Вопрос 7. Возникновение внешкольного образования в России. Формы внешкольного образования
Появление первых организованных форм внеурочной работы с детьми специалисты относят к 30-м годам XVIII столетия, когда в Шляхтетском кадетском корпусе в Петербурге воспитанники организовали литературный кружок, а позже стали издавать и свой печатный орган под названием «Праздное время в пользу употребленное». Эти слова можно считать девизом той образовательно-досуговой деятельности, которая стала постепенно развиваться в России.
Примерно с этого же времени начинает свой отсчет история создания детских парков, первый из которых был создан по приказу Екатерины II для ее внука, будущего императора России Александра I.
В 60-70-х годах XX в. - время развития внешкольного образования прежде всего взрослых, а затем и детей. На этапе становления образовательной системы в России на рубеже веков возникло внешкольное образование взрослых. Внешкольное образование взрослых выполняло компенсаторные функции и было рассчитано на тех, кто не имел возможности получить образование в детском возрасте. Многие люди приобретали знания, умения и навыки, которые другие члены общества, их сверстники, уже освоили. В этом случае сравнивался массовый уровень образования населения и уровень образования конкретного человека. Внешкольная сфера образования решала задачу ликвидации неграмотности, повышения культурного уровня населения в целом и опиралась зачастую на самодеятельность самого населения.
ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - просветительская деятельность общественных организаций и частных лиц, направленная на удовлетворение образовательных запросов населения. Учреждения внешкольного образования (воскресные школы, вечерние школы, общеобразовательные и профессиональные курсы для взрослых, повторительные классы, народные университеты, а также народные чтения, публичные лекции, народные библиотеки и читальни, книжные склады, народные дома, народные театры и пр.) создавались на общественные и частные средства и не входили в государственную систему народного образования.
Формы внешкольного образования в России (60-70-е гг. XIX в.)
Воскресные школы. Изучали более широкий круг предметов, чем в казенных школах.
Рабочие курсы. Программы обучения соответствовали низшей средней и высшей школе (например, Пречистинские курсы).
Народные чтения. В основном преобладала религиозно-нравственная, историческая, военная тематика.
Эти формы внешкольного образования способствовали повышению уровня грамотности населения и его культуры.
На рубеже Х1Х-ХХ вв. сеть образовательных учреждений России представляла собой несколько типов учреждений: огромное разнообразие школ, училищ, лицеев, гимназий, институтов. Так, сеть образовательных учреждений Москвы была децентрализованной. Основная масса горожан не имела возможности получить начальное и, тем более, среднее образование. Сочувствуя им, лучшие представители российской интеллигенции предпринимали шаги по созданию образовательных курсов для малограмотной молодежи. Особую популярность получили курсы на заводах Бромеля, Михельсона, на Покровке (для рабочих сахарного завода), при типографии печатников. Наибольшей популярностью пользовались Пречистинские рабочие курсы, основанные в 1897 г. В разные годы здесь преподавали И.М. Сеченов, И.Е. Репин, Е.Б. Вахтангов, выступали перед слушателями такие выдающиеся артисты как А.Б. Гольденвейзер, К.Н. Игумнов, Л.В. Собинов и другие.
Таким образом, возникновение внешкольного образования в России относится к концу XIX в., т.е. с момента возникновения кружков, курсов ликвидации неграмотности.
Идея демократизации образования, превращения его в действительно народное стала ведущей для прогрессивной педагогической мысли начала XIX в. На деле она реализовывалась в открытии новых типов образовательных учреждений, ориентированных на детей разночинцев, рабочих.