Дидактические основы построения учебника

Учебник выполняет функции носителя содержания образования и организатора процесса усвоения этого содержания учащимися (И.Я.Лернер, А.З.Рахимов, Л.М.Кузнецова, И.Д.Зверев, 1991).

Основу содержания образования составляют:

- знания разных видов (факты, законы, теории);

- способы деятельности (предметные и процессуальные);

- средства творческой переработки знаний;

- средства эмоционально-ценностного воздействия на учащихся.

Организация процесса усвоения содержания образования достигается:

- расположением материала в соответствии с логикой развития науки;

- должным раскрытием каждой темы в соответствии с теорией учения по следующей схеме:

а) постановка задачи и формирование мотивов предстоящей учебной деятельности (сообщаются научные факты пока без научного обоснования), формулируется проблема;

б) определяется объект и предмет исследования;

в) описывается модель изучаемого объекта;

г) описывается способ функционирования модели;

д) отрабатывается в умственной форме описание процессов (в речевой форме или внутренней речи) сначала в репродуктивном варианте, а затем в творческом;

е) контроль и самоконтроль выполняется по учебнику, а в случае решения творческих задач - с помощью педагога или имитационной компьютерной модели;

ж) завершающая систематизация изученного материала и увязка с ранее приобретенными знаниями и навыками.

Таким образом, описание объекта, внешней среды, представление о процессах (диалектика), обеспечивающих целостное существование объекта, разработка приемов, позволяющих достигать заранее поставленной цели на основе знания, должны составлять как организационный план развития научного исследования, так и план написания учебника.

ГЛАВА 2

СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ

ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

2.1. Состояние теории физической подготовки

Теория физического воспитания есть наука об общих закономерностях, определяющих содержание и формы построения физического воспитания как педагогически организованного процесса, органически включенного в общую систему воспитания человека (Л.П.Матвеев, 1979). Физическая подготовка является основополагающей стороной содержания физического воспитания, призванная для развития физических возможностей. Эта сторона физического воспитания связана с выполнением физических упражнений, вызывающих определенные физические нагрузки, после чего возникают морфофункциональные перестройки в системах и органах спортсмена.

Наиболее полно теория физической подготовки (ТФП) была впервые изложена в монографии Л.П.Матвеева "Основы спортивной тренировки". В ней физическая подготовка рассматривалась как раздел курса, в котором приводились только методы воспитания силовых, скоростных, выносливостных способностей и гибкости. Особенностью изложения материала было то, что приводилось описание только обобщений эмпирического опыта. В учебнике можно найти ответы на вопросы типа "как тренироваться?" и полностью отсутствует материал, с помощью которого можно было бы ответить на вопросы "что тренируется?" и "почему требуется именно данное рекомендуемое средство и методика тренировки?".

Большинство специалистов понимает, что теория физической подготовки не может развиваться в стороне от достижений спортивной биологии. Поэтому, начиная с 80-х годов, ведутся упорные попытки привлечения биологической информации для обоснования эмпирических закономерностей построения спортивной тренировки.

Л.П.Матвеев и Ф.З.Меерсон (1984) попытались привлечь закономерности функционирования абстрактной клетки и развития в ней структурно-функционального следа (адаптации) для интерпретации принципов спортивной тренировки, однако и сами авторы признали, что такой редукционистский подход не мог дать существенного сдвига в понимании эмпирических принципов построения спортивной тренировки. Обусловлено это тем, что прямой перенос закономерностей клеточного уровня для объяснения поведения человека как целого приводит к некорректным обобщениям.

В.М.Платонов при подготовке двух монографий (1984,1988) проделал большую работу по обобщению данных спортивной биологии. Его важным дополнением к курсу спортивной тренировки стало включение раздела "Контроль в спортивной тренировке", поскольку именно с контроля начинается и заканчивается любой управленческий цикл. К сожалению, биологическая информация использовалась В.М.Платоновым лишь для обоснования факторов, обуславливающих спортивную работоспособность. Такой подход остается в рамках эмпирического направления развития науки и является лишь иллюстрацией уже известных эмпирических положений, закономерностей и принципов построения тренировки. В частности, при описании принципов построения микроциклов биологическая информация вообще не используется, есть ссылка лишь на работу Ю.В.Фольборта (1958), которая была выполнена на крысах и касалась рассмотрения процессов метаболизма и синтеза гликогена в печени. На основе этой работы и системы гипотетических представлений о явлениях "суперкомпенсации", "суммирования эффекта" нескольких тренировок, скорости восстановления работоспособности после нагрузок большой, значительной, средней и малой мощности предлагается строить микроциклы. Очевидно, что на таких сомнительных основаниях заниматься научным планированием (предвидением) невозможно. На наш взгляд, это слишком приблизительные, неконкретные обобщения, касающиеся процессов адаптации вообще, тогда как эти процессы в каждом конкретном случае тренировки идут в строго определенных клетках органов.

В.М.Платонову не удалось преодолеть "эмпиризма" в разработке теории физической подготовки, однако это не удалось сделать и Ю.В.Верхошанскому (1990). Несмотря на корректную исходную посылку, а именно - построение тренировочного процесса должно вестись с учетом процессов адаптации систем и органов, попытка применения знаний спортивной биологии не удалась. Все свелось, как справедливо заметили его оппоненты А.С.Медведев (1990) и Ф.П.Суслов (1990), к переформулировке давно уже известных явлений.

Наиболее близок к разработке теории физической подготовки был В.М.Зациорский (1966). В монографии "Физические качества спортсмена" им были изложены концептуальные модели отдельных систем организма (мышечной, сердечно-сосудистой), описана биохимия мышечной деятельности, однако в начале 60-ых годов еще было недостаточно биологической информации для целостного изложения ТФП.

В истории развития науки аналогичные явления уже встречались. Так, Энгельс в "Анти-Дюринге" пишет: "Состояние разброда в современном учении об электричестве, делающем невозможным установление какой-либо всеобъемлющей теории, обусловлено господством односторонней эмпирии, которая запрещает себе мышление, которое именно поэтому мыслит ошибочно, неверно следует фактам, их изучает, тем самым становится чем-то противоположным эмпирии". Для преодоления "эмпирии" необходимо развивать теоретическое направление исследований объекта и на этой основе создавать развитую научную дисциплину. В основе теоретического мышления лежит модель изучаемого объекта.

Наши рекомендации