Специальные принципы (устанавливаемые УПК РБ и др. законодат. актами)
Принципы уголовного процесса, их значение и система.
Принципами уголовного процесса называются основные правовые положения, определяющие построение всех его стадий и обеспечивающие выполнение стоящих перед ним задач. Принципы уголовного процесса имеют важное значение для всей системы процессуальных форм и институтов. Они определяют характер и систему форм, стадий уголовного процесса. Все принципы можно классифицировать (разделить) по группам:
Конституционные принципы (установленные Конституцией РБ);
специальные принципы (устанавливаемые УПК РБ и др. законодат. актами).
Все принципы действуют двояко: одни распространяют свое действие на все стадии (например, принцип законности), другие относятся только к судебным стадиям (например, принцип состязательности и равенства сторон в процессе).
К конституционнымотносятся принципы:
- законности;
-публичности;
-равенства граждан перед законом и равенства защиты прав и законных интересов;
-презумпции невиновности; обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту;
- неприкосновенности жилища и иных законных владений граждан;
- охраны личной жизни, в том числе тайны корреспонденции, телефонных и иных сообщений, чести и достоинства;
- использования языка, на котором ведется производство;
-осуществления правосудия только судом;
-независимости судей и подчинения их только закону;
-гласности судебного разбирательства;
- состязательности и равенства сторон в процессе;
-обеспечения прав граждан на судебную защиту и др.
К специальным принципам относятся
-всесторонность, полнота и объективность исследования обстоятельств дела;
-оценка доказательств по внутреннему убеждению;
-непосредственность, устность и непрерывность судебного разбирательства.
Такая классификация принципов имеет важное значение, поскольку с ее помощью раскрываются место, соотношение и роль каждой группы принципов в общей системе.
Значение принципов уголовного процесса состоит в том, что они определяют характер и систему форм и стадий уголовного процесса.
2. Государственные органы и должностные лица, ведущие уголовный процесс: функции и полномочия.
Участники уголовного процесса — это государственные органы, должностные лица, граждане, юридические лица, участвующие в уголовном процессе и наделенные определенными правами и обязанностями.
В зависимости от стоящих перед ними задач, интересов и осуществляемых функций участники уголовного процесса могут быть классифицированы следующим образом:
1) государственные органы и должностные лица, осуществляющие производство по уголовному делу (суд, прокурор, следователь, дознаватель, орган дознания);
2) лица, интересы которых затрагиваются в уголовном процессе (заинтересованные в исходе дела): обвиняемый, подозреваемый, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, гражданский ответчик;
3) лица, представляющие или защищающие в уголовном процессе интересы других его участников (защитник, законные представители потерпевшего, гражданского истца, подозреваемого, обвиняемого, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика);
4) иные лица, участвующие в уголовном процессе (свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой, секретарь судебного заседания).
В судебном разбирательстве могут участвовать представители трудовых коллективов и общественных организаций: общественные обвинители и общественные защитники, которые выступают от имени этих коллективов.
К государственным органам и должностным лицам, ведущие уголовный процесс относят:
-Суд и его полномочия.
Согласно ст. 108 Конституции судебная власть в РБ принадлежит судам. В соответствии со ст. 1 Кодекса «О судоустройстве и статусе судей» судебная власть осуществляется общими судами, к которым относятся Верховный Суд, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды.
Суд осуществляет правосудие по уголовным делам и обеспечивает их правильное и законное разрешение. Уголовное дело должно быть рассмотрено судом по существу только в соответствии с правовой процедурой, установленной УПК и на основе: соблюдения подсудности конкретных уголовных дел; формирования законного, независимого, компетентного и беспристрастного состава суда; отвода судей; отделения функции осуществления правосудия от функций обвинения и защиты.
Уголовные дела в суде первой инстанции рассматриваются единолично или коллегиально.
Судья единолично: 1) разрешает вопросы, связанные с назначением и подготовкой судебного разбирательства; 2) рассматривает дела о преступлениях, за которые максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышает 10 лет лишения свободы, за исключением дел о преступлениях несовершеннолетних; 3) разрешает вопросы, связанные с исполнением приговора.
Коллегия в составе судьи и двух народных заседателей рассматривает дела о: 1) преступлениях, за которые уголовным законом предусматриваются наказание свыше десяти лет лишения свободы или смертная казнь; 2) преступлениях несовершеннолетних.
Рассмотрение уголовных дел в кассационной инстанции осуществляется в составе трех судей, а в надзорной инстанции – в составе не менее трех судей.
Полномочиями суда в уголовном процессе являются:
1) подготовка и назначение судебного разбирательства;
2) рассмотрение уголовных дел по первой инстанции;
3) рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке и в порядке надзора, а также при производстве по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам;
4) обращение приговора к исполнению и разрешение вопросов, связанных с исполнением приговора, а также снятие судимости;
5) рассмотрение уголовных дел с применением к лицу принудительных мер безопасности и лечения.
- Прокурор и его полномочия на различных стадиях уголовного процесса.
Полномочия прокурора в уголовном процессе регламентированы Законом «О прокуратуре» и УПК. Так, согласно ст. 34 УПК прокурор является должностным лицом, в пределах своей компетенции осуществляющим от имени государства уголовное преследование и поддерживающим государственное обвинение в суде. При осуществлении своих полномочий прокурор независим и подчиняется только закону.
Широкими полномочиями прокурор обладает в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Он вправе возбуждать уголовные дела, поручать их производство следователю, органу дознания, дознавателю, принимать дело к своему производству и расследовать его в полном объеме, отказывать в возбуждении уголовных дел, осуществлять надзор за расследованием уголовных дел.
Прокурор уполномочен истребовать у органа дознания и следователя уголовное дело, дать указание о расследовании, отменять незаконные и необоснованные постановления органов дознания и следователя.
По окончании предварительного расследования, прокурор определяет дальнейшее движение уголовного дела. Получив от органа дознания или следователя уголовное дело с постановлением о направлении дела в суд, прокурор проверяет качество расследованного дела: обоснованно или предъявлено обвинение, правильно ли квалифицированы деяния обвиняемого, правильно ли избрана мера пресечения, произведено ли исследование обстоятельств дела всесторонне, полно и объективно.
В судебном разбирательстве прокурор поддерживает государственное обвинение, пользуясь равными правами с другими участниками судебного разбирательства.
Будучи государственным обвинителем, прокурор действует от имени государства, поддерживает обвинение в строгом соответствии с законом. Участие в судебном разбирательстве прокурора в качестве государственного обвинителя обязательно, за исключением дел частного обвинения.
Если в ходе судебного разбирательства обвинение не находит подтверждения, прокурор обязан отказаться от обвинения (ст. 293 УПК).
От других участников судебного разбирательства государственный обвинитель отличается тем, что он не только вправе, но и обязан реагировать на каждый факт нарушения законности в судебном заседании путем обращения к суду с просьбой о его устранении. Это не возводит его в орган надзора за судебной деятельностью, он действует как государственный обвинитель.
Если прокурор не согласен с решением суда, он вправе принести в вышестоящий суд кассационный протест.
В стадиях кассационного и надзорного производства участвующий в них прокурор поддерживает протест, принесенных им или другим полномочным на то прокурором, и высказывает свое мнение по поводу законности и обоснованности опротестованных решений.
-Следователь и его полномочия.
Следователем является должностное лицо прокуратуры, органов внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований Комитета государственного контроля РБ, осуществляющее в пределах его компетенции предварительное следствие.
Хотя следователи структурно входят в разные ведомства, процессуальные полномочия их одинаковы. Так, следователь обязан принимать все меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела; осуществлять уголовное преследование лица, в отношении которого собраны достаточные доказательства, указывающие на совершение им преступления, путем привлечения его в качестве обвиняемого, предъявления обвинения, применения в отношении его меры пресечения, передачи дела прокурору для направления в суд. Следователь также обязан принять меры по обеспечению безопасности участников уголовного процесса и иных лиц.
Все решения о производстве следственных и других процессуальных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора или письменного согласования решения органа уголовного преследования о задержании лица, и несет полную ответственность за их законное и своевременное исполнение.
В случае несогласия следователя с указаниями прокурора о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, передаче уголовного дела прокурору для направления в суд или прекращении производства по уголовному делу следователь вправе, приостановив исполнение этих указаний, представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или поручает производство предварительного следствия по этому делу другому следователю.
Следователь вправе возбуждать уголовное дело и отказывать в его возбуждении, прекращать и приостанавливать предварительное следствие по уголовному делу, производить предварительное следствие и выполнять все следственные и иные процессуальные действия, а также разрешать свидания близким родственникам и членам семьи с лицом, содержащимся под стражей, домашним арестом, по находящемуся в его производстве уголовному делу.
По уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, следователь вправе в любой момент принять дело к своему производству и приступить к его расследованию, не дожидаясь выполнения органами дознания неотложных следственных действий.
Следователь по расследуемому им уголовному делу вправе знакомиться с оперативно-розыскными материалами органов дознания, относящимися к расследуемому делу, давать им поручения о производстве оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий и требовать от них содействия в производстве следственных действий. Такие поручения следователя даются в письменной форме и являются для органов дознания обязательными.
Постановления следователя, вынесенные в соответствии с требованиями УПК по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны к исполнению всеми организациями, должностными лицами и гражданами.
-Органы дознания, их задачи, полномочия в уголовном процессе.
Органами дознания называют государственные органы и должностные лица, уполномоченные законом осуществлять дознание. К ним относятся:
1) Министерство внутренних дел РБ, территориальные органы внутренних дел;
2) органы государственной безопасности – по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению;
3) командиры воинских частей, соединений, начальники органов пограничной службы, военных учреждений и гарнизонов – по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащих, о преступлениях, совершенных гражданским персоналом Вооруженных Сил РБ, других войск и воинских формирований в связи с исполнением ими служебных обязанностей в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, органа пограничной службы или его подразделения;
4) начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов – по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по уголовным делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;
5) Государственный пограничный комитет РБ, территориальные органы пограничной службы, орган пограничной службы специального назначения – по уголовным делам о незаконном пересечении Государственной границы РБ;
6) таможенные органы – по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению;
7) органы финансовых расследований Комитета государственного контроля РБ – по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению;
8) органы государственного пожарного надзора – по уголовным делам о пожарах и нарушении противопожарных правил;
9) капитаны морских или речных судов, командиры воздушных судов, находящихся вне пределов РБ, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на судах;
10) главы дипломатических представительств и консульских учреждений РБ – по делам о преступлениях, совершенных в пределах территории дипломатических представительств и консульских учреждений.
На органы дознания возлагаются:
1) прием, регистрация и рассмотрение заявлений и сообщений о любом совершенном, совершаемом и готовящемся преступлении;
2) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно;
3) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно;
4) ускоренное производство;
5) производство предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности, и менее тяжких преступлениях, по которым не установлено подлежащее привлечению в качестве обвиняемого лицо, до его установления.