Методы математической статистики
Математическая обработка полученных в исследовании результатов осуществлялась по общепринятым в педагогике методикам /4, 15, 22, 25, 26/.
Рассчитывали следующие показатели:
- среднюю арифметическую величину (х):
где, Σ – знак суммирования;
xi – полученные в исследовании значения (варианты);
n – число вариант.
- среднее квадратическое отклонение ( ):
- среднюю ошибку среднего арифметического (m):
- сравнение данных осуществляли по t-критерию Стьюдента:
Уровень достоверности определяли по таблицам.
С целью проверки достоверности различий был выбран 5% уровень значимости (Р<0,05), который многими авторами считается достаточным при статистической обработки в области педагогики.
При нашем количестве испытуемых (28 человек) границы доверительной вероятности были следующими /4/:
5% при t= 2,1 – 2,9;
1% при t = 3,0 – 3,8;
0,1% при t = 3,9 и более.
Организация исследования
Исследование проводилось в три этапа:
На I этапе (сентябрь – октябрь 2003 г.) была выбрана тема исследования, проведен контент-анализ научно-методической литературы, определены цель, задачи и методы исследования, проведено первичное педагогическое тестирование.
На II этапе (октябрь 2003 - май 2004 г.) проводили педагогический эксперимент.
На III этапе (май - сентябрь 2004 г.) проводили повторное педагогическое тестирование, осуществляли анализ полученных результатов, затем были сделаны выводы, разработаны практические рекомендации, написана и оформлена выпускная квалификационная работа.
Педагогическое тестирование и педагогический эксперимент проводили на базе средней общеобразовательной школы № 6 ст. Полтавской, в которой имеется секция футбола. В качестве контрольной была привлечена группа начальной подготовки юных футболистов из СОШ №3.
В исследовании принимали участие школьники 7-х классов СОШ №6 и СОШ №3 в количестве 28 человек, которые были по заключению врача здоровы, допущены к занятиям футболом, а их родители дали согласие на участие своих детей в исследовании.
Из вышеназванного количества школьников были сформированы контрольная и экспериментальная группы, первая из которых состояла из мальчиков группы начальной подготовки, занимающиеся в секции футбола СОШ №3, вторая - из школьников, занимающихся в группе начальной подготовки в секции футбола СОШ №6. В обеих группах было по 14 мальчиков.
Цель исходного педагогического тестирования в начале учебного года заключалась в определении уровня общей физической подготовленности учащихся 7-х классов общеобразовательной школы, занимающихся футболом в школьной секции.
Тестирование в конце учебного года было необходимо для сравнения результатов контрольной и экспериментальной групп с последующим анализом и оценкой на его основе эффективности предлагаемого нами кругового метода.
Контрольная группа в течение всего педагогического эксперимента занималась физкультурой по традиционной методике согласно программе для ДЮСШ /5/. Учащиеся экспериментальной группы дополнительно использовали специально разработанную методику, направленную на повышение уровня общей физической подготовленности по методу круговой тренировки /7, 12, 13, 17, 24, 32, 34, 35, 41, 42, 48, 50/ на основе широкого использования средств спортивных игр, легкой атлетики и гимнастики /16, 37, 40, 43, 49, 53/.
Традиционная и экспериментальная методики предполагали проведение тренировочных занятий три раза в неделю, продолжительностью по 90 минут.
Основным способом развития физических качеств в экспериментальной группе был круговой метод. В подготовительной части занятия, в зависимости от времени года и состояния погоды, были использованы легкоатлетические или гимнастические упражнения, направленные на развитие физических качеств по круговому методу. Выносливость развивали в конце основной части тренировочного занятия.
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ полученных результатов после проведённого в начале учебного года педагогического тестирования в контрольной и экспериментальной группах у мальчиков показал (табл. 2), что по всем тестам, характеризующих уровень физической подготовленности достоверных различий между группами не выявлено.
Так, среднегрупповые результаты в тесте "бег 30 м" у мальчиков контрольной и экспериментальной групп были равны соответственно 5,8 ± 0,26с и 5,67 ± 0,27с, различий нет - t = 0,48; Р > 0,05; в "прыжке в длину с места" - 184 ± 13,7см и 185,7 ± 9,1см, различий также нет - t = 0,10; Р > 0,05.
Результаты в "6-минутном беге" соответственно - 1088 ± 49,2м и 1110 ± 43,3м, различий нет - t = 0,34; Р > 0,05.
В тесте "челночный бег 3 х 10 м" результаты в группах были равны соответственно - 9,11 ± 0,47с и 9,04 ± 0,34с, различия не достоверны при t = 0,12; Р > 0,05.
Таблица 2
Сравнение показателей уровня общей физической подготовленности у
мальчиков контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента
№№ | Тесты | Контрольная группа х ± m | Экспериментальная группа x ± m | t | Р |
Бег 30 м, С | 5,8 ± 0,26 | 5,67 ± 0,27 | 0,48 | > 0,05 | |
6-минутный бег, с | 1088 ± 49,2 | 1110 ± 43,3 | 0,34 | > 0,05 | |
Челночный бег 3 х 10 м, с | 9,11 ± 0,47 | 9,04 ± 0,34 | 0,12 | > 0,05 | |
Подтягивание в висе, кол-во раз | 5,4 ± 0,25 | 5,1 ± 0,37 | 0,67 | > 0,05 | |
Прыжки в длину с места, см | 184 ± 13,7 | 185,7 ± 9,1 | 0,10 | > 0,05 | |
Наклон вперёд, см | 7,07 ± 0,28 | 6,87 ± 0,36 | 0,95 | > 0,05 |
В "наклоне вперёд" различий также не выявлено, в контрольной группе результат составил 7,07 ± 0,28см, в экспериментальной - 6,87 ± 0,36см; t = 0,95; Р > 0,05.
В подтягивании на перекладине прослеживается аналогичная картина: показатель достоверности различий у мальчиков контрольной и экспериментальной групп не достигает достоверных величин. Результаты в группах соответственно - 5,4 ± 0,25 кол-во раз и 5,1 ± 0,37 кол-во раз (t = 0,67; Р > 0,05).
Таким образом, для проведения педагогического эксперимента данные группы как однородные могут быть использованы: одна контрольная, другая - экспериментальная.
Результаты педагогического тестирования показали, что уровень физической подготовленности обследованных семиклассников в основном соответствовал средним показателям по комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов /33/. Это дало нам основание ставить целью своей работы повышение уровня физической подготовленности детей путем совершенствования применяемых или разработки новых более эффективных методик.
Педагогический эксперимент был направлен на проверку разработанного кругового метода, применяемого для воспитания физических качеств мальчиков, и проводился в течение одного учебного года.
После завершения педагогического эксперимента было проведено повторное педагогическое тестирование, цель которого заключалась в проверке эффективности разработанной методики круговой тренировки, направленной на повышение уровня общей физической подготовленности учащихся 7-х классов, занимающихся футболом.
Анализ полученных в итоговом тестировании среднегрупповых результатов в контрольной и экспериментальной группах у мальчиков 7-х классов показал (табл. 3), что по ряду тестов, характеризующих уровень общей физической подготовленности, между группами появились достоверные различия.
Так в "беге на 30 м" результаты на конец педагогического эксперимента составили: в контрольной группе 5,74 ± 0,25с, в экспериментальной - 4,81 ± 0,15с, различия достоверны - t = 3,2; Р < 0,01.
В "прыжках в длину с места" различия среднегрупповых результатов не достигли достоверных значений - t = 0,80; Р > 0,05.
Также нет различий и в тесте “подтягивание на перекладине” - t = 0,25; Р > 0,05. Это говорит о том, что в обеих группах достаточно эффективно были применены методы воспитания силовых и скоростно-силовых качеств.
Однако в "челночном беге 3 х 10 м", характеризующем координационные способности, превосходство мальчиков экспериментальной группы вновь достоверно (t = 2,32; Р < 0,05).
Таблица 3
Сравнение показателей уровня общей физической подготовленности у
мальчиков контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента
№№ | Тесты | Контрольная группа х ± m | Экспериментальная группа х ± m | t | Р |
Бег 30 м, с | 5,74 ± 0,25 | 4,81 ± 0,15 | 3,2 | < 0,01 | |
6-минутный бег, с | 1120 ± 45,0 | 1240 ± 34,7 | 2,11 | < 0,05 | |
Челночный бег 3 х 10 м, с | 9,03 ± 0,42 | 7,87 ± 0,28 | 2,32 | < 0,05 | |
Подтягивание в висе, кол-во раз | 6,2 ± 0,28 | 6,3 ± 0,15 | 0,31 | > 0,05 | |
Прыжки в длину с места, см | 185,3 ± 13,6 | 198,0 ± 8,2 | 0,80 | > 0,05 | |
Наклон вперёд, см | 7,73 ± 0,24 | 8,80 ± 0,21 | 3,34 | < 0,01 |
В "6-минутном беге", тесте на выносливость, результаты в контрольной группе составили 1120 ± 45,0м, в экспериментальной - 1240 ± 34,7м. Различия достоверны - t = 2,11; Р < 0,05.
Наибольшая разница результатов между группами оказалась в тесте, характеризующем активную гибкость - наклоне вперед, здесь t-критерий Стьюдента составил 3,34, при Р < 0,01.
Таким образом, динамика результатов исходного и итогового тестирования такова, что дети экспериментальной группы превзошли своих сверстников из контрольной группы по таким физическим качествам как быстрота, выносливость, ловкость и гибкость.
В скоростно-силовых качествах (прыжок в длину с места) и в силе (подтягивание на высокой перекладине) достоверных различий между средне групповыми результатами не выявлены, что можно расценивать как равноценность используемых методик при воспитании данных способностей.
Ни в одном тесте дети контрольной группы не показали результаты лучше, чем дети экспериментальной группы. Данные результаты позволяют нам утверждать, что использование кругового метода воспитания физических качеств в этом возрасте является эффективным при развитии быстроты, выносливости, ловкости и гибкости.
Для более детального анализа динамики результатов тестирования, полученных в педагогическом эксперименте, мы провели сравнение среднегрупповых показателей по всем тестам в каждой группе.
В результате чего оказалось, что в контрольной группе (табл.4) достоверный прирост имеет место лишь в двух показателях – силе и гибкости. Здесь t-критерий составил соответственно 2,16 и 2,06, при Р < 0,05. По другим показателям достоверного прироста не выявлено, везде Р больше 0,05.
По-видимому, традиционная методика проведения занятий в секции футбола в большей степени способствует росту силы гибкости и в меньшей – остальных физических качеств. Возможно также, что в данном случае оказалась недостаточной продолжительность педагогического эксперимента.
Таблица 4
Динамика показателей уровня общей физической подготовленности у
мальчиков контрольной группы
№№ | Тесты | До эксперимента х ± m | После эксперимента х ± m | t | Р |
Бег 30 м, с | 5,8 ± 0,26 | 5,74 ± 0,25 | 0,17 | > 0,05 | |
6-минутный бег, м | 1088 ± 49,2 | 1120 ± 45,0 | 0,48 | > 0,05 | |
Челночный бег 3 х 10 м, с | 9,11 ± 0,47 | 9,03 ± 0,42 | 0,13 | > 0,05 | |
Подтягивание в висе, кол-во раз | 5,4 ± 0,25 | 6,2 ± 0,28 | 2,16 | < 0,05 | |
Прыжки в длину с места, см | 184,0 ± 13,7 | 185,3 ± 13,6 | 0,07 | > 0,05 | |
Наклон вперёд, см | 7,07 ± 0,28 | 7,73 ± 0,24 | 2,06 | < 0,05 |
Динамика показателей уровня общей физической подготовленности у мальчиков экспериментальной группы имеет другую тенденцию (табл. 5). Почти по всем показателям тестов произошли достоверные изменения:
- в беге с низкого старта на 30 м - t = 2,87; Р < 0,05;
- в подтягивании на перекладине - t = 3,00; Р < 0,01,
- в челночном беге 3 х 10 м - t = 2,66; Р < 0,05;
- в 6-минутном беге - t = 2,34; Р < 0,05;
Однако достоверных значений не достиг результат в прыжках в длину с места, характеризующий скоростно-силовые способности, здесь t = 1,01; Р > 0,05.
Таким образом, результаты, полученные в ходе педагогического исследования, экспериментально подтверждают эффективность разработанной методики, направленной на повышение уровня общей физической подготовленности средствами круговой тренировки в школьной секции футбола.
Таблица 5
Динамика показателей уровня общей физической подготовленности у
мальчиков экспериментальной группы
№№ | Тесты | До эксперимента х ± m | После эксперимента х ± m | t | Р |
Бег 30 м, с | 5,67 ± 0,27 | 4,81 ± 0,15 | 2,87 | < 0,05 | |
6-минутный бег, м | 1110 ± 43,3 | 1240 ± 34,7 | 2,34 | < 0,05 | |
Челночный бег 3 х 10 м, с | 9,04 ± 0,34 | 7,87 ± 0,28 | 2,66 | < 0,05 | |
Подтягивание в висе, кол-во раз | 5,1 ± 0,37 | 6,3 ± 0,15 | 3,00 | < 0,01 | |
Прыжки в длину с места, см | 185,7 ± 9,1 | 198,0 ± 8,2 | 1,01 | > 0,05 | |
Наклон вперёд, см | 6,87 ± 0,36 | 8,80 ± 0,21 | 4,59 | < 0,01 |
На основании вышеизложенного анализа полученных результатов можно утверждать, что выдвинутая нами в начале исследования рабочая гипотеза получила в педагогическом эксперименте свое полное подтверждение. Круговой метод показал свою эффективность при воспитании физических способностей юных футболистов – мальчиков 12-13-летнего возраста.
ВЫВОДЫ
1. Анализ научно-методической литературы позволил нам получить представление о процессе физической подготовки и о круговом методе как эффективном, но не достаточно изученном способе воспитания физических способностей у школьников.
2. Исходное тестирование семиклассников показало, что их результаты, характеризующие физическую подготовленность, соответствуют в основном среднему уровню по нормам комплексной школьной программы.
3. Итоговое тестирование показало, что в контрольной группе у юных футболистов по большинству показателей (кроме силы и гибкости) не было достоверных изменений (Р > 0,05); в экспериментальной группе у мальчиков по большинству тестов (кроме прыжка в длину с места) произошли достоверные положительные изменения (Р < 0,05 и < 0,01).
4. Полученные в ходе педагогического эксперимента результаты говорят об эффективности предложенной экспериментальной методики, основанной на круговом методе и направленной на повышение уровня общей физической подготовленности учащихся 7-х классов, занимающихся в школьной секции футбола.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. С целью повышения уровня общей физической подготовленности мальчиков, занимающихся футболом, рекомендуется широко применять метод "круговой тренировки", как наиболее эффективный.
2. Метод "круговой тренировки" можно одинаково эффективно использовать как в подготовительной, так и в основной части тренировочного занятия по футболу в школьной секции.
3. Следует проводить занятия по круговому методу не реже двух раз в неделю, что способствует эффективному повышению уровня общей физической подготовленности. Упражнения могут состоять из бега, ходьбы, прыжков или специальных, направленных на развитие отдельных физических качеств юных футболистов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аганянц Е.К. Физиологическая характеристика двигательной деятельности детей и подростков / Возрастная динамика двигательных и вегетативных функций в связи с мышечной деятельностью. – Краснодар: КГИФК, 1991. – С.5-16.
2. Аганянц Е.К., Бердичевская Е.М., Демидова Е.В. Физиологические особенности развития детей, подростков, юношей: Учебное пособие. – Краснодар: КубГАФК, 1999. - 70с.
3. Аганянц Е.К., Бердичевская Е.М., Трембач А.Б. Очерки физиологии спорта: Учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры. - Краснодар,2001. - 203с.
4. Андреев С.Н. Футбол - твоя игра: Книга для учащихся старших и средних классов. - М.: Просвещение, 1989. - 144 с.
5. Апанасенко Г.Л. Физическое развитие детей и подростков. – Киев: Здоровье, 1985. – 147 с.
6. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223 с.
7. Вильчковский Э.С. Что есть что? Еще раз о круговой тренировке // Физкультура в школе. – 1971. - №7. – С.12-14.
8. Вихров К.Л. Футбол в школе: Учебно-методическое пособие. - Киев: Рад. школа, 1990. - 192 с.
9. Гриндлер К., Пальке Х., Хеммо Х. Физическая подготовка футболистов. Пер. с нем. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – С.12-26.
10. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – С.6-23.
11. Гуревич И.А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Вышэйшая школа, 1980. - 255 с.
12. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. – 3-е изд., перераб. и доп. – Минск: Вышэйшая школа, 1985. - 256 с.
13. Джармен Д. Футбол для юных. Пер. с англ. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – С.22-30.
14. Динер В.Л. Основы теории и методики физического воспитания. Учебное пособие для студентов физической культуры. Краснодар: КубГАФК, 1999. - 239 с.
15. Жужиков В.Г. Наиболее приемлемый. Об организации занятий по экстенсивно-интервальному методу круговой тренировки. // Физическая культура в школе. – 1971. - №11. – С.6-8.
16. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 200с.
17. Золотарёв А. П. Подготовка спортивного резерва в футболе. - Краснодар, 1996. - 78с.
18. Золотарёв А.П., Родионов В.И., Костюков В.В. Основы обучения игре в футбол: Учебно-методическое пособие. - Краснодар, 1998. - 90с.
19. Калинкин А.А. Развивая двигательные качества // Физическая культура в школе. - 1990.- №6. – С.16-18.
20. Локтев С.А., Алексанянц Г.Д., Сулимова Т.Г. Особенности тестирования общей физической работоспособности у детей и подростков. //Теория и практика физической культуры. – 1991. - №10. – С.53.
21. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. – М.: Педагогика, 1998. – 128с.
22. Максюта С.П. Развитие выносливости на уроках в 5-8 классах // Физическая культура в школе. - 1998. - №5. - С.18-19.
23. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Учеб. для инст. физкультуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. - 586с.
24. Медведев В.А., Коледа В.А. О критериях оценки функционального состояния учащейся молодежи // Физическая культура. – 2000. - №4. – С.11-13.
25. Мейксон Г.Б., Любомирский Л.Е. Методика физического воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1989.- 143с.
26. Мирончук Б.А. Развиваем силу и другие необходимые качества // Физкультура в школе. – 1997. - №2. – С.31-35.
27. Михайлина Т.М. Основы теории вероятности и математической статистики. Учебное пособие. Краснодар: КГАФК, 2003. – 138с.
28. Михайлина Т.М., Лысенко В.В. Основы спортивной метрологии / Учебное пособие. – Краснодар: КГАФК, - 1999. – 189 с.
29. Настольная книга учителя физической культуры/ Авт. - сост. Г.И. Погодаев. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 2000. – 496с.
30. Николаева Л.В. Знаете ли Вы, что такое круговая тренировка. – Физическая культура в школе. – 1967. – №7. – С.11-15.
31. Петров П.К. Физическая культура: Курсовые и выпускные квалификационные работы. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 112 с.
32. Сапин М.Р., Брыкина З.Г. Анатомия человека: Учеб. пособ. для студентов. - М.: Просвещение: Владос, 1995.- С.18-19.
33. Соловьёва И.А. Домашние задания по методу круговой тренировки // Физическая культура в школе. – 2000. - №5. – С.22-28.
34. Суслов Ф.П. Круговая тренировка в физическом воспитании учащихся профессиональных учебных заведений. – М.: Просвещение, 1994. – С. 17.
35. Талага Е. Энциклопедия физических упражнений / Пер. с польск. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – С.329-356.
36. Уроки физической культуры в 7-8 классах средней школы / Под ред. Г.П. Богданова. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1986.- С.37-40.
37. Физическое воспитание учащихся 1-11 классов Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 1996. – 257с.
38. Филин В.П. Вопросы юношеского спорта. М.: Физкультура и спорт, 1967. - 232с.
39. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1972. – С.45-58.
40. Футбол. Учебник для физ. ин-тов. Под ред. Казакова П.Н. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 256 с.
41. Футбол: Учебник для институтов физической культуры. Под ред. Полишкиса М.С., Выжгина В.А. – М.: Физкультура, образование и наука, 1999. – 254 с.
42. Холодов Ж.К.. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Физкультура и спорт, 2000. – С.84-96.
43. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена: Учеб. пособ. для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1990. - 236 с.
44. Чернышенко Ю.К., Осик В.И., Банникова Т.А., Синицын Ю.Н. Физическое воспитание и здоровье детей и подростков. - Краснодар: КГАФК, 2000. - 132 с.
45. Чуйко Ю.И. Физическая культура в общеобразовательной школе (теория, методика, практика). Учебно-методическое пособие. – Краснодар: Изд-во КубГАФК, 2003. – 230 с.
46. Шварцман А.Е. О занятиях по методу круговой тренировки в VIII классе. Рассказывает А.Е. Шварцман, школа №1, г.Киев // Физическая культура в школе. – 1971. - №8. – С.15-17.
47. Шестаков М.М., Красюк Г.В. Футбол. Методические основы учёта индивидуальных особенностей игроков при планировании нагрузки: Учебно-методическое пособие. - Краснодар: КГАФК, 1995. - 24 с.
48. Шолих М. Круговая тренировка: Теоретические, методические и организационные основы одной из современных форм использования физических упражнений в школе и спортивной тренировке / Пер. с нем. Л.М. Мирского. – М.: Физкультура и спорт, 1966. – 166 с.
49. Шпитальный В.Б., Фомиченко С.В., Романенко Н.В. Методические основы научно-исследовательской работы в физической культуре и спорте. / Учебное пособие для вузов физ. культуры. – Краснодар: КубГАФК, 1998. – С. 18-19, 24-26.
50. Шульгатый Л.П., Шестаков М.М., Фомиченко Н.Г., Фомиченко С.В. Выпускная квалификационная работа бакалавра и специалиста физической культуры и спорта. Методические рекомендации для студентов и преподавателей вузов физической культуры. - Краснодар: КубГАФК, 1997. – 33 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1