Афинская и спартанская системы воспитания
Эпоха Античности (VIII в. до н.э. – V в. н.э.), охватывающая историю Древней Греции и Древнего Рима, явилась неисчерпаемым культурным источником для последующих цивилизаций и внесла весомый вклад в развитие философско-педагогической мысли и практики образования.
В Древней Греции система воспитательных институтов достигла зрелых форм к IV веку до н.э., после длительной эволюции полисов. Наиболее яркими и во многом полярными образцами древнегреческого воспитания по праву считаются афинское, сложившееся в экономически и культурно развитом демократическом государстве, игравшем ведущую роль в Аттике, и спартанское, рожденное в стороне от торговых морских путей в аграрной и военнизированной Лаконии, где традиционно правили цари и Совет старейшин.
В Афинах государство законодательно не обязывало граждан получать образование, однако, несмотря на это, среди свободнорождённых жителей полиса не было неграмотных людей. Высокий общий уровень образованности косвенно подтверждается и тем фактом, что в период расцвета афинской демократии при правителе Перикле представителей в народное собрание, имевших полномочия принимать решения затрагивающие интересы всех горожан, избирали по жребию.
Стремление к знаниям было обусловлено сложившимися в веках традициями, которые древними греками порою воспринимались выше законов. Суть общественного мнения по поводу данных традиций хорошо выразил Платон, который считал, что долг родителей дать детям хорошее образование. Если же родители не выполняют эту свою миссию, то они, тем самым, дают детям право в будущем не исполнять сыновний долг и не заботиться о них в старости.
Образовательная программа в афинской системе охватывала и приравнивала друг к другу воспитание интеллектуальное, музыкальное и физическое. Это было связано с особенностями самой древнегреческой культуры, в которой воспитание понималось как неразрывное единство «гимнастического» и «мусического». Синтезом этих двух элементов должно было стать классическое равновесие тела и духа, прославленный идеал «калокагатии» – красоты и добра, слитых в человеке воедино. Именно из него вытекает идея гармонического развития личности, которая в течение долгих веков служила и продолжает служить целевым ориентиром для многих педагогов.
До семи лет воспитанием ребёнка занималась семья, развивая его физически, прививая чувство прекрасного и давая основы нравственного поведения.
Когда мальчику исполнялось семь лет, его отправляли учиться в школу. Со стороны семьи, если конечно у неё был определённый достаток, к ребёнку прикрепляли раба, которого называли педагогом. Этот раб сопровождал своего маленького господина до места учёбы и обратно, неся его школьные принадлежности и следя за тем, чтобы тот вёл себя по дороге прилично, соблюдая нормы общественного этикета. А потому неудивительно, что слово «педагог» в буквальном переводе с древнегреческого означает ни что иное, как «детоводитель».
В Афинах существовало два типа школ: мусические и палестры. Они были частными и платными, но плата была по карману даже самым бедным, так как учителя за свой труд получали очень мало.
В мусической школе дети последовательно обучались у учителя-грамматиста и учителя-кифариста.
Грамматист давал детям навыки чтения, письма и счета. Его подопечные знакомились с произведениями Гомера, Эзопа, Гесиода, Софокла и других известных древнегреческих авторов. Грамоту осваивали буквослогательным методом, для письма использовали вощённые дощечки – «церы», на которых заостренными палочками – «стилями» выводили буквы и числа, тексты и арифметические действия. При решении примеров применялось специальное вычислительное средство – «абак», напоминающее собой счеты, которыми люди пользовались ещё в не столь отдаленном времени, вплоть до массового появления электронных калькуляторов.
Кифарист обучал игре на лире и кифаре, пению соло и хором. Под его руководством дети разучивалиразличные гимны и ритуалы, применяемые на праздниках в честь олимпийских богов.
В школе палестры подростки попадали к учителю педотрибу. Он занимался с ними гимнастикой и различными видами спорта по олимпийской программе. При этом главное внимание, в соответствии с идеалом «калокагатии», акцентировалось не только на воспитании силы и ловкости, но и на формировании красивого тела.
По окончании мусической школы и палестры юноши из благородных семей могли продолжить образование в афинских гимнасиях и философских школах других греческих городов.
Что касается девочек, то они в Афинах получали домашнее воспитание, ориентированное на подготовку к будущей семейной жизни. В отличие от мужчин, женщины почти не участвовали в общественно-политической жизни полиса. Более того, устоявшиеся нормы приличия запрещали им публично блистать своим остроумием и начитанностью. Так себя вести в присутствии сильного пола дозволялось лишь гетерам.
Важной отличительной чертой воспитания в Спарте была его жесткая регламентация со стороны государства, которое для проведения своей идеологии и осуществления контроля назначало специального чиновника – «педонома».
Главными направлениями в спартанской системе воспитания были военно- физическое и патриотическое, цель которых состояла в подготовке воина-патриота, полностью подчиняющего личные интересы, интересам социальной группы. Что касается интеллектуальной подготовки спартанцев, то она ограничивалась умением читать и писать, знанием нескольких военных и ритуальных песен, а также некоторыми сведениями о традициях Спарты, её истории, героях, религии и обрядах.
Общественное воспитание мальчиков было обязательным. Оно начиналось с семи лет и состояло из трёх циклов: двух циклов по 4 года и завершающей 5-летней «эфебии».
С первых дней занятий детей приучали к дисциплине и умению повелевать и подчиняться. В соответствии с возрастом их делили на отряды – «агелы» и более мелкие «илы». Во главе этих отрядов назначался командир из числа воспитанников. Мальчики должны были беспрекословно подчиняться непосредственно ему, а также всем вышестоящим начальникам и взрослым воинам. Главное внимание уделялось физической подготовке, однако, в отличие от Афин, на первый план выдвигалось не формирование красивого атлетичного тела, а приобретение таких, необходимых для солдата качеств, как воля в достижении цели, выносливость, ловкость, умение терпеть боль и др. Все эти качества, а также лидерские задатки ярко проявлялись в драках, которые поощрялись среди детей и рассматривались как важный метод подготовки воина.
По достижении 15 лет подростки проходили обряд инициации (посвящения). На центральной площади Спарты перед алтарём Артемиды их били прутьями по обнажённым телам, а они молча и с достоинством переносили данную экзекуцию. После этого подростки переходили в статус юношей, для которых начинался очередной и последний этап спартанского воспитания – «эфебия».
«Эфебия» – есть целенаправленное военная подготовка. Воспитанники учатся владеть оружием, изучают и тренируются в тактике ведения боя в атаке и обороне, в несении дозора, в разведывательной деятельности и т.п. Для закрепления полученных навыков порой устраивалась охота на сбежавшего или специально отпущенного раба, которого надо выследить, догнать и убить.
В завершении «эфебии» юноши должны были пройти «криптию». Суть её состояла в том, что молодые люди уходили из города в лёгкой одежде и в течение года скитались в одиночестве по стране, самостоятельно добывая пропитание, устраиваясь, где придется, на ночлег и, скрываясь ото всех, чтобы не быть застигнутыми врасплох. Успешно прошедшие «криптию» становились полноценными воинами и получали право трапезничать вместе со взрослыми мужчинами.
Что касается спартанских девочек, то они специального образования не получали, но воспитывались, как правило, рядом с мальчиками, для того чтобы стать достойными солдатскими женами и матерями. На них возлагалась важная социальная роль по ведению хозяйства, управлению рабами и даже защите своего поселения от нападения врага, в то время когда мужчины находятся в военном походе. Как матери, они заботились о том, чтобы их сыновья стали настоящими сильными мужчинами, даже в том случае, если их если отцы погибли.