Предметно-пространственная среда школы.
Предметно-пространственная среда воспитания это особым образом организованная в пространстве и времени совокупность материальных вещей, окружающих педагога и учащихся в воспитательном процессе. Предметно-пространственная среда включает в себя:
1) здания и помещения школы (классы-кабинеты, коридор, и т. д.);
2) школьный двор и прилегающее к школе пространство;
3) мебель и оборудование;
4) средства обеспечения санитарно-гигиенич. условий (освещённости, температурного режима, чистоты, вентиляции) и техники безопасности;
5) элементы предметно-пространственной среды, являющиеся результатами работы самих субъектов пед. процесса: - выставки ученических поделок, рисунков, сочинений и т.д.; - выставки творчества взрослых: педагогов и родителей учащихся; - фото-, видеохроники школьн. жизни и др.
6) спец. элементы эстетич. оформления (оформ. интерьеров, выставок и экспозиций, а также отдельные рисунки, и др.);
7) световые и шумовые эффекты, музыкальное оформление;
8) одежда и личные вещи педагогов и воспитанников;
9) информационно-организующие элементы предметно-пространствен. среды: распис. занятий и т.п., а также разнообразная школьная документация.
Создание благоприят. предметно-пространствен. среды подразумевает такую организацию пространства, при кот.воспит. работа осущ. наиболее эффективно. Для этого необходимо, чтобы пространство, где протекает воспит. процесс, уже само по себе явл. средством воспит, несло большую смысловую и эмоциональную нагрузку.
Эффективность предметно-пространственной среды в воспитании определяется следующими условиями: 1. Соответствие целям и задачам воспитания. 2. Соответствие санитарно-гигиенич. нормам и технике безопас. 3. Эстетичность и аккуратность. 4. Культуросообразность (соответствие общекульт. требованиям, учёт особенностей культ.данной национальности, данной местности). 5. Эмоциональная и информационная насыщенность. 6. Соответствие организации пространства организации пед. процесса в данной школе. 7. Соответствие возрастным особенностям учащихся. 8. Многоканальность воспит. воздействия предметно-пространственной среды (через различные органы чувств). 9. Поддержание в функциональном состоянии (своевременный ремонт, уборка, замена материальных средств; постоянное обновление, совершенствование предметно-пространственной среды). 10. Участие воспитанников в создании и поддержании предметно-пространственной среды.
16. Сферы и содержание школьной жизнедеятельности: познание, предметно-практическая деятельность, спорт, игра.
Жизнедеятельность — взаимосвязанная совокупность различных видов работы, обеспечивающая удовлетворение потребности конкретных человека, коллектива, группы с учетом требований и потребностей более широкой социальной среды и всего общества.
Содержательно жизнедеятельность включает ряд сфер, одна из которых — общение.
Наряду с общением сферами жизнедеятельности школы как воспитательной организации являются: познание (активность, направленная на освоение окружающего мира); предметно-практическая деятельность (освоение и преобразование предметной среды); духовно-практическая деятельность (создание и(или) использование духовных и социальных ценностей); спорт (реализация функционально-органической активности); игра (реализация активности в свободном импровизировании в условиях ситуации).
Школа– воспитательная организация, в которой познание выступает
основой жизнедеятельности. Главная задача школы – организация и
педагогическое сопровождение процесса познания, ведущим средством
достижения которой выступает процесс обучения.
Сфера предметно-практической деятельности предполагает участие в
деятельности творческих объединений, экскурсионная и клубная работа на
базе школы. В последнее время активное распространение приобрело
включение школьников в проектную деятельность, в процесс проектирования собственной школьной жизни, отдельных еѐ направлений,
отдельных дел.
Важным направ. организации духовно-практического взаимодействия выступает обеспечение согласия и защищѐнности членов коллектива.
Игровое взаимодействие (игровое моделирование) включает в себя
создание особого пространства жизнедеятельности, в котором школьник
готовится к решению жизненно важных проблем и затруднений, «проживая»
эти ситуации и способы решения в рамках игровой ситуации.
Важным ваправлением жизнедеятельности школы является физкультурная и спортивная работа. Физическая культура и спорт представляют собой субъективный и объективный аспекты жизни людей, они
выступают частью отношений и взаимодействий, складывающихся в той или
иной общности, субкультуре, организации.