Средства обучения, их характеристика
Средство обучения – разнообразнейшие материалы и «орудие» учебного процесса благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигнуть поставленной цели обучения.
Под средством обучения понимают: материальный или идеальный объект, который используется учителем и учащимися для усвоения знаний (П. И. Пидкасистый).
Главное дидактическое назначение средств обучения – ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам.
Объекты, выполняющие средства обучения, можно классифицировать по различным основаниям:
§ по их свойствам;
§ субъектам деятельности;
§ влиянию на качество знаний;
§ на развитие различных способностей;
§ на их эффективность в учебном процессе.
§ Можно выделить две группы средств: средство - источник информации и средство - инструмент освоения учебного материала. Тогда можно сказать, что средствами обучения называются все объекты и процессы (материальные и материализованные), которые служат источником учебной информации и инструментами (собственно средствами) для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания учащихся.
§ Все средства обучения разделяются на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактические материалы, книги-первоисточники, тестовый материал, модели, средства наглядности, технические средства обучения, лабораторное оборудование.
§ В качестве идеальных средств обучения выступают общепринятые системы знаков, такие, как язык (устная речь), письмо (письменная речь), система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, математический аппарат и др.), достижения культуры или произведения искусства (живопись, музыка, литература), средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и т.п.), учебные компьютерные программы, организующе-координирующая деятельность учителя, уровень его квалификации и внутренней культуры, методы и формы организации учебной деятельности, вся система обучения, существующая в данном образовательном учреждении, система общешкольных требований.
Оборудование училищавключаетв себя все виды учебных помещений, мебель, спортивные комплексы, производственные площади, а также простейшие средства для обучения и воспитания: парты (учебные столы), доски, мел, ручки, карандаши, краски, учебники, тетради. Словом тот исходный минимум предметно-материального обеспечения, без которого не может существовать ни одно учебное заведение. Естественно, что набор училищного оборудования зависит от типа училища и профессий, по которым ведется обучение.
Учебно-лабораторное оборудованиеили учебно-лабораторное обеспечение педагогического процесса, зависит от особенностей материально-технического обеспечения училища конкретного профиля. Оно создается посредством создания системы учебных кабинетов, лабораторий, физкультурных залов в соответствии с набором учебных дисциплин, преподаваемых в училище.
Учебно-производственное оборудование— предназначенное для мастерских, учебных цехов, полигонов, земельных участков, где непосредственно ведется профессиональное обучение. По сути, это орудия и средства, применяемые в процессе профессионального труда.
ТСО - технические устройства и ЭВМ, используемые в целях воспитания и обучения. По функциональному назначению ТСО подразделяются на:
- технические средства передачи учебной информации (диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы, музыкальные центры, проигрыватели, радиоузлы, кинопроекторы, видеомагнитофоны, ПЭВМ и пр.);
- средства контроля знаний (карты, кассеты и билеты автоматизированного контроля, специальные компьютерные программы), тренажеры обучения и самообучения (обучающие программы, заложенные в технические устройства);
- вспомогательные технические средства (движущиеся ленточные классные доски, устройства для перемещения плакатов, карт, устройства дистанционного управления комплексами ТСО, радио микрофоны, электронные доски и т. п.).
в настоящий момент на смену известным техническим средствам оснащения приходит техника нового поколения. среди них компактные эпидиаскопы, проекторы, различная оргтехника (лазерные указки, маркеры, цифровые видео- и фотокамеры и др.). Тренажеры представляют особую группу технических средств. Они позволяют повысить эффективность формирования у учащихся производственных навыков: управления технологическими процессами, определения причин неисправности в технических объектах, выполнения и отработки сложных движений и т. д. Тренажеры незаменимы в тех случаях, когда не представляется возможным целостное рассмотрение изучаемого объекта, явления и процесса в реальных условиях.
Учебно-наглядные пособия— собственно, то, что показывается или проигрывается с помощью и посредством дидактических средств или самим педагогом вручную. Это плакаты, карты, схемы, кинофильмы, слайды, фонозаписи, фотографии, муляжи, педагогические программные средства (ППС). Организационно-педагогические средства воспитания объединяютразнообразную учебно-программную документацию: учебные планы и программы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия, методические рекомендации и т. д.
Учебная мебелькак составляющая учебно-лабораторного оборудования предназначена для создания максимально благоприятных условий для учащегося в его познавательной деятельности.
Учебники, учебные пособия, тетради, ручки, карандаши, линейки, готовальни, микрокалькуляторы и т. д. — это минимум, без которого невозможна учебная деятельность учащихся. Они относятся к организационно-педагогическим средствам.
Учебный кабинет— это помещение, специально оборудованное для проведения определенных занятий по одной из дисциплин учебного плана.