Мотивационная готовность детей к обучению в школе
Мотивационная готовность - важнейший компонент общей готовности к обучению в школе. Она выражается:
1. В настойчивом стремлении ребенка к поступлению в школу.
2. В наличии у него активного познавательного интереса к окружающему,
любознательности.
3. В стремлении к приобретению новых знаний.
Мотивационная готовность к школе создает необходимые предпосылки для последующего формирования у младшего школьника соответствующих учебных мотивов. К моменту поступления в школу у ребенка обходимо сформировать следующие виды мотивов:
-4 широкие социальные мотивы (долг, ответственность, понимание социальной
значимости учения); -4 узкие социальные мотивы (стремление принять новый социальный статус
школьника, получить признание окружающих);
-4 мотивы социального сотрудничества (ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими, утверждение своей роли и позиции в коллективе);
-4 широкие познавательные мотивы (удовлетворение от процесса обучения и его результатов).
Литература:
1. Амонашвили Ш. А. В школу с шести лет. - М.,1986.
2. Бабаева Т.И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. -
Л.,1990.
3. Бабаева Т.И. У школьного порога.-М., 1993.
4. Буре Р.С. Готовим детей к школе.-М., 1987.
5. ВенгерА. Л. Психологическая готовность детей к обучению в школе. //Развитие
мышления и умственное воспитание дошкольников. - М., 1985.
6. Дубровина И.В. Готовность к школе. Руководство практического психолога. -
М., 1995.
7. ДошицинаЭ.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в
условиях разноуровневой дифференциации. -М., 1994.
8. Змановский Ю.Ф. Шесть лет. Детсикй сад. Школа. -М., 1983.
9. Кравцова Е.Е. Зависимость психологической готовности к школьному обучению
от особенностей общения ребенка с окружающими. - М., 1981.
Ю.Маркова Т. А., Сохин Ф.А. Подготовка детей к школе. - М., 1976.
11. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. -М., 1986.
12. Салмина Н.Г. Знак и символ. -М., 1988.
13. Эльконин Д.Б., Венгер А. Л. Диагностика учебной деятельности и
интеллектуального развития детей. - М., 1981.
Контрольное задание по теме: «Готовность детей к обучению в школе»
1. Сопоставьте педагогические проблемы с именами ученых, работающих над ними:
а) особенности морфофункционального созревания а) М.В. Антропова,
всего организма и НС ребенка к моменту поступления Н.Т. Терехова;
в школу; б) Л.И. Божович,
б) повышение научности школьных знаний; Р.С. Буре;
в) принципы отбора и систематизации знаний детей; в) В.В. Давыдов,
г) формирование теоретического мышления ребенка Н.К. Поддъяков,
седьмого года жизни; г) П.Г. Саморукова,
д) знание сформированности общественных мотивов С.Н. Николаева,
поведения и нравственно-волевых качеств в К.Э. Фабри,
социально-значимой учебной деятельности. С. А. Козлова;
д) Д.Б. Элконин, В.В. Давыдов.
2. Укажите, что обеспечивает уровень всестороннего развития, выражающий общую
готовность детей 6-7 лет к школе.
3. Укажите, из каких компонентов складывается готовность детей к обучению в школе.
а)........................ б)..................... в)....................... г).......................
4. Заполните таблицу, правильно расставьте буквы в колонках.
Готовность к школе | |
Компоненты | |
Физическая готовность | Нравственно-волевая готовность |
а) овладение детьми основами культуры поведения при общении со взрослыми и
сверстниками в общественных местах, на улице, в семье.
б) развитие чувства ответственности за выполнение порученного дела;
в) успешное овладение всеми видами основных движений, развитие физических качеств;
г) нормальное физическое и нервно-психическое развитие ребенка;
д) своевременное развитие костно-мышечного аппарата, правильне оформление стопы и
осанки ребенка, отсутствие отклонений в работе различных анализаторов и НС в целом;
е) привычка к самообслуживанию, аккуратности, бережное отношение к личным и
общественным вещам;
ж) правильное функционирование сердечно-сосудистой , пищеварительной и дыхательной
систем;
з) благоприятное состояние здоровья ребенка, высокий уровень сопротивляемости
заболеваниям;
и) развитие воли и выносливости организма, умение сохранять устойчивое внимание и работоспособность в течение необходимого времени; к) достаточный уровень развития волевого поведения.
5. Укажите компоненты умственной готовности детей к обучению в школе.
а)............................ б)............................... в)............................
6. Верно ли, что мотивационная готовность к школе создает необходимые предпосылки для
последующего формирования у младшего школьника соответствующих мотивов?
7. Заполните таблицу «Мотивы», вписав верные буквы в графы.
Мотивы | |||
Широкие соц. мотивы | Узкие соц. мотивы | Мотивы соц. сотрудничества | Широкие познавательные мотивы |
а) удовлетворение от процесса обучения и его результатов;
б) стремление принять новый социальный статус школьника;
в) ответственность;
г) утверждение своей роли и позиции в коллективе;
д) долг;
е) понимание социальной значимости учения;
ж) стремление получить признание окружающих;
з) ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими.
8. Сопоставьте каждый из этих компонентов с их составляющими, предварительно указав, к какому из 4-х видов готовности к школе они относятся?
1. Знания. 2. Определенный уровень развития познавательной деятельности. 3. Овладение детьми элементарными навыками учебной деятельности. |
а) повышение уровня мыслительной деятельности;
б) умение принять учебную задачу;
в) умение довести работу до конца, оценить
этапы и результат работы;
г) достаточный объем реальных знаний;
д) достаточная степень конкретности и
обобщенности знаний.
е) растущая произвольность познавательных процессов;
ж) растущая самостоятельность умственных
процессов;
з) всестороннее развитие устной речи;
и) способность слушать и слышать, действовать
по намеченному плану;
к) повышение уровня развития познавательных
процессов;
л) достаточная степень системности знаний
детей о мире;
м) высокий уровень усвоенности знаний;
н) умение проявлять активный умственный
интерес, самостоятельность, инициативу.
9. Что необходимо знать педагогу, который определяет педагогическую готовность
ребенка к обучению в школе?
а).................. б)......................... в)........................... г).........................
10. Что включает в себя один из аспектов школьной зрелости, а именно социальной
зрелости при определении психологом психологической готовности ребенка к школе?
11. Дополните предложенную ниже схему, указав все составляющие аспекты интеллектуальной зрелости.
Интеллектуальная зрелость |
Дифференцированное
восприятие, включающее
выделение фигуры из фона
Аналитическое мышление
12. Рассмотрите схему и дайте ей название.
Уменьшение импульсивных бааёбёё
Возможность длительное
время выполнять привлекательные задания
14. Какие предпосылки к учебной деятельности выделял ДБ.Эльконин? Выберите верные
ответы, отметив их каким-либо знаком.
а) достаточное развитие произвольного поведения в интеллектуальной среде;
б) потребность в общении;
в) умение ориентироваться на систему правил в работе;
г) умение работать по образцу;
д) познавательная потребность;
е) умение слушать и выполнять инструкцию взрослого.
15. Какие три сферы общения выделяет в своих работах Е.Е. Кравцова?
а).............................. б)............................. в).............................
16.Заполните табли готовности детей |
шью которых можнр выявить уровень |
юли|гу, указав методики, с помот.
Г компоненты
и к школе.-------------------------
Мотивационна я готовность к школьному обучению |
Тонкая моторика и уровень развития пространственной ориентировки |
Уровень интеллектуального развития
Уровень
развития
произвольности
поведения