Диагностические методики для проведения психолого-педагогического исследования уровня готовности к обучению и школьной адаптации

Диагностические методики для проведения психолого-педагогического исследования уровня готовности к обучению и школьной адаптации

У первоклассника

студентам ГБПОУ «ЧПК № 1» по специальности 42.02.02 Преподавание в начальных классах, методистам практики, учителям начальной школы

Челябинск 2017 г.

Методические рекомендации разработаны на основе рабочей программы по производственной практике ПМ 01 Преподавание по методикам начального общего образования и Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.02.Преподавание в начальных классах.

Организация-разработчик: ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 1».

Разработчики:

Посадских Лидия Семеновна, преподаватель психолого-педагогических дисциплин, ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 1».

Эксперт:

_______________________ ______________________ _______________________

место работы должность, категория ФИО

Рекомендована Методическим советом ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 1» по рабочим программам подготовки специалистов среднего звена.

Заключение Методического совета ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 1».

№_______от «30» июня 2016 г.

Оглавление

I. Изучение уровня интеллектуальной готовности. 3

1. Ориентировочный тест А. Керна в модификации И. Ирасека. 3

2. Мотометрический тест. 5

3. Определение уровня развития самоконтроля. 5

4.Развитие познавательных психических процессов. 6

4.1 Внимание. 6

4.2 Память. 7

4.3 Мышление. 8

II. Изучение уровня мотивационной готовности. 11

1. Анкета на определение школьной мотивации (Н.Г. Лусканова) 11

2.Методика «Неоконченные предложения» М.Ньюттена в модификации А.Б.Орлова 12

3.Определение доминирования познавательного или игрового мотивов в активно-потребностной среде. 14

III. Психосоциальная готовность к обучению в школе. 15

1. Тестовая беседа со школьником по определению психосоциальной готовности к обучению в школе. 15

2.Выявление представлений об окружающем мире. 16

3.Знание об окружающем (общее умственное развитие) 17

4. Рисуночный тест «Моя семья». 18

IV. Диагностика эмоционально-волевой готовности. 19

1. Графический диктант «Узор» (методика Е.В. Проскуры) 19

2.Методика «Изучение саморегуляции». 20

3.Диагностика эмоциональной готовности. 21

I. Изучение уровня интеллектуальной готовности

Оценка результатов

Каждое задание оценивается баллом от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая). Ниже приводятся критерии оценки каждого задания по пятибальной системе. Образцы выполнения заданий представлены (приложение 1).

Задание 1. Рисование мужской фигуры

1 балл — у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она не должна быть больше, чем туловище). На голове — волосы (возможны шапка или шляпа), уши, на лице — глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с пятью пальцами. Признаки мужской одежды. Рисунок сделан так называемым синтетическим способом.

2 балла — выполнение трех требований, как и в оценке 1, кроме синтетического способа изображения. Возможны 3 отсутствующие части тела: шея, волосы, 1 палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.

3 балла — у фигуры на рисунке должны быть голова, туловище, конечности, руки и ноги нарисованы двумя линиями. Отсутствуют: уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

4 балла — примитивный рисунок головы с туловищем. Конечности (достаточно лишь одной пары) изображены одной линией.

5 баллов — отсутствует ясное изображение туловища и конечностей. Каракули.

Задание 2. Имитация написанного текста

1 балл — имитация, которую можно прочитать. Буквы могут в 2 раза по величине превосходить те, что на образце (но не больше). Буквы образуют 3 слова. Предложение отклонено от прямой линии не более чем на 300.

2 балла — предложение можно прочитать. Величина букв, близкая к образцу, и их прямота не обязательна.

3 балла — буквы должны быть разделены на 2 группы, можно прочесть хотя бы 4 буквы.

4 балла — с образцом схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа имеет еще видимость «письма».

5 баллов — каракули.

Задание 3. Срисовка группы точек

1 балл — точное воспроизведение образца. Одна точка может выходить из рамок столбика или строки. Уменьшение образца допускается не больше, чем в полтора раза.

2 балла — количество и состав точек должны соответствовать образцу. Можно опустить 3 точки и 0,5 ширины пробела между строчками или столбиками.

3 балла — общее впечатление — похоже на образец. Высотой и шириной не больше, чем в 2 раза по сравнению с образцом. Точек не должно быть больше, чем 20 и меньше, чем 7. возможны некоторые перестановки в расположении точек до 1800.

4 балла — рисунок лишь напоминает образец, но все-таки он сделан из точек. Величина и количество точек не существенны. Другие изображения, например линии, недопустимы.

5 баллов — каракули.

Мотометрический тест

Испытуемый получает карточку из плотного картона, на которой изображен толстой линией круг диаметром 30 мм, разделенный на 8 секторов. Вокруг него имеются 3 больших и 3 маленьких по диаметру круга, изображенные тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга.

Ребенку предлагается ножницами вырезать круг по толстой линии, при этом фиксируется время начала и окончания работы (по секундомеру). Работу следует выполнять за 1 мин. Должно быть вырезано не менее 6/8 круга. Отклонения от утолщенной линии допускаются не более двух раз, - если ребенок в процессе работы перерезает одну из тонких линий, или один раз, - если он перерезает все тонкие линии. Разрешается 2 попытки.

Тест считается невыполненным (обозначается знаком - «минус») при превышении времени выполнения более одной минуты или при большем количестве ошибок.

Внимание

1.Исследование особенностей распределения внимания (методика Т.Е. Рыбакова)

Оборудование: бланк, состоящий из чередующихся кружков и крестов (на каждой строчке семь кружков и пять крестов, всего 42 кружка и 30 крестов), секундомер.

Порядок исследования. Испытуемому предъявляют бланк и просят считать вслух, не останавливаясь (без помощи пальца), по горизонтали число кружков и крестов в отдельности.

Обработка и анализ результатов. Экспериментатор замечает время, которое требуется испытуемому на весь подсчет элементов, фиксирует все остановки испытуемого и те моменты, когда он начинает сбиваться со счета.

Сопоставление количества остановок, количества ошибок и порядкового номера элемента, с которого испытуемый начинает сбиваться со счета, позволит сделать вывод об уровне распределения внимания у испытуемого.

Память

1. Методика “Определение типа памяти”

Цель: определение преобладающего типа памяти.

Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер.

Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.

Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.

Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.

Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать. Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении - 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут.

Предложите ученику про себя прочитать слова второго ряда, которые экспонируются в течении одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут.

Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и “записывает” в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, “записывает” в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти испытуемо a го можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). C = , где а - 10 количество правильно воспроизведенных слов.

Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.

Мышление

1. Методика “Исключение лишнего”

«4-й лишний» (на обобщение).

Цель: изучение способности к обобщению.

Перед ребенком выкладывается сначала один набор карточек, после выполнения — другой. Задача — убрать лишний предмет. Необходимо спросить ребенка, почему он убрал именно этот предмет, ответ записать.

НАПРИМЕР .Студент заготавливает карточки, на которых изображены следующие предметы:

а) карандаш, портфель, тетрадь, шляпа;

б) стол, стул, книжный шкаф, чайник.

1. Лампа, фонарь, солнце, свеча.

2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.

3. Собака, лошадь, корова, лось.

4. Стол, стул, пол, кровать.

5. Сладкий, горький, кислый, горячий.

6. Очки, глаза, нос, уши.

7. Береза, сосна, дуб, роза.

8. Абрикос, персик, помидор, апельсин.

Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти та- кое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.

Обработка и анализ результатов.

1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).

2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя “кастрюля” - это посуда, а остальное - еда).

3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.

4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).

Ключ к оценке результатов. Высокий уровень - 7-8 рядов обобщены с родовыми понятиями; средний - 5-6 рядов с одним родовым понятием;низкий - 1-4 рядов с одним родовым поятием.

Противоположные понятия.

Инструкция: Я буду говорить тебе слова, а ты будешь говорить слова, обозначающие что-нибудь обратное, противоположное. Если я говорю «большой», что ты скажешь? Дождаться ответа, если не ответит, то сказать «маленький».

Слова для предъявления: высокий, чистый, широкий, острый, сильный, толстый, твердый, грустный, медленный, добрый.

За ошибку считать, если ребенок будет давать ответ с не-.

Например: высокий — невысокий и т.п.

Анализ данных. Подсчитать в процентах правильность выполнения задания. Проанализировать, что делал ребенок в случае затруднения (давал ответ или просто молчал). Проанализировать слова, вызвавшие наибольшие затруднения и высказать свои предположения, почему?

Знания о школе.

Высокий уровень — дети имеют правильные и полные представления о школе, выделяют главные, существенные отличия школы, школьного учения, устанавливают связи между явлениями, делают верные выводы и обобщения.

Средний уровень — дети перечисляют большое количество фактов из жизни школы, часто не связанных между собой, случайных, бессистемных.

Низкий уровень — дети знают определенные факты, обращают внимание на наиболее яркие, внешние привлекательные события или явления, но часто не существенные.

Оценку ответов производить исходя из следующих критериев:

2 балла — перечисляет два и более определений, соответствующих ключу;

1 балл — одно определение или несколько конкретных примеров;

0 баллов — один конкретный пример, неверный ответ или тавтология.

Анализ полученных данных

Ответы ученика протоколировать, проанализировать полученные данные и сделать выводы об уровне сформированности стремления к познанию в соответствии с приведенной шкалой:

Нулевой уровень — не нравиться в школе, стремиться в детский сад.

Первый уровень — нравится в школе, но в объяснениях отсутствует мотив познания, приобретения знания, узнавания нового.

Второй уровень — нравиться в школе и мотивы связаны с положительным отношением к учению, возможностью приобретения новых знаний.

Вопросы к тестовой беседе

1.Назови свою фамилию, имя, отчество.

2.Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.

3.Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: тетей или дядей?

4.У тебя есть брат (сестра), кто старше?

5.Сколько тебе лет? А сколько будет через год, через два года?

6.Сейчас утро или вечер (день или утро)?

7.Когда ты завтракаешь — вечером или утром? Обедаешь утром или днем? Что бывает раньше — обед или ужин? День или ночь?

8.Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

9.Кем работает твой отец?

10.Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш, ленточка, платье и т.д.?

11.Какое сейчас время года — зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

12.Когда можно кататься на санках — зимой или летом?

13.Почему снег бывает зимой, а не летом?

14.Что делают почтальон, врач, учитель?

15.Зачем нужны в школе звонок, парта, портфель?

16.Ты сам(а) хочешь пойти в школу?

17.Какую руку поднимают ученики в школе, когда хотят ответить?

18.Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

19.Каких животных ты знаешь? Каких птиц?

20.Кто больше: корова или коза? Птица или пчелка? У кого больше ног: у собаки или петуха?

21.Что больше: 8 или 5; 5 или 3. Посчитай от 6 до 9; от 5 до 3.

22.Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

В предложенном списке не все вопросы являются контрольными, но все информативны с точки зрения соответствующих представлений и сформированности понятий, доступных возрасту.

Оценка вопросов

1.За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок может получить только 1 балл (за исключением контрольных).

2.Ребенок может получить 0,5 балла за правильные, но неполные ответы ответы на подвопросы пункта.

3.Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу и достаточно полные, например: «Папа работает инженером на заводе им. Ленина». «У собаки больше ног, чем у петуха, потому что у собаки их четыре, а у петуха две». Ошибочными являются ответы: «Мама Таня»; «Папа работает на работе», а также если ребенок путает времена года, их признаки, «больше-меньше» без наглядных примеров.

4.К контрольным относятся следующие пункты-вопросы: 5, 8, 11, 15, 22. Они оцениваются следующим образом: № 5 — если ребенок может вычислить, сколько ему будет лет — 1 балл; если он назовет с учетом месяцев — 3 балла; № 8 — за полный домашний адрес с названием города — 2 балла, за обоснованный по признакам ответ (не менее 3 признаков) — 2 балла; до 3 признаков — 1 балл; № 15 — за каждое правильное указание применения школьной атрибутики — 1 балл; № 22 — за правильный ответ — 2 балла.

5.Пункт 16 оценивается совместно с п. 15 и п. 17. Если в п. 15 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ в п. 16 или 17, то в протоколе отмечается положительная мотивация к обучению в школе (за п.15-17 надо набрать 4 балла).

Оценка результатов беседы

Детей с результатами менее 15 баллов необходимо рекомендовать к дальнейшему психологическому обследованию. «Школьнозрелыми» считаются дети, получившие в сумме 24-29 баллов, «среднезрелыми» считаются дети, получившие 20-24 балла, и «незрелыми» - 15-20 баллов. Давая заключение не следует забывать, что беседа, как и любой лабораторный метод изучения ребенка, является вспомогательным методом. Психолого-педагогический диагноз может быть поставлен только на основе анализа всех данных комплексного исследования.

Инструкция

Педагог говорит ребенку: " Я предлагаю тебе поиграть в игру "ДА и НЕТ не говорите и ЦВЕТА не называйте". Я буду задавать тебе вопросы, а ты — отвечать. Правило игры такое: надо правильно ответить на вопрос, но при этом нельзя произносить слова "ДА" и "НЕТ" и нельзя называть никакие ЦВЕТА.

1. Кошки живут в воде?

2. Летом небо какое?

3. Вода мокрая?

4. Взрослые любят играть?

5. Ты мальчик?

6. Какие ты любишь яблоки?

7. У меня глаза какие (сделать ребенку "глазки")?

8. На тебе одежда прозрачная?

9. Снег черный?

10. Летом трава какая?

11. Крокодилы летают?

12. Холодильник какой?

Педагоги имеют право менять вопросы, оставляя неизменным их количество — двенадцать.

Критерии оценки

Если ребенок принимает и соблюдает правила игры, отвечает быстро и правильно на 9-12 вопросов, то он получает 2 балла.

Если ребенок затрудняется с ответами, больше молчит, с трудом находит правильные ответы на 4-8 вопросов, то он получает 1 балл.

Если ребенок нарушает правила, давая (в основном без раздумий) в большинстве случаев запрещенные ответы, или соблюдает правила, но при этом его ответы неправильные по смыслу, правильно отвечая всего на 1-3 вопроса, то он получает 0 баллов.

Рисуночный тест «Моя семья»

Подготовка: рисунок "Семья" на стандартном альбомном листе простым карандашом (или с использованием черного, красного, синего, зеленого, желтого и коричневого цветов).

I. Рисование членов семьи.

Все члены семьи изображены на фоне природы или в помещении, расположены близко друг от друга, рисунок выполнен в светлых тонах — такой рисунок свидетельствует, что ребенок растет в нормальной гармоничной семье.

Укажите выбранные методики

2. Опишите по результатам исследования основные показатели готовности к обучению:

- уровень интеллектуального развития школьника;

- степень сформированности общеучебных умений и навыков;

- охарактеризуйте особенности психических процессов ребенка: степень сформированности произвольного внимания, какой тип мышления, памяти преобладает и т.д. Отметьте, какие из качеств каждого процесса развиты лучше, а над какими нужно работать:

- охарактеризуйте особенности эмоционально-волевой сферы ребенка. Уточните, какое настроение преобладает: жизнерадостное, оптимистичное, веселое или же вялое, встревоженное, подавленное и т.д. Опишите, как протекают эмоции школьника чаще всего: бурно, ярко выражено или наблюдается сдержанность, владение над собой;

- обобщите информацию и определите, соответствует ли развитие ученика его возрастным нормам, какие условия положительно влияют, а какие негативно.

Отмечается также, в течение какого времени проводилось изучение учащегося и какими методами. Готовый отчет должен быть заверен методистом педколледжа.

2.Составьте рекомендации родителям по работе с ребенком в адаптационный период обучения.

Наличие фактического материала и аргументация психологических выводов - обязательное условие рекомендаций. Следует использовать наиболее характерные факты диагностического исследования ребенка.

Рекомендации должны быть оформлены представлены в отдельной папке, на титульном листе которой указывается, на кого и кем она составлена.

Готовый отчет должен быть заверен методистом педколледжа,сдается вместе с остальной документацией по практике, проверяется и оценивается методистом по практике «Первые дни ребенка в школе».

Критерии оценок за проведение, анализ и оформление результатов психологического исследования

Оценка “отлично” ставится, если выполненная студентом работа, удовлетворяет следующим требованиям.

1. В работе дана мотивировка выбора методик для изучения данного учащегося.

Обязательным является проведение не менее 6 специальных психологических методик исследования . Материалы изучения должны быть связаны со всеми показателями психологической готовности ребенка к школе , данные обработаны и интерпретированы.

4. имеется заключение с конкретными педагогическими выводами и рекомендациями о путях и средствах укрепления положительного

приложение, где зафиксированы факты учащегося.

6. Работа оформлена аккуратно и сдана в срок.

Оценка “хорошо” ставится при соблюдении всех вышеперечисленных требований, но:

1) отсутствует дневник наблюдений;

2) отсутствуют экспериментальные данные, которые выступают лишь в качестве приложения к характеристике.

Оценка “удовлетворительно” ставится, если содержание характеристики носит описательный характер, отсутствует фактический материал и педагогические выводы. При этом имеют место: 1) слабая аргументированность суждений о психологических особенностях личности учащегося; 2) недостаточность экспериментальных данных; 3) работа оформлена небрежно и не сдана в срок.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если работа полностью не отвечает требованиям к психологической характеристике личности учащегося. Неудовлетворительной считается также работа, в которой заметно прилежание, но которая выполнена на уровне не научной, а житейской психологии. Неудовлетворительная характеристика возвращается студенту для доработки.

Диагностические методики для проведения психолого-педагогического исследования уровня готовности к обучению и школьной адаптации

У первоклассника

студентам ГБПОУ «ЧПК № 1» по специальности 42.02.02 Преподавание в начальных классах, методистам практики, учителям начальной школы

Челябинск 2017 г.

Методические рекомендации разработаны на основе рабочей программы по производственной практике ПМ 01 Преподавание по методикам начального общего образования и Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.02.Преподавание в начальных классах.

Организация-разработчик: ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 1».

Разработчики:

Посадских Лидия Семеновна, преподаватель психолого-педагогических дисциплин, ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 1».

Эксперт:

_______________________ ______________________ _______________________

место работы должность, категория ФИО

Рекомендована Методическим советом ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 1» по рабочим программам подготовки специалистов среднего звена.

Заключение Методического совета ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 1».

№_______от «30» июня 2016 г.

Оглавление

I. Изучение уровня интеллектуальной готовности. 3

1. Ориентировочный тест А. Керна в модификации И. Ирасека. 3

2. Мотометрический тест. 5

3. Определение уровня развития самоконтроля. 5

4.Развитие познавательных психических процессов. 6

4.1 Внимание. 6

4.2 Память. 7

4.3 Мышление. 8

II. Изучение уровня мотивационной готовности. 11

1. Анкета на определение школьной мотивации (Н.Г. Лусканова) 11

2.Методика «Неоконченные предложения» М.Ньюттена в модификации А.Б.Орлова 12

3.Определение доминирования познавательного или игрового мотивов в активно-потребностной среде. 14

III. Психосоциальная готовность к обучению в школе. 15

1. Тестовая беседа со школьником по определению психосоциальной готовности к обучению в школе. 15

2.Выявление представлений об окружающем мире. 16

3.Знание об окружающем (общее умственное развитие) 17

4. Рисуночный тест «Моя семья». 18

IV. Диагностика эмоционально-волевой готовности. 19

1. Графический диктант «Узор» (методика Е.В. Проскуры) 19

2.Методика «Изучение саморегуляции». 20

3.Диагностика эмоциональной готовности. 21

Наши рекомендации