винят семью, школу, коллектив, обстоятельства.
Не следует забывать, какую роль в своей собственной судьбе играет сам человек, забывать о важной, а может быть важнейшей, части воспитания — самовоспитании. Ведь из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшее — сознательное отношение к собственной жизни, к собственным мыслям и планам, и прежде всего — к собственным действиям.
Самовоспитание начинается с самооценки. Если человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия, теряет уверенность в себе, значит, у него формируется заниженная самооценка. Не менее опасна и завышенная самооценка, когда человек считает себя всегда и во всем правым и не прислушивается к мнению других. Только умение адекватно оценивать свои возможности позволяет правильно сформулировать жизненные цели и добиваться их.
(По С.Л. Львову) 140 слов
© 2012 Федеральный институт педагогических измерений, © 2012 Издательство «Национальное образование» Копирование, распространение и использование без письменного разрешения правообладателей не допускается
I ИА-2013. РУССКИЙ ЯЗЫК: ТИПОВЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВАРИАНТЫ
Текст для изложения к вариантам 17—20
Время меняет людей. Н >, кроме времени, есть ещё одна категория, воздействующая на тебя, может, даже по сильнее, чем время. Это образ жизни, отношение к ней, сострадание к другим. (уществует соображение, что сострадание воспитывается собственной бедой. Мне j e нравится это соображение. Я верю, что сострадание — это особый талант, и без него трудно оставаться человеком.
Человек безмятежной судьбы знает, конечно, о бедах, о том, что есть несчастные, а среди них и дети. Да, несчастья и беды — это неизбежность. Но жизнь устроена так, чт< ■ несчастье счастливому кажется чаще всего далёким, порой даже нереальным. Зсли у тебя всё хорошо, беда представляется рассыпанной по миру маленькими пес гинками, несчастье кажется нетипичным, а типичным — счастье. Счастье не буде г счастьем, если оно каждый миг станет думать о беде и горе.
Собственные беды остг вляют в душе рубцы и учат человека важным истинам. Но если человек зап шинает только такие уроки, у него заниженная чувствительность. Плакат ь от собственной боли нетрудно. Трудней плакать от боли чужой. Знаменитый мыс штель прошлого сказал: «Процветание раскрывает наши пороки, а бедствия — на пи добродетели».
(По А.А. Лиханову) 165 слов
Текст для изложения к вариантам 21—24
Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде — очень распространённое явлени з, и свидетельствует оно о незащищённости человека, о его слабости, а вовсе i e о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иног/: а и жестокости.
По-настоящему сильнь й и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Вед] давно известно, что каждый наш поступок, каждое наше слово отражается на ок эужающих и враждебно самому дорогому, что есть на свете, — человеческой кизни. И сильный человек, понимая всё это, как раз и силён своим благородс вом и великодушием.
Учиться хорошей, cnoi ойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно — это нужно, действительно нужно! Наша речь — ва кнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ша, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
(По Д.С. Лихачёву) 136 слов
© 2012 Федеральный институт пе; логических измерений, © 2012 Издательство «Национальное образование» Копирование, распространение и и пользование без письменного разрешения правообладателей не допускается
Ы ДЛЯ ИЗЛОЖЕНИЙ
20',
Текст для изложения к вариантам 25—28
Были ли у человеческого искусства два пути с самого начала, или оно раздвоилось гораздо позже? Что же было вначале: потребность души поделиться своей красотой с другим человеком или потребность человека украсить свой боевой топор? А если потребность души, если просто накопившееся в душе потребовало выхода и изумления, то не всё ли равно, на что ему было излиться: на полезные орудия труда или просто на подходящую для этого поверхность прибрежной гладкой скалы?
Красота окружающего мира: цветка и полета ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица — вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека, потом неизбежно началась отдача. Изображение цветка или оленя появилось на рукоятке боевого топора. Изображение солнца или птицы украсило берестяное ведёрко либо первобытную глиняную тарелку. Ведь до сих пор народное искусствр носит ярко выраженный прикладной характер. Всякое украшенное изделие — это прежде всего изделие, будь то солонка, дуга, ложка, трепало, салазки, полотенце, детская колыбелька...
Потом уж искусство отвлеклось. Рисунок на скале не имеет никакого прикладного характера. Это просто радостный или горестный крик души. От никчемного рисунка на скале до рисунка Рембрандта, оперы Вагнера, скульптуры Родена, романа Достоевского, стихотворения Блока, пируэта Галины Улановой...
(По В.А. Солоухину) 191 слово
Текст для изложения к вариантам 29—32
Как и всякий квалифицированный, целенаправленный, планомерный и систематический труд, учитель — это профессия, специальность. Но это особенная, не сравнимая ни с каким другим делом, профессия. Она отличается рядом особенных свойств и качеств.
Объект труда учителя — духовная жизнь формирующегося человека — ум, чувства, воля, убежденность, самосознание. Важнейшие инструменты воздействия учителя на духовный мир школьника — слово, красота окружающего мира и искусства, создание обстоятельств, в которых наиболее ярко выражаются чувства — весь эмоциональный спектр человеческих отношений. Поэтому учительская профессия — это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека.
Конечный результат педагогического труда можно увидеть не сразу, не сегодня, не завтра, а через очень продолжительное время. То, что учитель сделал, сказал, сумел внушить ребенку, иногда сказывается через пять, десять лет. От учителя, от его умения, мастерства, искусства, мудрости зависит здоровье, разум, характер, воля, патриотизм, интеллект человека. Иными словами, зависит настоящее и
© 2012 Федеральный институт педагогических измерений, © 2012 Издательство «Национальное образование» Копирование, распространение и использование без письменного разрешения правообладателей не допускается
ГИА-2013. РУССКИЙ ЯЗЫК: ТИПОВЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВАРИАНТЫ
будущее ученика. Поэтом? очень важно верить в возможность успешного воспитания каждого ребенка. Безграь ичная вера в человека, в его будущее — вот что должно жить в душе человека, который решил посвятить свою жизнь благородному учительскому труду.
(По В.А. Сухомлинскому) 171 слово
Текст для изложения к вариантам 33—36
Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик «Животные-герои». Я считаю её своим «будильником». От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведённый летом в деревне, прогулка в лес^ с человеком, который «на всё открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком, с ночёвкой в лесу...
Нет нужды перечислят э всё, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношен ле к великому таинству жизни. Вырастая, человек умом постигать должен, как cj ожно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как всё в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть.
И всё-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, она делает познание мира интересн >ш и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную то гку отсчёта всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт шуки, сверкает красками, и есть любовь, приближающая человека к счастью.
(По В.М. Пескову) 156 слов
© 2012 Федеральный институт пе; агогических измерений, © 2012 Издательство «Национальное образование» Копирование, распространение и и пользование без письменного разрешения правообладателей не допускается
ОТВЕТЫ
Блок I. Варианты 1-4 Проверка и оценивание задания С1