Афинская система воспитания

Структура современной научно-педагогической теории и перспективы ее развития.

1) Общая педагогика:

· общие основы

· дидактика

· теория воспитания

· управление образовательными процессами

2) Возрастная педагогика изучает особенности и закономерности воспитания и образования различных возрастных групп:

· дошкольная

· школьная

· старшая школа

· педагогика труда

3) Специальная (коррекционная) педагогика:

· сурдопедагогика

· тифлопедагогика

· олигофренопедагогика

· логопедия

4) Социальная педагогика разрабатывает вопросы внешнего воспитания, влияния социума на формирование и развитие личности

5) Отраслевая педагогика – изучает закономерности специальной подготовки людей к определенным видам деятельности

6) История педагогики и образования – изучает развитие педагогических идей и практики образования в разные эпохи.

Процесс дифференциации в педагогической науке продолжается. В последние годы появляется: философия образования, сравнительная педагогика, социальная педагогика и др.

Основные категории педагогики.

Воспитание:

· В широком смысле – передача опыта от старшего поколения к младшему

· В узком – целенаправленный процесс по формированию личности

Образование рассматривается как процесс и результат (процесс – действия, направленные на получение знаний и опыта; результат – система полученных знаний).

Объем: начальное, среднее, высшее.

Характер: среднее, профессиональное, политехническое.

Обучение – целенаправленный процесс образования (овладение ЗУН, приобретение Д, развитие способностей, приобретение опыта, применение знаний в повседневной жизни и формирование у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

Знание – отражение объективной действительности в форме фактов и явлений, законов и закономерностей.

Умение – способность применить полученные знания на практике.

Навык – отточенное до совершенства умение.

Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме человека.

Формирование – становление личности как социального существа.

Педагогическая проблема – круг педагогических вопросов/вопрос, требующий решения.

Педагогическая ситуация – явление, организованное педагогом или возникшее спонтанно, требующее педагогического вмешательства.

Педагогическая задача – осмысление педагогической ситуации с целью ее преобразования.

Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитанника, учителя и ученика с целью передачи социального опыта.

Основные этапы формирования педагогической науки в России и за рубежом.

Педагогика прошла 3 этапа в своем развитии:

I. Эмпирический (с момента зарождения классов, появления государства до XVII в.):

· осмысливается опыт обучения и воспитания различных народов;

· создаются образовательные учреждения и воспитательные системы (афинская, спартанская, рыцарская, школа греческой культуры, системы иезуитского и христианско-каталического обучения);

· восток обогащает педагогику, китайские ученые реализуют 4 дисциплины (мораль, язык, политика и литература), выдвигают концепцию идеального человека не по происхождению, а благодаря обучению и воспитанию.

II. Формирование педагогики как науки, становление педагогики (XVII – XX вв.):

· Основатель – Ян Амос Каменский;

· Дополняют педагогику труды Гербарта, Дистерверга, Жан-Жака Руссо и Дж. Локка, Песталоцци;

· В России развитие педагогики шло по пути формирования стройной системы образовательных учреждений во главе с Министерством народного просвещения (Ушинский добивался реализации на практике народности общественного воспитания)

III. Бурное развитие науки (XX в.)

· Бурное развитие как на З, так и на В

· Ориентированность на обслуживание экономического прогресса общества

· Необходимость создания высокотехнологических систем обучения и подготовки специалистов конкретного профиля.

Представления о составе участников образовательной деятельности в истории образования и педагогической мысли.

Зарождение воспитания в первобытном обществе.

Воспитание и обучение в древнейших государствах.

Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции.

Родоначальник – Сократ. Главное в методе – вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению.

Ученик Сократа – Платон – родоначальник дошкольного детского образования. Основал школу – академию, главная задача школы – познание школьниками окружающего мира и самих себя.

Продолжатель – Аристотель. Создал свою школу – ликей (лицей). Занятия не в помещении, а в процессе прогулки по парку.

Трактаты по педагогике, психологии, риторике, философии. Ввел возрастную периодизацию.

Воспитание – средство укрепления государства.

Считал: школы - государственные, все граждане – одинаковое воспитание.

Воспитание – единство физического и нравственного развития (физическое развитие должно предшествовать интеллектуальному).

Афинская система воспитания.

Наши рекомендации