Значительно более тесные и устойчивые связи выявлены между темпом изменения двигательных способностей и свойствами нервной системы
Так, темп изменения скоростных способностей и показателей быстроты в 9-11 и 14-16 лет выше у подростков с менее сильной нервной системой. В 11-13 лет этому способствует большая лабильность, а в 13-14 лет - преобладание возбуждения по внутреннему балансу.
В то время как темп изменения скоростно-силовых способностей в возрасте 10, 13 лет выше у подростков с сильной нервной системой, то в 14-15 лет - уже у лиц со слабой нервной системой. В 10, 15, 16 лет этому способствует преобладание возбуждения по внешнему балансу.
Способность к работе на выносливость в 10, 12, 15 лет лучше развивается у подростков с инертными нервными процессами, а в 10, 13 лет - у лиц с преобладанием возбуждения по внутреннему балансу. В отношении динамики морфологических признаков (S тела, расчет должной массы, % жира и др.) чаще наблюдаются связи со стороны таких свойств нервной системы, как лабильность, внешний баланс силы нервной системы, однако однонаправленность этих связей в рамках возрастного развития отсутствует.
В частности, выявлено, что сенситивные периоды в развитии скоростных, скоростно-силовых и силовых способностей не всегда совпадают у подростков одного хронологического возраста, но различающихся по типу телосложения. Подобный вывод на основании изучения динамики развития координационных способностей у девушек, различающихся по типу телосложения, сделан И.Ю. Горской . Приведенные данные заставляют лишний раз обратить внимание на то, что определенные индивидуально-типологические особенности детей и подростков могут быть факторами, сопутствующими большей предрасположенности к проявлению и развитию тех или иных двигательных способностей.
При этом исследование собственно индивидуальных различий их природы и развития дает информацию, не сводимую к той, которая может быть получена при анализе нормативных тенденций. В этом случае особенно важно то, что данные о средних тенденциях при более внимательном анализе часто оказываются малоинформативными.
Все дело в том, что индивидуальные различия всегда больше групповых. Групповые же могут не совпадать с индивидуальными в этой характеристике. В частности, физическое развитие в значительной степени обусловлено темпами биологического созревания, и связано это с реализацией генетической программы развития, а индивидуальные различия в большинстве своем связаны с технологией учебно-тренировочного процесса, т.е. определяются социальными факторами. Это дает основание отметить, что для каждого возрастного периода индивидуального развития характерен "свой комплекс" - специфический набор ведущих признаков, который может быть успешно реализован при спортивной деятельности.
В этих условиях едва ли правомерно связывать сенситивные и критические периоды в отношении того или иного двигательного качества с конкретным возрастным периодом, несмотря на то, что возраст является интегральным показателем. Все это может нанести вред учебно-тренировочному процессу, и, кроме того, не будут в полной мере реализовываться возможности человека. По нашему мнению, сенситивный период функционирует как средовый фильтр, принимая влияния, соответствующие психофизиологическим особенностям субъекта, и блокируя не соответствующие.
Результирующие же процессов взаимодействия врожденных и приобретенных факторов будут складываться из соотношения вовлеченных в эти процессы переменных, а уровень взаимодействия будет в значительной степени определяться эластичностью систем. Подобное предположение обусловлено тем, что главным звеном, опосредующим возможные влияния генотипа на физическое развитие человека в онтогенезе, является ЦНС. Но следует иметь в виду, что ЦНС не только опосредует влияние генотипа на психологический уровень в структуре индивидуальности. Есть уверенность в том, что она выполняет обратную функцию, опосредуя влияние окружающей среды на реализацию генотипной программы развития. При этом влияние внешней среды тем значительнее, чем сложнее формируемая функция.
Все это акцентирует внимание на том, что каждый возрастной период может быть понят лишь в контексте целостного процесса индивидуального развития.
Выявление различных путей развития двигательных способностей и разнообразия темпов возрастной динамики в соответствии с психологическими особенностями важно не для поиска точной оценки возрастного "среза", а главным образом для изучения самого процесса индивидуального развития и определяющих его факторов. Это позволит в определенной степени решить проблему обучения, связанную с формированием неповторимой индивидуальности каждого занимающегося.
42. Место и роль избранного вида ФСД в различных звеньях физкультурного движения.Акробатика наряду со спорт. и худож. гимнастикой относится к спортивным видам гимнастики. По акробатике регулярно проводятся спорт соревнования различного масштаба, способствует общему физическому развитию. Занятия акробатикой оказывают разностороннее воздействие на организм занимающихся. Многообразие акробатических упражнений от самых простых до предельно сложных делает занятия акробатикой доступным самым различным контингентам занимающихся. При овладении акробатическими упражнениями развивается сила, ловкость, быстрота реакции, ориентировка в пространстве, совершенствуется вестибулярный аппарат. Все это ставит акробатику в число важных средств физ. воспитания и обеспечивает популярность у занимающихся.
Элементы малой акробатики получили широкое применение в учебных заведениях, являются составной частью программы обучения на уроках ФК. Имеет также большое прикладное значение для различных видов спорта.
Акробатические упражнения широко используются спортсменами спорт. и худ. гимнастикой, прыжками в воду, легкой атлетикой, спортивными играми, прыжками с трамплина и др. видами спорта. Они содействуют развитию специальных качеств (ловкости, ориентировке в пространстве, быстроты реакции) и овладению навыками самостраховки. Все это делает акробатику средством спортивной подготовки мастеров высокого класса.
43. Методика обучения технике движения и формирования двигательного навыка в избранном виде ФСД Стадии формирования двигательного навыка.Двигательный навык –это такая степень владения действием, при котором управление движениями происходит автоматизировано, т. е. не требует специально направленного на него внимания.
Характерные признаки:
1. Автоматизированное управление движениями. Сознание освобождается от подробного контроля над каждым движением. Однако автоматизация процесса выполнения движений не означает неосознанности действий. Сознание ученика направлено в основном на узловые компоненты действия, на применение его в различной обстановке, на творческое решение двигательной задачи.
2. Слитность движений, т.е. объединение ряда элементарных движений в единое целое
3. Отсутствие излишнего напряжения мышц, ненужных действий, высокая быстрота, легкость, экономичность и точность движений при его выполнении.
4. Высокая устойчивость действия. Она позволяет успешно решать двигательную задачу под влиянием сбивающих факторов (утомлении, плохих внешних условий)
5. Прочность запоминания действия. Навык, если он сформирован и закреплен, не исчезает даже при длительных перерывах
На основе ранее усвоенных знаний и навыков формируется двигательные умения высшего порядка – конечная цель обучения, эти умения связаны с самостоятельным решением новых двигательных задач в меняющихся условиях деятельности.
От умения и навыка следует отличать привычки. Двигательные привычки – это автоматически совершаемые действия, не связанные с целенаправленным обучением, которые могут возникнуть неосознанно.
Взаимодействие (перенос) навыков.
Формирование одних двигательных навыков может оказывать определенное влияние на усвоение других навыков. Это явление получило название переноса навыка. Различают положительный и отрицательный перенос навыка.
Положительнымпереносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык облегчает процесс формирования последующего.
Отрицательным переносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затрудняет процесс формирования последующего.
Перенос навыка может иметь различный характер.
Одностороннийперенос. Он возникает в тех случаях, когда формирование одного навыка содействует образованию другого, а обратного влияния не обнаруживается.
Взаимныйперенос. Это перенос навыков с одного двигательного действия на другое и обратно.
Прямойперенос. Он характеризуется тем, что формирование одного навыка сразу влияет на создание другого в каком-либо упражнении.
Косвенный (опосредованный) перенос. Это такой вид переноса, при котором ранее сформированный навык создает только благоприятные предпосылки для приобретения нового.
Ограниченный (частичный) перенос. Он происходит в тех случаях, когда структура изучаемых действий имеет большое сходство.
Обобщенныйперенос имеет место в тех случаях, когда ранее освоенный навык влияет на формирование целого ряда движений, которые могут и не иметь структурного сходства с ним.
Перекрестный__Ђ48702 перенос – это перенос навыков на симметричные органы тела, когда, например, движение, освоенное правой рукой или ногой, без специальной подготовки может быть выполнено левой.
Этапы обучения
Процесс обучения движениям состоит из следующих этапов: 1) первоначальное разучивание, 2) углубленное разучивание, 3) закрепление навыка и совершенствование техники.
Первоначальное разучивание. На первом этапе ставится задача создать целостное представление о движении и сформировать умение выполнять его в общих чертах (освоить основу техники). При этом наблюдаются излишнее мышечное напряжение, неточность в выполнении движения, отсутствие слитности между его элементами.
Углубленное разучивание. Задача второго этапа — создать правильное представление о каждом элементе техники движения, выработать умение четко и слитно выполнять их.
Закрепление навыка и совершенствование техники. Задача третьего этапа — закрепление приобретенного умения в навык, а также выработка умения применять его в различных условиях, изменяющихся ситуациях (в соревновательной, игровой форме). На данном этапе продолжается совершенствование техники движений.