Оценивание графических навыков письма, техники, скорости письма, культуры оформления письменных работ
Графические навыки письма, техника, скорость письма и культура оформления письменных работ проверяются путем списывания с печатного текста. В 1 классе списывания целесообразно проводить на конец учебного года, во 2-4 классах - в конце каждого семестра.
За списанный текст рекомендуем выставлять две оценки: одна - за грамотность, вторая - за каллиграфию, скорость и культуру оформления письменной работы.
Грамотность оценивается по тем же требованиям, что и диктант.
При оценке графических навыков (каллиграфии) и соблюдения гигиенических правил письма в 1 классе учитываем: правильность написания букв и их соединений, аккуратность.
В 2-4 классах рекомендуем оценивать графические навыки: форму, размер, наклон, соединения букв; культуру оформления письменной работы и скорость письма.
Соблюдение норм по каждому из указанных шести параметров целесообразно оценивать двумя баллами (в сумме - 12 баллов). За незначительное отклонение от нормы по тем или иным параметрам советуем снимать 1 балл, за значительное - 2 балла. Значительными считаются следующие отклонения: изменение форм букв до неузнаваемости; высота букв больше или меньше нормы, разносторонний наклон букв, неправильные соединения букв или их отсутствие, неопрятные исправления, отсутствие абзацев. При оценивании скорости письма учитываем, что значительным считается отклонение на 5 и более знаков от меньшего показателя нормы:
2 класс - 16-25 знаков в минуту;
3 класс - 26-35 знаков в минуту;
4 класс - 36-45 знаков в минуту.
Таблица переведения тестового балла в оценку
Тестовый балл | 1-3 | 4-6 | 7-9 | 10-12 |
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Промежуточная аттестация по русскому языку проводится с целью определения степени освоения обучающимися содержания по предмету за год (полугодие) и проводится в форме административных контрольных работ.
2.2. ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ (2 – 4 классы)
2.2.1. Объектами проверки и оценивания по литературному чтению являются составляющие читательской компетентности:
• навык чтения вслух и молча;
• понимание прочитанного;
• умение выразительно читать;
• опыт читательской деятельности обучающихся (элементарное знакомство с кругом детского чтения, практическое усвоение литературоведческих понятий, умение работать с текстами разных жанров, умение пересказывать содержание прочитанного произведения (3-4 классы), умение самостоятельно работать с детской книгой, справочной литературой).
Основной формой текущегоконтроля является фронтальный и индивидуальный устный опрос.
Семестровый контрольрекомендуем проводить так:
во 2-4 классах в конце семестров осуществляется контроль техники чтения вслух;
в 3 классе в конце семестра в форме письменной самостоятельной работы под руководством учителя. Такая работа проводится в учебных целях и не оценивается в баллах;
в 3 классе в конце II семестра и в 4 классе в конце семестра в форме письменной контрольной работы, которая оценивается в баллах.
Основной целью проведения письменных самостоятельных и контрольных работ является проверка понимания обучающимися содержания прочитанного.
Чтение вслух
Проверку развития навыка чтения вслух во 2-4 классах рекомендуем осуществлять индивидуально в процессе текущего и семестрового контроля. Контроль навыка чтения вслух осуществляет учитель.
Проверяются все качества навыка чтения вслух (правильность, способ, понимание, выразительность, темп).
Чтение вслух обеспечивается более сложным психофизиологическим механизмом, чем чтение молча. В нем, кроме зрительного, активно действуют речедвигательный, слуховой каналы, которые имеют влияние на полноту восприятия, запоминания, усвоения содержания прочитанного.
Учитывая это, не рекомендуется осуществлять семестровый контроль понимания прочитанного вслух на незнакомых текстах.
Проверку понимания учениками прочитанного вслух рекомендуется осуществлять в процессе текущего оценивания в течение года.
Контроль техники чтения вслух (правильность, способ, темп) проводится индивидуально. В зависимости от количества учеников в классе - в течение 2-х последних недель или одной предпоследней недели I-го и II-го семестров.
Для чтения ученику предлагают незнакомый художественный, научно-художественный текст, который в каждой возрастной группе отличается объемом, сложностью содержания, языком, построением предложений, шрифтом и т. д. В целях обеспечения равных условий проверки учитель выбирает для чтения один и тот же текст.
Итоговый балл за сформированность навыка чтения вслух выводится с учетом техники чтения и понимания содержания прочитанного.
Развитие умения читать выразительно советуем проверять отдельно в процессе текущего контроля только после предварительной подготовки обучающихся.
Особого внимания требуют дети, которые имеют определенные психофизиологические особенности: естественную медлительность, заикание, плохое зрение. При оценке это не является основанием для снижения балльной оценки. Контроль за качеством чтения у таких детей осуществляется при текущем опросе.
Показатели скорости чтения вслух:
Класс | І семестр | ІІ семестр |
35-45 сл/мин | 50-60 сл/мин | |
65-70 сл/мин | 75-80 сл/мин | |
80-85 сл/мин | 90-95 сл/мин |
Меньший и больший числовые показатели для каждого класса являются нормативными. Они соответствуют критериям высокого уровня, если ученик полноценно овладел другими качествами чтения, соотносительными с этим уровнем.
Сформированность навыка чтения вслух (правильность, способ, темп) во ІІ семестре 2 класса определяется такими требованиями:
Отметка | Характеристика результатов учебных достижений обучающихся |
Ученик / ученица читает отрывочными слогами, допуская многочисленные ошибки в окончаниях, ударении слов, пропуск, перестановку букв и слогов, ошибки языкового характера. Темп чтения существенно ниже нормативного (на 10 и более слов от меньшего нормативного числа) | |
Ученик / ученица читает словами и слогами. Чтение монотонное в темпе, ниже нормативного (на 5-6 слов от меньшего нормативного показателя). Часто допускает ошибки в произношении, ударении слов | |
Ученик / ученица читает плавно словами, правильно, в соответствующем темпе. Возможны отдельные ошибки в ударении слов, нескольких орфоэпических, речевых ошибок | |
Ученик / ученица читает правильно, плавно словами и группами слов, в соответствующем темпе с соблюдением норм литературного произношения |