V. гармонизация мелодии главными трезвучиями
С ПРИМЕНЕНИЕМ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ
Гармонизацией голоса называется присоединение к нему связной и логичной последовательности аккордов по вертикали. Она основана на принадлежности каждого звука гармонизуемого голоса к аккорду той или иной функции. В учебной практике на начальном этапе каждый звук является аккордовым. Связная последовательность нескольких аккордов образует гармонический оборот. Обороты по аккордовому составу делятся на:
- автентические (от греч. – главный, основной) – из аккордов тоники и доминанты: T-D; D-T; T-D-T и т.п.
- плагальные (от греч. – боковой, косвенный) – из аккордов тоники и субдоминанты: T-S; S-T; T-S-T и т.п.
- полные – объединяющие все три основные функции лада: S-D-T; T-S-D-T.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ГАРМОНИЗАЦИИ
ü каждый звук мелодии рассмотреть как приму, терцию, квинту тонического, субдоминантового или доминантового трезвучий;
ü при анализе гармонизуемой мелодии надо услышать в каждом звуке мелодии его гармоническую функцию. В тех случаях, когда функция двойственна – выбрать один из вариантов;
ü затакт, как правило, не гармонизуется;
ü первый и последний аккорды, как правило, тонические;
ü последовательность аккордов D – S запрещается;
ü повторение аккорда через тактовую черту запрещается;
ü разрешается повторение функции через тактовую черту в цезуре между двумя предложениями периода; в цезуре иногда возникает и последование функций D – S;
ü при переходе к сильной, а также к относительно сильной доле такта гармония меняется, что является необходимым условием ровной гармонической пульсации;
ü в басу следует избегать двух шагов на ч.5, ч.4 в одном направлении; линию баса организовывать как осмысленную мелодию с кульминационной точкой (или зоной) во втором предложении;
ü в выборе расположения аккордов необходимо исходить из регистра верхнего голоса: в среднем и нижнем регистре следует применить тесное расположени, в высоком – широкое;
ü избегать перекрещивания голосов;
ü при строгом голосоведении нельзя менять расположение между трезвучиями разных функций, так как неизбежно образуются параллелизмы.
Приступая к гармонизации, следует проанализировать мелодию, предварительно её прослушав; определить тональность, строение (наметить грани каждого предложения периода); выбрать расположение аккордов; наметить общий план гармонизации мелодии; рассмотреть функциональное значение звуков и, подписав цифровку, приступить к построению и соединению аккордов.
Проверьте выполненное решение:
ü звучание каждого аккорда (правильность удвоения, ровность расположения);
ü соединение аккордов (направление движения голосов, плавность мелодических ходов во всех голосах, кроме баса).
ЗАДАНИЯ
1. Решить задачи и проиграть их на фортепиано:
Задача № 4, Б. Алексеев
Задача № 5, Б. Алексеев
Задача № 6, Б. Алексеев
Задача № 7, Б. Алексеев
Задача № 49 (3), Е. Абызова
Задача № 49 (7), Е. Абызова
Задача № 49 (5), Е. Абызова
Задача № 49 (6), Е. Абызова
1. Решить задачи с применением перемещений трезвучий:
Задача № 15, Б. Алексеев
Задача № 21, Б. Уткин
Задача № 1, Б. Уткин
Задача № 11, Б. Уткин
Задача № 17, Б. Уткин
2. НА ФОРТЕПИАНО:
· играть полные гармонические обороты в тональностях с 2-5 ключевыми знаками во всех мелодических положениях и расположениях.
· определить ошибки:
АНАЛИЗИРОВАТЬ
Примеры на гармоническое и мелодическое соединение трезвучий разных соотношений:
· Ф. Шопен, Ноктюрн для фп. № 9 (т.41 – 44),
· Л. Бетховен, Концерт для фп. С оркестром № 2, II ч.
4. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ: