Шара Баймолдақызы Жиенқұлова
Имя при рождении: | Гульшара Жиенкулова | |||||
Род деятельности: | танцовщица | |||||
Дата рождения: | 18 июля 1912 | |||||
Место рождения: | Верный | |||||
Гражданство: | СССР | |||||
Дата смерти: | 21 мая 1991 (78 лет) | |||||
Место смерти: | Алма-Ата | |||||
Отец: | Баймолды Жиенкулов | |||||
Супруг: | Курманбек Джандарбеков | |||||
Дети: | Булат Джандарбеков | |||||
Награды и премии: | |
Жиенкулова Шара (Гульшара) Баймолдиновна (1912-1991), танцовщица, основоположник казахской хореографии. Главным педагогом Ш.Жиенкуловой стал бывший солист Большого театра и партнер Анны Павловой А.Александров. От него Ш.Жиенкулова получила хорошую основу русского классического танца, которую виртуозно сочетала с национальным характером в искусстве. Результатом совместной работы А.Александрова и Ш.Жиенкуловой явился «Таттимбет», который до сих пор считается одним из лучших казахских танцев. Ш.Жиенкулова придумала, поставила и исполнила первый национальный казахский танец «Келиншек» в музыкальной драме М.Ауэзова «Айман-Шолпан» - первом спектакле открывшегося в 1934 г. Казахского государственного музыкального театра, а также исполнила народные танцы в операх «Кыз Жибек», «Жалбыр», «Ер Таргын» Е. Брусиловского. В первом казахском национальном балете «Калкаман – Мамыр» танцевала заглавную партию.
В Казахском драматическом театре имени М.Ауэзова исполнила роли Пулиш в пьесе Б.Майлина «Майдан», Енлик, Карагоз в пьесах «Енлик-Кебек», «Карагоз» М.Ауэзова. Совместно с балетмейстером Л. А. Жуковым осуществила постановку балета И. Н. Надирова «Көктем» (1940).
В 1940-х гг., во время пребывания в Ленинграде, Ш.Жиенкулова посещала уроки Г.Улановой. Крепкая творческая дружба связывала ее с И.Моисеевым, который приглашал ее в свой ансамбль для постановки казахских танцев. Под его влиянием у Ш.Жиенкуловой, в то время солистки Казахской Государственной филармонии, возникла мысль о создании собственного творческого коллектива, и она занялась сбором и созданием танцев народов мира. Правительство республики поддержало ее идею и с марта 1940 г. филармонический ансамбль «Песни и танцы народов мира» гастролировал по стране.
Как только началась война, ансамбль Ш.Жиенкуловой одним из первых выехал на фронт для выступления в воинских частях. Деньги, полученные за выступления, Шара перечислила в фонд обороны, на сооружение танка, который закончил войну в Чехословакии.
После войны коллектив Ш.Жиенкуловой гастролировал на протяжении почти тридцати лет: города и села Казахстана, республики Советского Союза, многочисленные страны зарубежья. В поездках Ш.Жиенкулова не только демонстрировала творческие достижения своего коллектива, но и собирала танцы народов мира и музыку к ним. Грузинские, молдавские, татарские, узбекские, мексиканские, испанские, индийские, арабские, монгольские, индонезийские, украинские, русские, танцы острова Бали и Вьетнама – репертуар коллектива Ш.Жиенкуловой. Впервые в истории казахского танцевального искусства она поставила казахские народные танцы «Айжан кыз», «Каражорга», «Кырык кыз», «Кудаша», «Сауыншы-женгей», танцы с домброй и «Казахский вальс» как выражение радости и торжества жизни. По ее инициативе было построено здание хореографического училища им. А. Селезнева, в котором в 1966-75 гг. она была директором, преподавала и открыла «Народное отделение». В это время совместно с Б.Аюхановым и воспитанниками училища был поставлен балет «Кыз Жибек» на музыку Е.Брусиловского. За эту работу Ш.Жиенкулова была удостоена Государственной премии Казахстана, а коллектив исполнителей этого балета послужил основой для создания нового, теперь уже легендарного «Молодого балета Алма-Аты» - ныне Государственный ансамбль классического танца.
Ш.Жиенкулова снималась в кинофильмах «Амангельды» (1939), «Дочь степей» (1954), «Наш милый доктор» (1957).
Народная артистка КазССР (1938), лауреат Государственной премии КазССР (1968). Награждена орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета».
В память о Ш.Жиенкуловой названа улица в Бостандыкском районе (ранее Кирпичнозаводская 10-я, 850 м).
Жиенқұлова Шара (Гүлшара) Баймолдақызы (18.8.1912, Алматы — 5.1991, Алматы) — биші, педагог. Қазақстанның халық артисі (1938; 1936 жылдан Қазақстанның еңбек сіңірген артисі). 1929 — 30 ж. ҚазПИ-дің тарих факультетінде оқыды. Өнер жолын Қазақ драма театрынан бастады.
Тұңғыш ойнаған рөлі — Б.Майлиннің “Майдан” пьесасындағы Пүліш. Бұдан кейін Еңлік, Қарагөз (М.Әуезовтің “Еңлік — Кебек” пен “Қарагөзінде”), т.б. рөлдерді сомдады. 1934 ж. Музыкалық драма театрына (қазіргі Қазақ опера және балет театры) ауысты. Мұнда Әуезовтің “Айман — Шолпан” музыкалық драмасында, Е.Г. Брусиловскийдің “Қыз Жібек”, “Жалбыр” және “Ер Тарғын” операларында ұлттық билерді орындады.
1936 ж. Мәскеуде өткен Қазақ әдебиеті мен өнерінің онкүндігіне қатысып, ұлттық би өнеріміздің әсемдігіне өзге халық өкілдерін тәнті етті. Қазақтың тұңғыш ұлттық балеті — “Қалқаман — Мамырда” (1938) Мамырдың партиясын орындады. 1938 ж. “Амангелді” фильмінде Балымның рөлін экранға шығарды. Балетмейстер Л.А. Жуковпен бірлесіп И.Н. Надировтың “Көктем” балетін қойды. 1940 — 1962 ж. Қазақ филармониясында қызмет етіп, 1962 — 66 ж. Қазақтың ән-би ансамблін басқарды. 1966 — 75 ж. Алматы хореографиялық училищесінің директоры болды. Қазақстанның халық артисі Г.Талпақова, Қазақстанның еңбек сіңірген артистері Қ.Қарабалина, Б.Байжұманова, т.б. Жиенқұлованың шәкірттері. Осы жылдары ұлттық би өнерін дамыту үшін ел аралап, халықтың әдет-ғұрпын, салт-дәстүрін, халық билерін зерттеді. Соның нәтижесінде “Тәттімбет”, “Айжан қыз”, “Қара жорға”, “Қырық қыз” билері дүниеге келді. Жиенқұлова — сахналық образдардың ішкі жан сұлулығын бидегі пластикалық шешіммен шебер шендестіре білді. Гастрольдік сапармен көптеген шет елдерде болды. 1958 ж. Мәскеуде өткен Қазақ әдебиеті мен өнерінің онкүндігіне қатысты.
Азақстан мемлекеттік сыйлығының лауреаты (1968). Ленин орденімен, 2 рет Еңбек Қызыл Ту, “Құрмет Белгісі” ордендерімен және медальдермен марапатталған