Финансирование дошкольных учреждений
Детские дошкольные учреждения финансируются за счет средств государственного бюджета, из фондов общественного потребления. На содержание существующей сети дошкольных учреждений и ее расширение государство ежегодно выделяет огромные денежные средства. Это является убедительным свидетельством заботы Коммунистической партии и Советского правительства о женщине-матери и воспитании детей.
В расходах на содержание детей в дошкольных учреждениях принимают долевое участие родители. Размер их платы определяется исходя из общей суммы заработка отца и матери (или лиц, их заменяющих). Многодетные родители, матери-одиночки, инвалиды Великой Отечественной войны пользуются льготами, установленными государством. Плата родителей составляет в среднем 15—20% общих расходов на содержание ребенка.
Потребность дошкольных учреждений в денежных средствах определяется на основе финансового плана, называемого сметой. Смета — государственный планово-финансовый документ, в котором определены размеры денежных ассигнований на содержание учреждения в течение календарного года. Расходы на содержание вновь открываемого учреждения исчисляются с момента его сдачи в эксплуатацию.
Смета составляется по форме, установленной Министерством финансов СССР, и утверждается вышестоящей организацией, которой подчинено данное дошкольное учреждение (отделом народного образования или ведомством). В ней учитываются все затраты и источники их покрытия (средства госбюджета и родителей). В основную смету не включаются расходы на проведение летне-оздоровительных мероприятий. Для этого составляется дополнительная смета.
Планирование расходов в смете осуществляется по статьям бюджетной классификации на основании государственных норм расхода по каждой статье, из расчета на одного ребенка в год. Определяющими являются производственные показатели, которые характеризуют объем деятельности дошкольного учреждения: контингент детей (ясельного и дошкольного возраста); количество групп, их наполняемость; длительность работы учреждения; плановое число дней пребывания в нем одного ребенка в течение года. Кроме того, указываются размеры и объем занимаемого помещения, расчеты на отопление, освещение, водоснабжение и др.
Смета включает все статьи расходов, предусмотренные на содержание дошкольного учреждения, в том числе на заработную плату, социальное страхование, канцелярские, учебные и хозяйственные расходы, питание детей, командировки и служебные разъезды, приобретение оборудования и инвентаря, капитальный ремонт зданий и сооружений. Заведующий дошкольным учреждением обязан обеспечить строгое соблюдение штатно-финансовой дисциплины при расходовании денежных средств в соответствии со сметой.
Финансовая деятельность дошкольных учреждений систематически контролируется контрольно-ревизионным управлением министерства финансов данной союзной республики и его органами на местах, а также вышестоящими организациями, в ведении которых они находятся.
Порядок комплектования дошкольного учреждения педагогическими, медицинскими кадрами и обслуживающим персоналом осуществляется на основе «Устава детского сада» и «Временного положения о дошкольном детском учреждении — яслях-саде» в соответствии с типовыми штатами.
Организатором и руководителем дошкольного учреждения является заведующий, который назначается приказом городского (районного) отдела народного образования или ведомства (по согласованию с органами народного образования).
В числе первых сотрудников нового дошкольного учреждения за один-два месяца до его открытия заведующий оформляет на работу завхоза и бухгалтера (в случае отсутствия централизованной бухгалтерии), составляет вместе с ними проект сметы на содержание учреждения и приступает к его оборудованию. За месяц до открытия учреждения заведующий через отдел народного образования подбирает кадры воспитателей.
В этот же период проводится оформление обслуживающего персонала: уборщиц-нянь, работников кухни, прачки и др. При приеме на работу каждый сотрудник знакомится с «Правилами внутреннего трудового распорядка для работников детских садов», «Инструкцией по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках».
До открытия учреждения все работники, независимо от должности, занимаются его оборудованием и оформлением, готовясь к приему детей. В организационный период заведующий внимательно изучает деловые и личные качества каждого сотрудника, расставляет кадры, сочетая опытных воспитателей с начинающими. Знакомит работников с режимом работы детского сада.