Лекция 15. Концептуальные основы учебника ИЯ
1.Научно-обоснованный подход к анализу учебника ИЯ (УИЯ).
2.Основные функции УИЯ.
3.Критерии анализа и оценки УИЯ.
4.Педагогическая норма оценки УИЯ.
Современный период развития методики преподавания иностранных языков (ИЯ) характеризуется повышенным интересом ученых и практиков к учебнику иностранного языка (УИЯ). Объясняется это, прежде всего, тем, что учебник является основным средством обучения, неотъемлемым компонентом учебного процесса, с которым сталкиваются все его участники. Как известно, учебник - ядро системы средств обучения, но не единственное и всеобъемлющее средство. Отлично понимая взаимосвязь всех средств обучения и необходимость их использования, мы уделим все же основное внимание учебнику как компоненту, управляющему деятельностью учителя и учащихся, отражающему определенный концептуальный подход к обучению ИЯ, цели, принципы, содержание обучения, что в свою очередь определяет стратегию и тактику, систему обучения в целом. Проблеме учебника посвящены работы целого ряда как отечественных, так и зарубежных ученых (А. Р. Арутюнов, В. П. Беспалько, И. Л. Бим, М. Н. Вятютнев, Д. Д. Зуев, Н. И. Тупальский, Н. Funk, G. Neuner, М. Duszenko, С. Nodari, L. Coetze, В. Kast, B-D. Mueller и др.) Практическая значимость результатов исследований в области создания УИЯ состоит в выявлении существенных свойств современного учебника и формулировке объективных требований к главному средству обучения. Научно обоснованный подход к анализу УИЯ приобретает особое значение в условиях альтернативной образовательной системы. Это обусловлено двумя обстоятельствами. Во-первых, определяя минимум знаний и умений, которыми должны овладеть учащиеся для достижения базового уровня обученности, «Государственный образовательный стандарт по иностранным языкам» не ограничивает возможности региона, школы и даже отдельного учителя и класса. Для разного типа учебных заведений (школы, лицея, гимназии, колледжа) предусмотрена возможность завышения минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции, что предполагает привлечение дополнительных учебных материалов, нуждающихся в тщательном анализе со стороны учителя. Во-вторых, в последние годы получили распространение параллельные и альтернативные учебники. Под параллельными мы понимаем учебники, изданные в нашей стране разными коллективами авторов для определенной ступени (этапа, года) обучения.
Наряду с параллельными учебниками в практике преподавания все чаще используются альтернативные учебники. Такими учебниками мы называем аутентичные учебники, издаваемые в стране изучаемого языка. Несмотря на то, что некоторые из них получили одобрение экспертного совета Министерства образования России, и, не отвергая их положительных свойств и широких возможностей эффективного применения в учебном процессе, следует все же указать на необходимость анализа и критической оценки аутентичных УИЯ, поскольку зачастую эти УМК преследуют иные цели, имеют специфическое содержание, реализуют другие методы обучения. Они не ориентированы на русскоязычных учащихся, не учитывают трудности, возникающие в процессе усвоения ИЯ, знакомства с культурой, особенностями мировосприятия и менталитета жителей страны изучаемого языка.
Вариативность содержания и целей обучения ИЯ и расширение рынка учебной литературы за счет появления все новых учебников, изданных в России и за рубежом, обусловливают потребность в выборочном подходе к учебникам, их всестороннем анализе и личностной (ориентированной на опыт и конкретные условия обучения) оценке.
Практика показывает, что многие учителя испытывают трудности при оценке учебника, в определении его пригодности для работы в конкретных условиях обучения.
Сказанное свидетельствует о необходимости дать учителю конкретные практические рекомендации, которые позволят ему провести функционально-целевой анализ учебника, выявляющий возможность работы с ним в конкретной аудитории, эффективность применения в заданных условиях.
Результаты исследований в области теории учебника позволяют говорить о дидактических и методических требованиях к УИЯ, обусловленных тремя уровнями формирования содержания учебника: общественным, общепедагогическим и предметным. В дидактическом плане внимание обращается на 4 основные группы требований, связанные с ведущими функциями, которые должен выполнять учебник:
1) соответствие потребностям педагогического процесса (учет
программных требований, учет закономерностей усвоения знаний,
управление процессом усвоения, взаимодействие всех композитов
УМК);
2) целенаправленность (ориентация на цель, выделение «пороговых»
уровней падения языком, целостность элементов учебника);
3)ориентация на учащихся (учет индивидуальных и возрастных особенностей, опора на интеллектуальные возможности и уровень обученности учащихся, создание оптимальных условий для самостоятельной работы, разнообразие приемов работы и видов учебной деятельности);
4)мотивация (стимулирование познавательной активности, проблемность изложения, личностная значимость учебного материала и учет коммуникативных потребностей обучаемых, масштабное использование средств оформления учебника).
Данные характеристики следует считать инвариантными, т. е. свойственными всем учебникам, в том числе и учебникам языкового цикла. Для построения и анализа УИЯ не меньшее значение имеют методические требования к его созданию, поскольку методические основы являются организующим, детерминирующим центром, концептуально обосновывают, чему и как учить. Таким образом, реализуя содержание образования, УИЯ строятся на одной дидактической основе и имеют относительно схожую внутреннюю форму, но их конкретное наполнение определяется концептуальным подходом, в русле которого реализуются все основные категории методики: цели, принципы, содержание и средства обучения, приемы и формы работы.
В настоящее время известно более 300 схем и моделей анализа УИЯ. Обзор наиболее перспективных из них можно найти на страницах специального выпуска сборника «Проблемы школьного учебника» (М.: Просвещение, 1977). Выделяют три группы критериев оценки:
—формальные критерии: оценка внешних качеств учебника;
—функциональные критерии: характеристика контингента обучаемых, целей, содержания и уровня владения языком;
структурные критерии: анализ методической организации материала.
Хотя в современной методике разработано достаточное количество требований к УИЯ и их список может быть продолжен, полагаем, что для анализа УИЯ достаточно выделить самые существенные из них и руководствоваться при оценке учебников педагогической нормой, представляющей собой наиболее значимый для практикующего учителя перечень требований к УИЯ, влияющих на успех в его использовании конкретным учителем в конкретной аудитории и позволяющих учителю ориентироваться в многообразии учебников, которыми насыщен в последнее время отечественный рынок учебной литературы.
Рассмотрение концептуальных основ создания УИЯ, обобщение схем, критериев его оценки и анализ многих действующих УИЯ позволили выделить 30 особенностей, отличающих УИЯ на современном этапе. Минимизация данного перечня до понятия педагогической нормы проводилась на основе трех критериев:1) при составлении каталога критериев необходимо исходить из уровня подготовки учителя и прагматических установок: опыта оценки и типичных проблемных ситуаций, возникающих при анализе УИЯ; 2) перечень критериев должен соответствовать современному уровню развития методики и коммуникативному подходу к обучению ИЯ; 3) при составлении списка целесообразно учесть мнение специалистов в данной отрасли знания. Прокомментируем 15 отобранных параметров оценки УИЯ, составивших педагогическую норму и вместе с тем систему ориентиров при анализе УИЯ.
Педагогическая норма оценки
1. Содержание учебника ориентировано на учащихся, удовлетворяет возможностям и потребностям обучаемых.
2.Опора на опыт и интеллектуальные возможности обучаемых, в том числе на навыки и умения в родном языке.
3.Создание оптимальных условий для самостоятельной работы.
4.Ситуативная обусловленность упражнений, оптимальное сочетание языковой и коммуникативной практики.
5.Оригинальные, аутентичные учебные материалы. 6.Разнообразие видов текстов.
7.Вопросы и задания проблемного творческого характера, активизирующие умственные и эмоциональные усилия учащихся, стимулирующие свободное употребление языка.
8.Сочетание различных форм работы: индивидуальной/групповой/парной/фронтальной/дискуссий/проектов/игрового обучения.
9.Включение литературных произведений как репрезентантов культурного фонда.
10.Тематизация различий в культурах посредством презентации контрастивных материалов, побуждающих к сравнению и сопоставлению.
11.Высокохудожественное оформление учебника: разнообразие иллюстративного материала и обозримое построение уроков (способствующие повышению мотивации учащихся).
12.Функциональный подход к организации материала: формулировка целей уроков в виде задач коммуникативного минимума, которые учащиеся научатся решать при помощи демонстрируемых речевых средств.
13 .Циклическая/концентрическая организация материала,
обеспечивающая его преемственность и многократную повторяемость.
14.Открытая гибкая методическая концепция, ориентирующая на равноправные отношения учителя и учащихся, учитывающая условия обучения.
15.Индуктивный подход к обучению грамматике, ее педагогическое, а не лингвистическое изложение.
Для удобства обработки и каталогизации действий учителя по анализу учебника все вышеперечисленные критерии целесообразно сгруппировать. Коммуникативный подход к отбору, содержания УИЯ позволяет сделать существенный для нас вывод о том, что для реализации ведущей цели обучения ИЯ - развития способности школьников к межкультурной коммуникации и решения одной из основных задач образования - интеграции личности в систему мировой и национальной культур в содержании современного УИЯ должны быть представлены следующие компоненты как основные объекты оценивания:
1)знания, правила оперирования материалом;
2)каталоги тем и ситуаций общения;
3)набор интенций / речевых намерений (коммуникативных задач);
4)текстотека;
5)языковой минимум (лексика/грамматика/фонетика), покрывающий текстотеку и вербализующий речевые намерения;
6) типология упражнений;
7) страноведческий материал;
5) наиболее типичные и контрастивные элементы культуры.
При оценке УИЯ наибольший интерес предъявляют следующие вопросы:
При помощи каких дидактических методических принципов структурируется процесс обучения (концептуальный подход)?
Какие знания и умения приобретут учащиеся в процессе обучения (цели)?
С какими фактами ИЯ и культуры познакомятся (содержание)?
В какой последовательности располагается содержание и как достигаются цели (прогрессия)?
Как представлен ИЯ (тексты, грамматика) и социокультурный аспект (страноведение)?
Как организуется занятие (упражнения, формы работы)?
Насколько полно используются возможности оформления учебника (мотивация)?
Таким образом, мы пришли к выводу: для эффективного использования УИЯ в заданных условиях необходимо провести его оценку по следующим аспектам: методическая концепция авторов учебника, соответствие целям и условиям обучения, мотивирующие возможности учебника, аутентичность языка и текстов учебника, способ предъявления страноведческой информации и система упражнений.