Устный пересказ: требования, приемы подготовки, методика работы над пересказом.

Устные пересказы прочитанного и письменные изложения, их виды, методика обучения.

План лекции:

1. Устный пересказ: требования, приемы подготовки, методика работы над пересказом.

2. Письменное изложение: виды, методика обучения.

3. Анализ ученических изложений.

Литература

1. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 464 с.

2. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика начального обучения» / М. С. Соловейчик, П. С. Жедек, Н. Н. Светловская и др.; под ред. М. С. Соловейчик. — М.: Просвещение, 1993. — 383 с.

3. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика начального обучения» / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева. Н.Н. Светловская. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 415 с.

4. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников / М.Р. Львов. — М., 1985.

5. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: пособие для учителя / Н.И. Политова. – М.: Просвещение, 1984. - 191 с.

Устный пересказ: требования, приемы подготовки, методика работы над пересказом.

Пересказы и изложения – это детские речевые упражнения по образцам, основанные на активном подражании. Способствуют обогащению речи школьника (берет уроки у писателя), предполагают проявление инициативы, активности в порождении речи (ученик сам строит предложения и текст).

Главны­е требования к пересказу:

1) в пересказе должна звучать живая речь ученика, а не заученный образец;

2) при пересказе ребенок должен использовать лексику, обороты речи и некоторые синтаксические конструкции образца;

3) в пересказе должен сохраняться стиль образца;

4) должны быть соблюдены последовательности ориги­нала, причинно-следственные зависимости, переданы все основные факты и описания;

5) в пересказе должны отражаться чувства ребенка через выразительность его речи.

Качество пересказа в первую очередь зависит от того, как прочитан образец, большинстве случаев пересказ (изложение) специально подготавливается, для чего используют­ся следующие приемы:

— предупреждение учащихся о том, что текст будет пересказываться;

— уяснение вида пересказа – подробный, близкий к тексту образца или выборочный, по иллюстрации, от лица персонажа и т.п.

— определение цели работы;

— проведение анализа содержания, различных упраж­нений над языком;

— отработка выразительного чтения;

— расчленение рассказа на части и составление плана текста;

— пересказ фрагментов;

— предварительный (черновой) пересказ, разбор его недостатков;

— анализ «чернового» пересказа и его критика;

— исправление недостатков; индивидуальная помощь в процессе письма изложения.

Педагогическим опытом выработаны следующие виды пересказа:

1) подробный, близкий к тексту;

2) краткий, или сжатый;

3) выборочный;

4) с перестройкой текста;

5) с творческими дополнениями и изменениями;

6) с изменением лица рассказчика,

7) от лица одного из персонажей, в т. ч. «неживого» предмета;

8) драматизированный – в лицах;

9) по опорным словам;

9) по связи с картинками-иллюстрациями;

10) пересказ-характеристика;

11) пересказ-описание экспозиции (места действия);

12) пересказ – устное рисование картин, иллюстраций и пр.

Иными словами, пересказу нужно обучать системати­чески от урока к уроку, постоянно помня об учебной цели этого вида работы.

2. Письменное изложение: виды, методика обучения.

Изложение — это письменный пересказ образцовых текстов. Любой вид пересказа может быть выполнен в пись­менной форме. Но трудность изложений по сравнению с пересказами, а также медленный темп письма вынуждают использовать тексты и размерами меньше, и структурно проще.

С целью облегчения трудностей учащихся методист В.А. Флеров изобрел переходную форму от диктанта к письменному изложению – так называемую «свободную диктовку», назвал ее диктовкой не слов, а мыслей»: текст прочитывался по частям, школьники записывали его «своими словами» (Флеров В.А. Свободная диктовка. – СПб., 1913).

Предполагается, что ученик, слушая или читая рассказ, предназначенный для письменного изложения, должен усвоить мысль и передать ее своими словами. В изложении должна звучать живая речь школьника.

В начальных классах проводятся изложения:

а) близкие к тексту;

б) сжатые;

в) выборочные;

г) творческие.

Программой предусматривается проведение изложений:

— во II классе изложение под руководством учителя не­больших текстов (30-45 слов) по вопросам или данному плану из 2-3 пунктов;

— в III классе изложение текстов (60 – 75 слов) по плану, составленному коллективно (или самостоятельно), из 3-5 пунктов;

— в IV классе подробное и сжатое изложение текстов из 80-90 слов по плану, составленному самостоятельно или коллективно, а также изложение прочитанного с изменениями формы.

От письменного пересказа простых по сюжету рассказов дети постепенно переходят к сжатым изложениям, к изло­жениям с изменением лица рассказчика или плана, с твор­ческими и грамматическими заданиями.

Следует особенно подчеркнуть роль изложения как уп­ражнения, приобщающего детей к лучшим образцам язы­ка. Учащиеся усваивают образы, идейное содержание изла­гаемых произведений или отрывков из них, композицию, логику, словарь. Изложение – это процесс речи, устной или письменной. Все это определяет

Требования к текстам, вы­бираемым для изложения:

1. Тексты должны быть высокохудожественными, отра­жающими нравственно-этические поступки людей, красоту природы, достижения науки и техники, куль­туры. Темы изложений должны быть ценными в вос­питательном отношении, должны расширять познава­тельный опыт учащихся, формировать их мировоззрение .

2. Тексты должны быть доступны и интересны детям, не перегружены новыми для них и трудными словами и оборотами речи, требующими сложного и длительного разъяснения. Школьники должны хорошо понять со­держание, идейный смысл, образы и язык передавае­мого текста .

3. Текст должен быть несложным по композиции, с не­большим количеством действующих лиц. Следует учитывать грамматические умения учащихся

ПРИМЕР- Р 3 - 578.

Изложения бывают разные по объему: от 10-15-минут­ных работ, проводимых на уроках грамматики, до 1-2-ча­совых обучающих и проверочных изложений.

Подробное, близкое к тексту изложение — самый простой вид изложения. Начинать обучение следует с повествовательного текста, где легко прослеживается развитие действия, есть ясный сюжет, действующие лица. Позднее дети учатся вводить повествовательный текст элементы описания (пейзажные зарисовки, внешность персонажей и пр.), а также элементы рассуждения.

Школьник хорошо излагает устно или письменно лишь при том условии, когда ему самому интересно, когда у него есть реальный или воображаемый слушатель (читатель); должна быть обеспечена обратная связь, создающая ситуацию диалога.

Близкое к тексту изложение проводится во всех классах. На самых ранних ступенях обучения первокласс­ники пишут тексты, слова, предложения, небольшие связ­ные тексты из 2-3 предложений. Постепенно объем изложений увеличивается. В 1 классе особенно большое внимание следует обращать на составление предложений и на после­довательность изложения. В начале предлагается записать по памяти отдельные предложения из прочитанного. Со­ставление предложений проводится коллективно. Затем проводится изложение с более свободной передачей содер­жания.

Методика работы над изложением во 2 классе пре­дусматривает следующие этапы:

1) Постановка цели, выбор типа изложения, выбор текста.

2) Чтение текста учащимися (по книге или с доски) два раза.

3) Беседа по содержанию. Вопросы к беседе должны ис­ключать повторение предложений из образца.

4) Составление плана;

5) Языковая подготовка: словарная работа (объяснение значения новых и трудных слов), выделение опорных слов, оборотов речи.

6) Устный пересказ по плану, который записывается на доске. Вопросы плана не должны подсказывать состав предложения — ответа.

7) Пересказ всего текста. (В наши дни не рекомендуется из опасения, что рассказ ребенка как бы он ни был хорош, может помешать прямому влиянию на пишущих со стороны подлинного, образцового текста).

8) Орфографическая подготовка: объяснение написаний, запись на доске трудных слов и словосочетаний.

9) Письмо изложения. Самостоятельная работа уча­щихся.

10) Самопроверка работ.

В третьем классе работа над подробным изложением усложняется: тексты должны подбираться так, чтобы зна­комить учащихся с новыми для них особенностями логики, лексики, синтаксиса, композиции текста, с повествовани­ем, описанием. В третьем классе возрастает объем и труд­ность текстов. Методика работы над изложением во 3 - 4 классах предусматривает такие этапы:

1) Постановка цели, выбор типа изложения, выбор текста.

2) Чтение текста один раз.

3) Беседа по содержанию.

4) Коллективное составление плана. План может состоять из цитат, иметь форму вопросов или назывных пред­ложений.

5) Устный пересказ текста по плану.

6) Орфографическая работа. Иногда эта подготовка про­водится на предыдущем уроке.

7) Письмо изложения.

8) Самопроверка написанного.

Изложения пишутся в большинстве случаев без черновиков. С черновиками пишут не более 2-3 раз в году, с целью обучения редактированию. В остальных случаях детям разрешается делать аккуратные исправления прямо в чистовом варианте, причем исправления не считаются помарками и не приводят к снижению оценки. Наоборот, удачные исправления поощряются.

Типичные недостатки устного и письменного пересказа:

- неумение начать;

- подробное начало и скомканное окончание;

- пропуск чего-то важного;

- обеднение языка – допустимым считается 40% лексики образцового текста в ученическом изложении (выше 60% бывает редко).

Сжатое изложение проводится в 4 классе (по программе). Школьник должен выбрать основное, существенное содержание рассказа, не нарушая логики, связей, смысла, последовательности. Языковое оформление текста требует качественной перестройки: прямая речь заменяется косвенной, изменяется лицо глаголов, простые предложения объединяются в сложные конструкции.

Существует 4 ступени сжатия в передаче содержания:

1 ступень: текст с подробностями, с прямой речью;

2 ступень: без деталей, без прямой речи;

3 ступень: схематическое изложение основных событий;

4 ступень: лишь общая мысль без сюжета, без действующих лиц.

Подготовка к сжатому изложению состоит в следующем:

— учитель или дети прочитывают текст 1-2 раза;

— в ходе коллективной беседы выявляется главное — то, что обязательно надо отметить в пересказе;

— составляется план изложения;

— ведется работа над языком: над словами, изобрази­тельными средствами;

— подробно пересказываются 1-2 фрагмента (для срав­нения со сжатой передачей этих же частей);

— сжато пересказывается текст по пунктам плана;

— самостоятельно записывается сжатый текст;

— организуется самопроверка.

Недостатком сжатых изложений является то, что сокращение неизбежно обедняет художественный текст, часто изложение превращается в сухое перечисление фак­тов. Поэтому лучше для сжатого изложения использовать деловую статью или научно-популярное произведение.

Творческие изложения — это изложения с творческими изменениями и дополнениями. Наиболее удобны для пись­менного оформления пересказы с изменением лица рассказ­чика и от лица одного из персонажей. Изложения с творче­скими дополнениями в III классе полезно давать на дом.

В изложении сталкиваются две, на первый взгляд, проти­воположные задачи: подражание образцу и творчество. Изло­жение служит как бы посредником между учеником и писа­телем в развитии речи школьника. Средства языка, усвоен­ные по образцам, т.е. подражанием, становятся инструмен­том творческой деятельности школьника в речи, в диалоге, в рассказе, в сочинении. Изложения в школе нередко пишутся коллективно, что приводит к одинаковым предложениям и текстам в письменных работах детей. Чтобы избежать этого, во II и III классе не должно иметь места предварительное пересказывание текста, общего для всех, сильными ученика­ми непосредственно перед письмом. Это допускается лишь в тех случаях, когда учитель знакомит детей с новым для них жанром образца или видом изложения.

В развитии речи школа идет к связному тексту через пред­ложение. Однако это делается лишь в учебных целях. Чем скорее школьники смогут перейти к конструированию связ­ной речи, минуя предложение, тем лучше. Тогда упражнения с предложениями будут служить совершенствованию речи, повышению ее культуры, усложнению ее синтаксического строя, а самостоятельность изложений возрастет.

Наши рекомендации