Структура педагогической технологии
Перечисленные критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя три части:
o концептуальная основа;
o cодержательный компонент обучения;
o процессуальная часть - технологический процесс.
Концептуальная часть педагогической технологии - это научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
Содержательную часть технологии составляют цели - общие и конкретные, а также содержание учебного материала
Процессуальная часть представлена системной совокупностью следующих элементов:
o организация учебного процесса;
o методы и формы учебной деятельности учащихся;
o методы и формы работы преподавателя;
o деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала;
o диагностика учебного процесса.
o cущность педагогической технологии и требования, предъявляемые к ней
Как и любая технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить следующей формулой:
ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.
Организация и реализация этого процесса (педагогической технологии) зависит от требований ведущих дидактических принципов.
Дидактические принципы,или принципы обучения - это руководящие положения, принципиальные закономерности, которые направляют деятельность преподавателя, помогают определить содержание обучения, методы и формы обучения. К основным дидактическим принципам относятся:
o принцип научности и доступности обучения;
o принцип системности обучения и связи теории с практикой;
o принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли учителя;
o принцип наглядности;
o принцип прочности усвоения знаний и связи обучения со всесторонним развитием личности учащихся
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
• Технология - это совокупность приемов,применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
• Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
• Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
• Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
• Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методовобработки, изменения состояния (В.М.Шепель).
• Технология обучения - это составная процессуальная частьдидактической системы (М.Чошанов).
• Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).
• Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
• Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционированиявсех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)».
Определение «педагогической технологии»
«В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением , вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).
Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами.
1) научным:педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
2) процессуально-описательным:описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
3) процессуально-действенным:осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:
1) Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.
2) Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении "частная методика", т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика (пер. стр. 15-16) преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).
3) Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).
Можно выделить несколько условий эффективного обращения педагогов к новым образовательным технологиям:
o сформированность у педагога профессионального опыта, его творческое отношение к образовательному процессу;
o личная мотивационная заинтересованность в освоении новых технологий;
o сложность целей и задач, требующих специального подхода;
o подготовка к аттестации работников дополнительного образования.
Понятие “технология” имеет отношение к любой сфере человеческой деятельности, там, где требуется ответить на вопрос: как эффективно и рационально добиться результата?
В широком смысле технология – это наука о законах функционирования любой сложной системы (производство, социум, образование и др.).
В это понятие входят три основных составляющих части: информационная, инструментальная, социальная. Все они очень тесно связаны и взаимозависимы. Изменение одной из них с необходимостью требует соответственного изменения двух других.
o Информационная часть или идеология (Что?) включает в себя базисные, основополагающие принципы системы: научность, доступность, перспективность, последовательность, связь с практикой и т.д.
o Инструментальная часть или “орудия” (Что? Кто?) состоит из определения многообразия ресурсов (от материально-технических до человеческих), необходимых для реализации проекта.
o Социальная часть или кадры и требования к ним (Кто?) как реализаторам определенной идеологии с помощью выбранных инструментов и ресурсов.
В узком смысле технология – совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья в процессе производства. Наука о способах воздействия на сырье, материалы соответствующими орудиями производства. По отношению к образованию это означает, что технология – совокупность принципов, способов, методов обучения и воспитания, педагогического воздействия на учащихся в процессе реализации образовательных целей.
Понятие педагогической или образовательной технологии может быть представлено в трех сферах: в научной, исследующей наиболее рациональные пути обучения; в объяснительной системе способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении; в реально осуществляемом процессе деятельности (прикладном), где функционируют все личностные, инструментальные, методологические средства.
Но во всех вариантах содержание технологии включает:
o комплексную организацию методов, обеспечивающих функционирование педагогов, детей в деятельности;
o конкретную организацию всех средств дидактики, методики, процедур, действий участников;
o разработку и реализацию нового содержания образования, воспитания с учетом человеческих, технических и других ресурсов.
Другими словами, педагогическая технология – это процесс последовательной организации творческой деятельности на основе научных разработок в образовательной области (в психологии, социологии, методике, педагогике и др.), основанных на объяснении закономерностей развития личности, оформленной в виде программ, проектов.