Государственно-общественная система управления образованием. основные признаки общественного управления. формы самоуправления образовательного учреждения.

Закон РФ «Об образовании в РФ» в качестве одного из основополагающих принципов государственной политики в области образования определяет демократический, государственно-общественный характер управления образованием.

Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в объединении усилий государства и общества в решении проблем образования, предоставлении учителям и родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов обучения, в выборе разных типов и видов образовательных учреждений.

Общественное управление образованием характеризуется тем, что наряду с органами государственной власти, создаются общественные коллегиальные органы, в состав которых входят представители педагогического коллектива, коллектива обучающихся, родителей, общественности. Они образуют общественные структуры управления (самоуправления). К формам самоуправ­ления относятся: собрание трудового коллектива, совет образова­тельного учреждения, попечительский совет, педагогический со­вет, родительский комитет, профсоюзный комитет, методичес­кие объединения педагогов, органы самоуправления обучающихся и др. Функционирование названных органов управления обеспечивает коллегиальность принимаемых управленческих решений, способствует созданию положительного психологического климата в ОУ, творческой атмосферы. Органы самоуправления избира­ются и функционируют в соответствии с уставом ОУ.

Формы самоуправления в образовательном учреждении должны быть такими, чтобы обеспечить право на участие в управлении его работникам, обучающимся, родителям, законным представителям. Такое право может иметь и учредитель, если это определено в договоре между ним образовательным учреждением.

Совет образовательного учреждения может состоять из представителей всех групп коллектива, обучающихся и родителей. На его заседаниях рассматриваются проекты некоторых локальных нормативных актов (например, положение о платных образовательных услугах, предпринимательской деятельности). Совет образовательного учреждения является общественным коллегиальным органом, в задачи которого входит помощь, необходимая для эффективного функционирования и развития учреждения, реализации важнейших требований, предъявляемых государством и обществом к обучению и воспитанию обучающихся.

В последние годы получает распространение такая форма самоуправления общеобразовательного учреждения, как попечительский совет. В состав попечительского совета могут входить не только педагоги, родители и обучающиеся, но также заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии образовательного учреждения политики, бизнесмены, общественные деятели. Попечительский совет помогает в привлечении внебюджетных финансовых средств для совершенствования материально-технической базы ОУ, обеспечения деятельности и развития учреждения, в улучшении условий труда педагогических и других работников; содействует организации конкурсов, соревнований и других массовых внешкольных мероприятий. Попечительский совет осуществляет общественный контроль за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц на нужды ОУ.

Педагогический совет определяет ведущие направления деятельности ОУ, обсуждает состояние учебно-воспитательного процесса, программу основных совещаний и общешкольных мероприятий. Педагогический совет образуется для коллегиального рассмотрения вопросов учебной, воспитательной и методической работы в школах, где имеется более трех учителей.

В состав педагогического совета входят педагогические работники, администрация учреждения, председатель родительского комитета. Педагогический совет рассматривает в основном ведущие научно-педагогические вопросы учебно-воспитательного процесса: утверждает планы работы, дает оценку деятельности руководителей ОУ и педагогов и решает организационные вопросы: утверждает распределение нагрузки учителей, назначение классных руководителей, руководителей методических объединений, перевод обучающихся из класса в класс, утверждает аттестационные материалы. Члены совета могут вносить на его рассмотрение вопросы, связанные с улучшением работы школы.

Коллективная методическая работа педагогов, кроме педагогического совета, организуется в методических объединениях, деятельность которых координируется методическим советом. Необходимость в таком совете возрастает при работе ОУ в инновационном режиме, когда требуется экспертиза и утверждение новых программ, разработок, проектов.

Особую роль в управлении образовательным учреждением играет профсоюзная организация, которая рассматривает вопросы организации труда, техники безопасности, соблюдение трудового распорядка. Профсоюзная организация участвует в проведении профессиональных конкурсов педагогов, оценке их труда, внимательно изучает все вопросы приема и увольнения педагогов.

Демократизация управления ОУ невозможна без помощи родительского актива, который принимает участие в привлечении родительской общественности к активному участию в жизни ОУ, в развитии материальной базы и распределении средств, выработке режима дня, внеклассной воспитательной работе, ремонте ОУ и т.д. Родительский комитет избирается всеобщим родительским собранием на один год. На своих заседаниях он обсуждает состояние учебно-воспитательного процесса, порядка в ОУ, уровня подготовки и воспитанности обучающихся, может обсуждать и отдельные конфликтные ситуации. Председатель родительского комитета участвует в работе совета образовательного учреждения и педагогического совета,

На развитие демократизации управления образовательным учреждением влияют организации обучающихся. Участие в них помогает развивать у обучающихся инициативу, чувство человеческого достоинства, понимание демократии, свободы.

Участие общественности в управлении ОУ обеспечивается и тем, что оно представляет общественности ежегодные отчеты о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, в особенности заработанных самим ОУ. Этот отчет может быть опубликован в форме газетной статьи или просто вывешен в ОУ. С ним должны быть знакомы все сотрудники учреждения.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ (ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ) УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ: АНАЛИЗ, ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ, ПЛАНИРОВАНИЕ.

В структуру и функциональный состав управления включены такие элементы, как педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, регулирование и контроль. Они представляют собой циклично повторяющуюся «це­почку» реализуемого процесса управления образовательными си­стемами. Ниже содержательно представлена каждая из выделен­ных функций.

Педагогический анализ. В научной литературе педагогическим анализом информации называется функция управления, направ­ленная на изучение фактического состояния и обоснованности применения совокупности способов, средств и действий по до­стижению целей, на объективную оценку результатов педагоги­ческого процесса и выработку регулирующих механизмов по пе­реводу системы в новое качественное состояние.

Цель педагогического анализа как функции управ­ления состоит в том, чтобы из различного рода данных, подчас разрозненных, отражающих различные явления и факты, соста­вить общую картину процесса, выявить присущие ему закономер­ности и тенденции.

Задача педагогического анализа в общей системе управления общеобразовательным учреждением - формирование ответов на три основных вопроса: «Почему это произошло?», «Как ликвидировать причину данного негативного явления?», «Каким способом развивать данное положительное явление?».

Функция педагогического анализа включает три вида анализа: оперативный, тематический и итоговый.

Под оперативным анализомследует понимать такой вид педа­гогического анализа, посредством которого ежедневно изучаются и оцениваются основные показатели учебно-воспитательного про­цесса, вскрываются причины нарушения его хода и рациональ­ной организации, вырабатываются рекомендации по устранению этих причин (например, анализ состояния дисциплины учащихся за день, неделю, месяц; анализ санитарного состояния школы за эти же сроки; ежедневный анализ посещаемости учебных занятий учащимися и т.д.).

Тематический анализпозволяет более глубоко изучить те или иные положительные или отрицательные явления педагогическо­го процесса и вскрыть причины их возникновения (например, изучение системы работы воспитателя по сохранению здоровья детей, системы работы учителя по формированию познаватель­ных интересов учащихся, качества знаний школьников по отдель­ным предметам, состояния правового/патриотического/трудово­го/эстетического и т.д. воспитания учащихся и др.).

Итоговый анализпроводится при завершении какого-либо от­четного периода жизнедеятельности образовательного учрежде­ния (четверть, полугодие, год) и направлен на изучение всего комплекса факторов, влияющих на результаты функционирова­ние образовательного учреждения, и причин, их вызвавших.

Целеполагание. Функция педагогического анализа за­кладывает основу для осуществления второго важнейшего вида управленческой деятельности - целеполагания.

Цель - это заранее запрограмми­рованный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности.

Специфическим признаком любой образовательной системы является то, что она создается для достижения определенной цели и является целеустремленной системой.

Целеполагание - это процесс формирования цели, процесс ее развертывания. Процесс целеполагания в сложных системах не должен ограничиваться формулированием цели. Необходимо де­композировать цель, т.е. расчленить ее на более частные цели под­систем и элементов, учитывая связи между этими компонентами образовательной системы. Например, триединая (обучающая, развивающая и воспитывающая) цель такой образо­вательной системы, как урок, декомпозируется на частные цели, цели отдельных структурных частей урока как системы (оргмомента, опроса, повторения, изложения нового материала, за­крепления, задания на дом, подведения итогов урока). Цель феде­ральной системы образования может декомпозироваться на цели образовательных программ, образовательных учреждений, орга­нов управления образованием.

В структуре основных функций управления цель выполняет роль системообразующего фактора.

Планирование. Управление образовательными системами нуж­дается в определении ожидаемых в будущем результатов, в анали­зе возможностей, существующих для их достижения, в определе­нии состава и структуры будущих действий, в предвидении и оцен­ке их последствий. Все эти задачи решаются в процессе планиро­вания.

Цель планирования заключается в выработке единства действий управленцев (руководителей образовательного учрежде­ния, учителей, воспитателей и т.д.) и исполнителей в определе­нии основных видов деятельности.

План - это документ, в котором отражены мероприятия по выполнению определенных видов деятельности, указаны сроки исполнения и ответственные за исполнение.

Опыт управленческой деятельности показывает, что планиро­вание эффективно, если в нем учтены специфические особенно­сти:

- конкретного педагогического коллектива;

- конкретного образовательного учреждения;

- реальных обстановки и условий;

- индивидуальные особенности тех, кто будет осуществлять на практике мероприятия.

К документации, отражающей планирование, от­носятся годовой план учебно-воспитательной работы образова­тельного учреждения; месячный план работы образовательного учреждения; недельный план работы директора (заведующего) и его заместителей; план работы классного руководителя; календарно-тематическое планирование учителя; тематический план учителя; поурочный план учителя; план проводимого воспита­тельного мероприятия; план коллективного дела, план работы воспитателя дошкольного образовательного учреждения, план занятия и т.д.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ (ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ) УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ: ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОРРЕКЦИЯ, КОНТРОЛЬ И ДИАГНОСТИКА.

В структуру и функциональный состав управления включены такие элементы, как педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, регулирование и контроль. Они представляют собой циклично повторяющуюся «це­почку» реализуемого процесса управления образовательными си­стемами. Ниже содержательно представлена каждая из выделен­ных функций.

Организация. Чтобы люди работали эффективно, одного плана недостаточ­но. Необходимо построить структуру совместной деятельности, т.е. распределить функциональные обязанности. Такая структура на­зывается организационной.

Определяя организационную структуру, субъект управления регламентирует полномочия и ответственность участников совме­стной деятельности, а также правила их взаимодействия по вер­тикали и горизонтали.

Поскольку в качестве субъекта и объекта управления могут выступать как отдельное лицо, так и коллегиальный орган, ос­новными организационными структурными типами управления являются:

- «человек - человек» (например, «руководитель - педагог»; «учитель - ученик» и т.д.);

- «человек - группа, коллектив» (например, «руководитель - педагогический коллектив», «заместитель директора школы - методическое объединение учителей-предметников»; «учитель - класс»);

- «группа, коллектив - человек» (например, «совет образова­тельного учреждения - директор школы»; «методическое объе­динение учителей - учитель», «педагогический совет - ученик»);

- «коллектив - коллектив» (например, «педагогический со­вет - класс»).

Структура организации как деятельности включает сле­дующие элементы:

- изучение (педагогический анализ) состояния вопроса (что было сделано к данному моменту, что в наибольшей степени вли­яет на успех дела);

- постановку частной, конкретной цели в определение рабо­чих задач;

- планирование подготовки и проведения какого-либо меро­приятия (подбор людей, их распределение по месту, времени, участкам и т.д.);

- разработку и отбор оптимального содержания, форм и мето­дов предстоящей деятельности;

- обеспечение условий предстоящей работы;

- расстановку людей по отдельным участкам;

- постановку задачи перед исполнителями и создание настроя на работу;

- инструктаж исполнителей;

- непосредственную помощь людям в процессе реализации той или иной деятельности;

-анализ хода и результатов конкретного дела.

Совокупность должностных лиц и подразделе­ний, выполняющих в определенной логической последовательности и определенными методами действия по реализации управленческой функции, а также контролирующих и координирующих эти действия, образуют организационный механизм данной функции.

Контроль. Чтобы управлять образовательным процессом и жизнью образовательного учреждения в целом не формально, а реально, и принимать правильные решения, нуж­ны информация о ходе и промежуточных результатах, а также постоянная обратная связь. Функция контроля обеспечивает полу­чение такой информации и выявление необходимости корректи­ровки хода работ.

Внутришкольный (внутрисадовый) контроль представляет собой вид деятельнос­ти руководителей совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия всей системы учеб­но-воспитательной работы образовательного учреждения общего­сударственным требованиям (стандартам, нормативам).

Субъектом контроля является лицо, осуществляющее контрольную деятельность. Контроль проводится руководителем образовательного учреж­дения, его заместителями, а также руководителями методических объединений, педагогами и другими работниками обра­зовательного учреждения (членами временных контролирующих групп) в рамках полномочий, определенных приказом руководи­теля образовательного учреждения и согласно утвержденному плану контроля.

Объектами контроля являются лица, контролирующие что-либо, или то, что контролируется. Система объектов конт­рольной деятельности включает: образовательные подсистемы; кадры; контингент обучающихся; финансово-хозяйственную и экономическую деятельность в ОУ; материально-техническую деятельность, ремонт; внешние связи ОУ.

Предметом контроля выступает проверяемая управлен­цем позиция, связанная с проблемами, возникшими или суще­ствующими в объекте контроля. К предметам внутришкольного (внутрисадового)контроля можно отнести:

- исполнение Закона РФ «Об образовании в РФ»;

- использование финансовых и материальных средств в соот­ветствии с нормативами и по назначению;

- использование методического обеспечения в образователь­ном процессе;

- реализацию утвержденных образовательных программ и учеб­ных планов;

- соблюдение утвержденных календарных учебных графиков, устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локаль­ных актов образовательного учреждения, порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся и теку­щего контроля успеваемости;

- работу подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений в целях охраны и укрепления здоро­вья обучающихся и работников образовательно­го учреждения;

- качество преподавания;

- результаты обучения;

- состояние воспитательной работы;

- состояние дисциплины обучающихся;

- другие вопросы в рамках компетенции субъекта контроля.

Внутришкольный (внутрисадовый)контроль может иметь вид плановых или опе­ративных проверок, мониторинга и проведения административ­ных контрольных работ.

Контроль как плановая проверка осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обес­печивает периодичность и исключает нерациональное дублирова­ние проверок и доводится до сведения членов педагогического коллектива задолго до начала контролирующих действий.

Контроль как оперативная проверка осуществля­ется в целях установления фактов и проверки сведений о наруше­ниях, указанных в обращениях обучающихся, воспитанников и их родителей или других граждан, организаций, и урегулирова­ния конфликтных ситуаций в отношениях между участниками об­разовательного процесса.

Контроль как мониторинг предусматривает сбор, си­стемный учет, обработку и анализ информации по организации и результатам образовательного процесса для эффективного реше­ния задач управления качеством образования (результаты образо­вательной деятельности, состояние здоровья обучающихся и вос­питанников, организация питания, выполнение режимных мо­ментов, дисциплина, учебно-методическое обеспечение, диагно­стика педагогического мастерства и т.д.).

Контроль как административные контрольные работы (контрольное тестирование, устные контрольные опро­сы, письменные срезовые контрольные работы) осуществляется руководителем образовательного учреждения с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся и воспитанников.

К организационным формам контроля относятся:

фронтальный контроль, когда все работники ОУ проверя­ются по одному и тому же вопросу;

тематический контроль, когда проверяется какой-либо один вопрос, являющийся важным для определенного направления работы или деятельности данного разработчика с целью изучения его опыта;

предупредительный контроль, позволяющий обеспечить осуще­ствление какой-либо предстоящей деятельности (например, кон­троль за подготовкой к проведению итоговой аттестации выпус­кников, контроль за подготовкой к летнему отдыху обучающихся и т.д.);

классно-обобщающий контроль, когда проверяется состояние какого-либо направления деятельности одновременно в паралле­ли классов (групп);

персональный контроль, когда изучается состояние преподава­ния, осуществляемого каким-либо педагогическим работником.

Результаты контрольных действий фиксируются в форме аналитической справки, справки о результатах контроля или доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу. Итоговый материал по контролю должен содержать констатацию фактов, выводы и при необходимости предложения.

Регулирование. По результатам анализа данных внутришкольного контроля и оперативной информации руководители школы имеют возмож­ность выработать управленческое решение, которое чаще всего направлено на регулирование как объекта, который подвергался контролю, так и самой управленческой деятельности.

В процессе регулирования объекта сна­чала анализируются причины выявленных в ходе контроля недо­статков, проблем, затем ставится цель, формулируются задачи управления, решение которых позволяет внести эффективные из­менения, принимается управленческое решение, планируется его реализация, организуется осуществление решения. Далее прово­дится повторный контроль. Параллельно анализируется та часть управленческой деятельности, по отношению к которой не уда­лось спрогнозировать возникновение «сбоев» в объекте, выявлен­ных в процессе контроля, вносятся необходимые изменения в ре­ализацию функций управления.

Наши рекомендации