Практика ознакомления с учебным процессом в начальной школе
Методические рекомендации к практике ознакомления с учебным процессом в начальной школе
для студентов специальности 050146 «Преподавание в начальных классах»
2013 г
Пояснительная записка
Практика ознакомления с учебным процессом в начальной школе проводится в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования и учебным планом (ПМ. 01 «Преподавание по программам начального общего образования») по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах».
В результате прохождения практики формируются следующиекомпетенции
общие:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
профессиональные:
Преподавание по программам начального общего образования
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.
ПК 1.4. Анализировать уроки.
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования.
ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Цель практики:знакомство с образовательным процессом в начальной школе, развитие мотивации к педагогической деятельности, подготовка к практике «Пробные уроки по программам начального общего образования» и другим видам практики.
Задачи практики:
· формировать у студентов умение наблюдать за поведением и деятельностью детей младшего школьного возраста и учебно-воспитательной работой учителя начальных классов, анализировать ее;
· формировать у студентов представление об осуществлении образовательного процесса различными структурными подразделениями школы;
· формировать у студентов умение планировать, систематизировать и обобщать собственную педагогическую деятельность;
· формировать у студентов умение подбирать и использовать на уроке дидактический материал (ИКТ, наглядный, занимательный и др.);
· воспитывать профессиональный интерес, стимулировать потребность в самообразовании.
После прохождения практики студент должен:
иметь практический опыт:
· педагогического наблюдения, анализа и обобщения полученных результатов;
· анализа деятельности учителя начальных классов, различных структурных подразделений школы;
· наблюдения, анализа учебных занятий и обсуждения их в диалоге с сокурсниками, учителем, руководителем педагогической практики;
· подготовки и использования дидактического материала к уроку.
уметь:
· анализировать образовательный процесс;
· отбирать и использовать дидактические материалы к уроку;
· обобщать материалы и представлять в виде компьютерной презентации.
Организация практики
В течение практики предусмотрены следующие формы работы:
· работа в опорных школах с целью наблюдения за деятельностью учителя и учеников в образовательном процессе;
· знакомство студентов с осуществлением образовательного процесса различными структурными подразделениями школы (библиотека, столовая);
· знакомство с учреждениями дополнительного образования, способствующими осуществлению учебного процесса в начальной школе;
· подготовка дидактических материалов к урокам, использование их и анализ целесообразности.
Практика рассчитана на 36 часов.
Содержание практики
1. Модуль «Знакомство с деятельностью структурных подразделений школы»:
· знакомство с работой библиотеки, школьной столовой;
· знакомство с деятельностью МО учителей начальных классов, участие (по возможности) в заседании.
2. Модуль «Работа с документацией, обеспечивающей образовательный процесс в начальной школе»:
· знакомство с планами работы учителя начальных классов (программы, КТП, поурочные планы), классным журналом;
· знакомство с планом работы и деятельностью МО учителей начальных классов;
· знакомство с планом учебно-воспитательной работы школы в аспекте деятельности учителя начальных классов и т.д.
3. Модуль «Методическая помощь учителю»:
· наблюдение и анализ учебных занятий, внеурочной деятельности и внеучебной воспитательной работы учителя начальных классов с целью подготовки к другим видам практики;
· методическая помощь учителю: игры с детьми на перемене, сопровождение в столовую, на прогулку, на экскурсии и др., изготовление наглядности, раздаточного материала и др.);
· подготовка дидактических материалов к урокам и проведение фрагментов уроков с их использованием.
План
Виды деятельности | Кол-во часов | Самостоятельная работа студентов | |
Формы работы | Формы отчетности | ||
Установочная конференция. Посещение опорной школы: распределение по классам, знакомство с учителем, классом. | групповая | записи в дневнике. | |
1. Наблюдение и анализ учебных занятий, внеурочной деятельности и внеучебной воспитательной работы учителя начальных классов. | индивидуальная | Фотозаписи в дневнике | |
2. Знакомство с деятельностью МО учителей начальных классов. | Групповая (руководитель ШМО) | записи в дневнике | |
4. Методическая помощь учителю: игры с детьми на перемене, сопровождение в столовую, на прогулку, на экскурсии и др. Подготовка дидактического материала к урокам и проведение фрагмента урока самостоятельно (ИКТ, изготовление наглядности, раздаточного материала и др.), самоанализ. | групповая, индивидуальная | краткая характеристика работы (отметка учителя в конце недели). Представление дидактических материалов с самоанализом. | |
4. Знакомство с деятельностью структурных подразделений школы ( библиотека, столовая). | групповая | записи в дневнике | |
· Знакомство с планами работы учителя начальных классов (программы, КТП, поурочные планы), классным журналом. | индивидуальная | записи в дневнике | |
5. Ежедневный анализ деятельности студентов-практикантов с учителем и методистом. | групповая | записи в дневнике | |
6.Подведение итогов практики, подготовка материалов к конференции | групповая | отчет, презентация | |
По окончании практики сдается документация:
Дневник практики с отметкой учителя о деятельности студента, дидактические материалы с самоанализом.
Выступление на итоговой конференции с презентацией материалов наблюдения и исследования.
По итогам практики проводится конференция, на которой подгруппа представляет отчет о проделанной работе: презентация, сообщения на выбранную тему.
Рейтинг – план
Практика ознакомления с учебным процессом в начальной школе
(3 семестр)
Преподаватель: методисты кафедры ПМНО
Специальность: «Преподавание в начальных классах»
Группа: 21, 22 НК
Форма контроля: дифференцированный зачет
Вид учебной деятельности | ФГОС СПО-3 5.2.1 Преподавание по программам начального общего образования ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки. ПК 1.2. Проводить уроки. ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения. ПК 1.4. Анализировать уроки. ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования. | Форма контроля | Колич. часов | Баллы |
Посещаемость | Дневник | |||
Наблюдение и фотозапись уроков учителя НК, анализ. | Дневник | |||
Подготовка дидактических материалов. Проведение фрагментов уроков (не менее 3), самоанализ. | Дидактические материалы, конспекты фрагментов уроков. | |||
Знакомство с деятельностью структурных подразделений школы (столовая, библиотека), работой ШМО. | Записи в дневнике, отметка учителя. | |||
Участие в итоговой конференции. | Подготовка материалов, выступление. | |||
Итоговая оценка | 50 – 70 – «зачтено» 49 и менее – «не зачтено» Отметка: 63 -70 – «отлично» 52 – 62 – «хорошо» 50 – 61 –«удовлетворительно» 49 и менее – «неудовлетворительно» |
Составители: Иноземцева Т.А., Лужбина А.А.