Государственно-общественная система управления образованием. основные признаки общественного управления. формы самоуправления образовательного учреждения.
Закон РФ «Об образовании в РФ» в качестве одного из основополагающих принципов государственной политики в области образования определяет демократический, государственно-общественный характер управления образованием.
Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в объединении усилий государства и общества в решении проблем образования, предоставлении учителям и родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов обучения, в выборе разных типов и видов образовательных учреждений.
Общественное управление образованием характеризуется тем, что наряду с органами государственной власти, создаются общественные коллегиальные органы, в состав которых входят представители педагогического коллектива, коллектива обучающихся, родителей, общественности. Они образуют общественные структуры управления (самоуправления). К формам самоуправления относятся: собрание трудового коллектива, совет образовательного учреждения, попечительский совет, педагогический совет, родительский комитет, профсоюзный комитет, методические объединения педагогов, органы самоуправления обучающихся и др. Функционирование названных органов управления обеспечивает коллегиальность принимаемых управленческих решений, способствует созданию положительного психологического климата в ОУ, творческой атмосферы. Органы самоуправления избираются и функционируют в соответствии с уставом ОУ.
Формы самоуправления в образовательном учреждении должны быть такими, чтобы обеспечить право на участие в управлении его работникам, обучающимся, родителям, законным представителям. Такое право может иметь и учредитель, если это определено в договоре между ним образовательным учреждением.
Совет образовательного учреждения может состоять из представителей всех групп коллектива, обучающихся и родителей. На его заседаниях рассматриваются проекты некоторых локальных нормативных актов (например, положение о платных образовательных услугах, предпринимательской деятельности). Совет образовательного учреждения является общественным коллегиальным органом, в задачи которого входит помощь, необходимая для эффективного функционирования и развития учреждения, реализации важнейших требований, предъявляемых государством и обществом к обучению и воспитанию обучающихся.
В последние годы получает распространение такая форма самоуправления общеобразовательного учреждения, как попечительский совет. В состав попечительского совета могут входить не только педагоги, родители и обучающиеся, но также заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии образовательного учреждения политики, бизнесмены, общественные деятели. Попечительский совет помогает в привлечении внебюджетных финансовых средств для совершенствования материально-технической базы ОУ, обеспечения деятельности и развития учреждения, в улучшении условий труда педагогических и других работников; содействует организации конкурсов, соревнований и других массовых внешкольных мероприятий. Попечительский совет осуществляет общественный контроль за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц на нужды ОУ.
Педагогический совет определяет ведущие направления деятельности ОУ, обсуждает состояние учебно-воспитательного процесса, программу основных совещаний и общешкольных мероприятий. Педагогический совет образуется для коллегиального рассмотрения вопросов учебной, воспитательной и методической работы в школах, где имеется более трех учителей.
В состав педагогического совета входят педагогические работники, администрация учреждения, председатель родительского комитета. Педагогический совет рассматривает в основном ведущие научно-педагогические вопросы учебно-воспитательного процесса: утверждает планы работы, дает оценку деятельности руководителей ОУ и педагогов и решает организационные вопросы: утверждает распределение нагрузки учителей, назначение классных руководителей, руководителей методических объединений, перевод обучающихся из класса в класс, утверждает аттестационные материалы. Члены совета могут вносить на его рассмотрение вопросы, связанные с улучшением работы школы.
Коллективная методическая работа педагогов, кроме педагогического совета, организуется в методических объединениях, деятельность которых координируется методическим советом. Необходимость в таком совете возрастает при работе ОУ в инновационном режиме, когда требуется экспертиза и утверждение новых программ, разработок, проектов.
Особую роль в управлении образовательным учреждением играет профсоюзная организация, которая рассматривает вопросы организации труда, техники безопасности, соблюдение трудового распорядка. Профсоюзная организация участвует в проведении профессиональных конкурсов педагогов, оценке их труда, внимательно изучает все вопросы приема и увольнения педагогов.
Демократизация управления ОУ невозможна без помощи родительского актива, который принимает участие в привлечении родительской общественности к активному участию в жизни ОУ, в развитии материальной базы и распределении средств, выработке режима дня, внеклассной воспитательной работе, ремонте ОУ и т.д. Родительский комитет избирается всеобщим родительским собранием на один год. На своих заседаниях он обсуждает состояние учебно-воспитательного процесса, порядка в ОУ, уровня подготовки и воспитанности обучающихся, может обсуждать и отдельные конфликтные ситуации. Председатель родительского комитета участвует в работе совета образовательного учреждения и педагогического совета,
На развитие демократизации управления образовательным учреждением влияют организации обучающихся. Участие в них помогает развивать у обучающихся инициативу, чувство человеческого достоинства, понимание демократии, свободы.
Участие общественности в управлении ОУ обеспечивается и тем, что оно представляет общественности ежегодные отчеты о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, в особенности заработанных самим ОУ. Этот отчет может быть опубликован в форме газетной статьи или просто вывешен в ОУ. С ним должны быть знакомы все сотрудники учреждения.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ (ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ) УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ: АНАЛИЗ, ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ, ПЛАНИРОВАНИЕ.
В структуру и функциональный состав управления включены такие элементы, как педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, регулирование и контроль. Они представляют собой циклично повторяющуюся «цепочку» реализуемого процесса управления образовательными системами. Ниже содержательно представлена каждая из выделенных функций.
Педагогический анализ. В научной литературе педагогическим анализом информации называется функция управления, направленная на изучение фактического состояния и обоснованности применения совокупности способов, средств и действий по достижению целей, на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов по переводу системы в новое качественное состояние.
Цель педагогического анализа как функции управления состоит в том, чтобы из различного рода данных, подчас разрозненных, отражающих различные явления и факты, составить общую картину процесса, выявить присущие ему закономерности и тенденции.
Задача педагогического анализа в общей системе управления общеобразовательным учреждением - формирование ответов на три основных вопроса: «Почему это произошло?», «Как ликвидировать причину данного негативного явления?», «Каким способом развивать данное положительное явление?».
Функция педагогического анализа включает три вида анализа: оперативный, тематический и итоговый.
Под оперативным анализомследует понимать такой вид педагогического анализа, посредством которого ежедневно изучаются и оцениваются основные показатели учебно-воспитательного процесса, вскрываются причины нарушения его хода и рациональной организации, вырабатываются рекомендации по устранению этих причин (например, анализ состояния дисциплины учащихся за день, неделю, месяц; анализ санитарного состояния школы за эти же сроки; ежедневный анализ посещаемости учебных занятий учащимися и т.д.).
Тематический анализпозволяет более глубоко изучить те или иные положительные или отрицательные явления педагогического процесса и вскрыть причины их возникновения (например, изучение системы работы воспитателя по сохранению здоровья детей, системы работы учителя по формированию познавательных интересов учащихся, качества знаний школьников по отдельным предметам, состояния правового/патриотического/трудового/эстетического и т.д. воспитания учащихся и др.).
Итоговый анализпроводится при завершении какого-либо отчетного периода жизнедеятельности образовательного учреждения (четверть, полугодие, год) и направлен на изучение всего комплекса факторов, влияющих на результаты функционирование образовательного учреждения, и причин, их вызвавших.
Целеполагание. Функция педагогического анализа закладывает основу для осуществления второго важнейшего вида управленческой деятельности - целеполагания.
Цель - это заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности.
Специфическим признаком любой образовательной системы является то, что она создается для достижения определенной цели и является целеустремленной системой.
Целеполагание - это процесс формирования цели, процесс ее развертывания. Процесс целеполагания в сложных системах не должен ограничиваться формулированием цели. Необходимо декомпозировать цель, т.е. расчленить ее на более частные цели подсистем и элементов, учитывая связи между этими компонентами образовательной системы. Например, триединая (обучающая, развивающая и воспитывающая) цель такой образовательной системы, как урок, декомпозируется на частные цели, цели отдельных структурных частей урока как системы (оргмомента, опроса, повторения, изложения нового материала, закрепления, задания на дом, подведения итогов урока). Цель федеральной системы образования может декомпозироваться на цели образовательных программ, образовательных учреждений, органов управления образованием.
В структуре основных функций управления цель выполняет роль системообразующего фактора.
Планирование. Управление образовательными системами нуждается в определении ожидаемых в будущем результатов, в анализе возможностей, существующих для их достижения, в определении состава и структуры будущих действий, в предвидении и оценке их последствий. Все эти задачи решаются в процессе планирования.
Цель планирования заключается в выработке единства действий управленцев (руководителей образовательного учреждения, учителей, воспитателей и т.д.) и исполнителей в определении основных видов деятельности.
План - это документ, в котором отражены мероприятия по выполнению определенных видов деятельности, указаны сроки исполнения и ответственные за исполнение.
Опыт управленческой деятельности показывает, что планирование эффективно, если в нем учтены специфические особенности:
- конкретного педагогического коллектива;
- конкретного образовательного учреждения;
- реальных обстановки и условий;
- индивидуальные особенности тех, кто будет осуществлять на практике мероприятия.
К документации, отражающей планирование, относятся годовой план учебно-воспитательной работы образовательного учреждения; месячный план работы образовательного учреждения; недельный план работы директора (заведующего) и его заместителей; план работы классного руководителя; календарно-тематическое планирование учителя; тематический план учителя; поурочный план учителя; план проводимого воспитательного мероприятия; план коллективного дела, план работы воспитателя дошкольного образовательного учреждения, план занятия и т.д.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ (ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ) УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ: ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОРРЕКЦИЯ, КОНТРОЛЬ И ДИАГНОСТИКА.
В структуру и функциональный состав управления включены такие элементы, как педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, регулирование и контроль. Они представляют собой циклично повторяющуюся «цепочку» реализуемого процесса управления образовательными системами. Ниже содержательно представлена каждая из выделенных функций.
Организация. Чтобы люди работали эффективно, одного плана недостаточно. Необходимо построить структуру совместной деятельности, т.е. распределить функциональные обязанности. Такая структура называется организационной.
Определяя организационную структуру, субъект управления регламентирует полномочия и ответственность участников совместной деятельности, а также правила их взаимодействия по вертикали и горизонтали.
Поскольку в качестве субъекта и объекта управления могут выступать как отдельное лицо, так и коллегиальный орган, основными организационными структурными типами управления являются:
- «человек - человек» (например, «руководитель - педагог»; «учитель - ученик» и т.д.);
- «человек - группа, коллектив» (например, «руководитель - педагогический коллектив», «заместитель директора школы - методическое объединение учителей-предметников»; «учитель - класс»);
- «группа, коллектив - человек» (например, «совет образовательного учреждения - директор школы»; «методическое объединение учителей - учитель», «педагогический совет - ученик»);
- «коллектив - коллектив» (например, «педагогический совет - класс»).
Структура организации как деятельности включает следующие элементы:
- изучение (педагогический анализ) состояния вопроса (что было сделано к данному моменту, что в наибольшей степени влияет на успех дела);
- постановку частной, конкретной цели в определение рабочих задач;
- планирование подготовки и проведения какого-либо мероприятия (подбор людей, их распределение по месту, времени, участкам и т.д.);
- разработку и отбор оптимального содержания, форм и методов предстоящей деятельности;
- обеспечение условий предстоящей работы;
- расстановку людей по отдельным участкам;
- постановку задачи перед исполнителями и создание настроя на работу;
- инструктаж исполнителей;
- непосредственную помощь людям в процессе реализации той или иной деятельности;
-анализ хода и результатов конкретного дела.
Совокупность должностных лиц и подразделений, выполняющих в определенной логической последовательности и определенными методами действия по реализации управленческой функции, а также контролирующих и координирующих эти действия, образуют организационный механизм данной функции.
Контроль. Чтобы управлять образовательным процессом и жизнью образовательного учреждения в целом не формально, а реально, и принимать правильные решения, нужны информация о ходе и промежуточных результатах, а также постоянная обратная связь. Функция контроля обеспечивает получение такой информации и выявление необходимости корректировки хода работ.
Внутришкольный (внутрисадовый) контроль представляет собой вид деятельности руководителей совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия всей системы учебно-воспитательной работы образовательного учреждения общегосударственным требованиям (стандартам, нормативам).
Субъектом контроля является лицо, осуществляющее контрольную деятельность. Контроль проводится руководителем образовательного учреждения, его заместителями, а также руководителями методических объединений, педагогами и другими работниками образовательного учреждения (членами временных контролирующих групп) в рамках полномочий, определенных приказом руководителя образовательного учреждения и согласно утвержденному плану контроля.
Объектами контроля являются лица, контролирующие что-либо, или то, что контролируется. Система объектов контрольной деятельности включает: образовательные подсистемы; кадры; контингент обучающихся; финансово-хозяйственную и экономическую деятельность в ОУ; материально-техническую деятельность, ремонт; внешние связи ОУ.
Предметом контроля выступает проверяемая управленцем позиция, связанная с проблемами, возникшими или существующими в объекте контроля. К предметам внутришкольного (внутрисадового)контроля можно отнести:
- исполнение Закона РФ «Об образовании в РФ»;
- использование финансовых и материальных средств в соответствии с нормативами и по назначению;
- использование методического обеспечения в образовательном процессе;
- реализацию утвержденных образовательных программ и учебных планов;
- соблюдение утвержденных календарных учебных графиков, устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов образовательного учреждения, порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся и текущего контроля успеваемости;
- работу подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательного учреждения;
- качество преподавания;
- результаты обучения;
- состояние воспитательной работы;
- состояние дисциплины обучающихся;
- другие вопросы в рамках компетенции субъекта контроля.
Внутришкольный (внутрисадовый)контроль может иметь вид плановых или оперативных проверок, мониторинга и проведения административных контрольных работ.
Контроль как плановая проверка осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование проверок и доводится до сведения членов педагогического коллектива задолго до начала контролирующих действий.
Контроль как оперативная проверка осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся, воспитанников и их родителей или других граждан, организаций, и урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.
Контроль как мониторинг предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации по организации и результатам образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования (результаты образовательной деятельности, состояние здоровья обучающихся и воспитанников, организация питания, выполнение режимных моментов, дисциплина, учебно-методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т.д.).
Контроль как административные контрольные работы (контрольное тестирование, устные контрольные опросы, письменные срезовые контрольные работы) осуществляется руководителем образовательного учреждения с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся и воспитанников.
К организационным формам контроля относятся:
фронтальный контроль, когда все работники ОУ проверяются по одному и тому же вопросу;
тематический контроль, когда проверяется какой-либо один вопрос, являющийся важным для определенного направления работы или деятельности данного разработчика с целью изучения его опыта;
предупредительный контроль, позволяющий обеспечить осуществление какой-либо предстоящей деятельности (например, контроль за подготовкой к проведению итоговой аттестации выпускников, контроль за подготовкой к летнему отдыху обучающихся и т.д.);
классно-обобщающий контроль, когда проверяется состояние какого-либо направления деятельности одновременно в параллели классов (групп);
персональный контроль, когда изучается состояние преподавания, осуществляемого каким-либо педагогическим работником.
Результаты контрольных действий фиксируются в форме аналитической справки, справки о результатах контроля или доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу. Итоговый материал по контролю должен содержать констатацию фактов, выводы и при необходимости предложения.
Регулирование. По результатам анализа данных внутришкольного контроля и оперативной информации руководители школы имеют возможность выработать управленческое решение, которое чаще всего направлено на регулирование как объекта, который подвергался контролю, так и самой управленческой деятельности.
В процессе регулирования объекта сначала анализируются причины выявленных в ходе контроля недостатков, проблем, затем ставится цель, формулируются задачи управления, решение которых позволяет внести эффективные изменения, принимается управленческое решение, планируется его реализация, организуется осуществление решения. Далее проводится повторный контроль. Параллельно анализируется та часть управленческой деятельности, по отношению к которой не удалось спрогнозировать возникновение «сбоев» в объекте, выявленных в процессе контроля, вносятся необходимые изменения в реализацию функций управления.