Диагностические методики, направленные на выявление уровня экологического развития детей
Методика изучения уровня сформированности
Экологических знаний
Диагностические показатели:
1. Полнота знаний – объем, количество знаний, мера соответствия стандарту и программе.
2. Понимание – степень осмысленности в усвоении знания, умение последовательно решать учебные задачи.
3. Доказательность – спососбность обосновать истинность суждения, умение аргументированного решать учебные задачи и устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.
4. Гибкость знаний – способность высказывть многообразие идей, умение оперировать знаниями в новых условиях, умение менять направление анализа, находить новые способы решения задач.
5. Практическое применение знаний – владение способами действий, основанными на базе выработанных знаний.
Варианты заданий
Показатели | Ключевые слова и фразы |
Полнота знаний | Расскажи... Опиши... Перечисли |
Понимание | Расскажи своими словами... Объясни смысл... Покажи взаимосвязь... Опиши явление... |
Доказательность | Докажите... Что является причиной... Изобрази... Какова последовательность... С чем связано... |
Гибкость | Расскажи об одном признаке... Придумай... Раздели... Как еще... Объедини... Какие признаки... |
Практическое применение знаний | Продемонстрируй... Воспользуйся этим, чтобы... Проведи... как бы ты показал... Отбери... |
Оценка показателей
Показатель | Балл | Критерии оценки |
Полнота знаний | Отсутствие знаний | |
Знания до 1/3 требуемого объема | ||
Знания до 1/2 требуемого объема | ||
Знания в соответствии с эталоном, возможны ошибки | ||
Знания в соответствии с эталоном | ||
Понимание | Не понимает материал | |
Не может оперировать знаниями | ||
Слабое владение смыслом, единичное и случайное оперирование знаниями | ||
Владеет смыслом, оперирует знаниями с ошибками | ||
Осмысленно усваивает знания, последовательно решает учебные задачи | ||
Доказательность | Отсутствие аргументов, неумение устанавливать причинно-следственные связи | |
Аргументация на несущественном основании, смена направления аргументации, устанавливает прямые связи, не определяет причину и следствие | ||
Последовательная аргументация на несущественном основании, случайное оперирование связями, устанавливает 1 промежуточную связь | ||
Аргументация на существенном основании, оперирование причинно-следственными связями, устанавливает промежуточные связи, допускает ошибки | ||
Аргументация на существенном основании, установление связей на уровне эталона, определяет причину и следствие, оформляет их в схеме | ||
Гибкость | Отсутствие | |
«Близкий» перенос в пределах конкретных знаний с ошибками, не высказывает идей | ||
«Близкий» перенос в пределах вида с конкретного на конкретное, высказывает | ||
Перенос с конкретного на обобщенное, высказывает 2-3 идеи | ||
«Дальний» перенос, свободный в пределах эмпирического и теоретического знаний, высказывает 2-3 идеи |
Практическое применение знаний | Пассивность, не включается в деятельность, равнодушие к учебе, исполнительская деятельность | |
Активен только по требованию не доводит дело до конца, равнодушен ко многим предметам | ||
Внешняя активность, выбирает наиболее легкий путь, поисковая деятельность только по заданию | ||
Активен не всегда, демонстрирует знания на природных объектах, поиск по заданию и по собственной инициативе, часто безрезультатно | ||
Активен всегда, устойчиво инициативен, самостоятелен в поиске, экспериментирует, предпочитает творческую и исследовательскую деятельность |
Методика изучения уровня развития
Экологического мышления
Диагностические показатели:
1. Быстрота – способность высказывать максимальное количество идей и решений экологических задач за минимальный срок.
2. Оригинальность – способность высказывать нестандартные экологические идеи.
3. Обобщение – переход от фактов к их отождествлению в свойствах, от мысли об индивидуальном к мысли об общем.
4. Анализ – нахождение причин наблюдаемых явлений, разделение объекта на составные части.
5. Сравнение – умение находить общее и различное в объектах и явлениях.
6. Синтез – соединение частей объектов или отдельных объектов в систему на основе абстрагирования.
7. Классификация – разделение объектов на группы по определенному признаку.
Варианты заданий
Показатели | Ключевые слова и фразы |
Быстрота | Назови еще... Предложи ...Объясни |
Оригинальность | Придумай... Предложи другой способ... Выскажи свои идеи... Назови то, что никто не называл ... |
Обобщение | Объедини... Докажи... Какие общие признаки... |
Анализ | Какие свойства... Объясни причины... Назови части... Разложи по порядку... |
Сравнение | Сравни... Найди отличия... Что общего... Разложи по порядку... |
Синтез | Придумай... Опиши... Что произойдет, если... Что было бы... Объедини... Создай... Есть ли другая причина... |
Классификация | Раздели на группы... Раздели по другому признаку... Как еще... |
Оценка показателей