Язык как этнокультурное явление и его место в этнопедагогике
Тема: ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ОСНОВА ЭТНОПЕДАГОГИКИ
Язык как этнокультурное явление и его место в этнопедагогике
Этнопсихолингвистика - отрасль лингвистической науки, которая выступает вкачестве одного из главных факторов формирования этнической психики и этнического сознания рассматривает язык. Язык представляет собой систему знаков любой физической природы, служащую средством осуществления человеческого общения, мышления. Поэтому любой язык тесно связан с этническими, правовыми, религиозными формами общественного сознания, которые несут в себе значительную этническую нагрузку.
Первой значимой характеристикой языка и речи (как исторически сложившейся формы общения людей посредством языка) является то, что это общественно-исторический продукт, в котором находят отраженно культура, система социальных отношений, традиции, история этноса. Речь возникла в коллективной трудовой деятельности. В языке как продукте этой деятельности фиксируются ее условия и содержание. В системе лексических значений, в характере функционирования грамматических форм, даже в определенном изменении строя языка отражаются конкретные социально-исторические условия общественного бытия языковой общности на определенном этапе ее развития. Так, например, названия направления в ненецком языке являются производными от слов спина и лицо, что исторически связано с положением седока, едущего на легковой нарте. Американский лингвист Э. Сепир еще в 30-е годы XX в. сформулировал гипотезу лингвистической относительности о том, что существует неразрывная связь между структурой языка и характеристиками мышления, способом познания внешнего мира. Мышление и восприятие человека зависят от того, на каком языке он говорит. Например, у эскимосов есть около 20 слов для обозначения разновидностей снега, а в языке ацтеков есть только одно слово, обозначающее и "снег, и лед, и холод", поэтому у ацтеков с восприятием снега возникают большие сложности. В языке американских индейцев зуни нет слов для обозначения желтого и оранжевого цвета, поэтому они ошибаются при узнавании этих цветов.
Языки отличаются друг от друга не столько тем, что в них можно выразить, сколько том, что в них легче выразить. Исследовав 78 языков, американские исследователи Б. Берлин и В. Кэй пришли к выводу, что 11 основных цветов кодировались в истории любого языка, в фиксированном порядке. Сначала появлялись названия для белого и черного цветов, они имеются во всех языках; затем название для красного цвета; для желтого и зеленого; если язык содержит 6 терминов для обозначения цветов, то в нем имеется термин для синего цвета; если язык содержит 7 цветовых терминов, то в нем есть слово для обозначении коричневого цвета; если язык содержит 8 более цветовых терминов, то в нем есть слова для фиолетового, розового, оранжевого, серого цветов. Например, греки в эпоху Гомера имели всего лишь трехчленную классификацию цветов: белый, черный, красный, а народность дани с Новой Гвинеи в своем языке имеет всего лишь 2 слова для обозначения цветов: мили - темный, холодный; и мола - светлый, теплый. Люди легко, безошибочно воспринимали и запоминали тe цвета, для которых есть обозначения в их родном языке, но в условиях необходимости люди могут различать и запоминать и те цвета, для которых нет словесно-вербальных «ярлыков».
Важно подчеркнуть, что, являясь социально-историческим продуктом, язык (речь) осуществляет интеграционную функцию - функцию связи между поколениями, что особо значимо для этнопедагогики. К.Д. Ушинский указывал, что язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое.
Вторая методологическая характеристика языка (речи) соотносится со специфичностью словесного отражения бытия. В этой характеристике выявляется неразрывная связь речи (языка) с мышлением как опосредствованной, обобщающей формой отражения действительности и с сознанием в целом, основная функция которого – «осознание бытия, его отражение». При этом «обозначающее отражение" – речь (язык), как и весь процесс психического отражения, - это активное, действенное взаимодействие содержания и формы, где в качестве содержания выступает прежде всего значение слова и смысл суждения, умозаключения. Значение слова - единство обобщения и общения, коммуникации и мышления. Здесь существенно подчеркнуть, что значение - это «не пассивное отражение предмета самого по себе (как «вещи в себе») вне практически-действенного отношения к нему человека. Значение слова, отражающее предмет, определяется функцией этого предмета в системе человеческой деятельности и, значит, реальными действенными общественными взаимоотношениями людей, в которые включен предмет.
Речь, слово - не просто условный знак; слово, речь имеют семантическое смысловое содержание - значение, которое является обобщенным обозначающим определением своего предмета. Обозначающее отражение предмета в значении слова, как и отражение вообще, является не пассивным процессом. Мы познаем и осознаем действительность, воздействуя на нее; мы познаем значение предмета, оформляемое в слове, воздействуя на предмет и выявляя его функцию в системе нашей деятельности. Значение предмета раскрываетея в общественной деятельности человека; оно обозначается в слове, которое возникает в общении и служит для общения.
Третьей методологически значимой характеристикой языка является то, что это - форма существования сознания (и индивидуального, и общественного через индивидуальное). Важное с психологической точки зрения положение было сформулировано А.Н. Леонтьевым. Он отметил, что речь (язык) - это в то же время то, в чем обобщается и передается отдельным людям опыт общественно-исторической практики человечества. Это условие присвоения этого опыта индивидами и вместе с тем форма его существования, а их сознании. Существенным для методологически адекватного понимания этой характеристики языка служит также предостережение А.Н. Леонтьева относительно того, что хотя языку принадлежит огромная, действительно решающая роль, однако язык не является творцом человеческого в человеке. Творцом человека является конкретная предметно-практическая деятельность, в процессе которой люди взаимодействуют, вступают в различные формы общения,
В качестве четвертой (наиболее изученной) характеристики языка выступает его определение как важнейшего средства общения. Эта характеристика соотносится с коммуникативной функцией языка (речи), являющейся одной из основных наряду с семантической или обозначающей (сигнификативной) функцией. Особенно важным при рассмотрении этой характеристики языка является утверждение принципиальной невозможности подлинно человеческого общения, а следовательно, и воспитания и развития личности (осуществляемых прежде всего через общение и предметную деятельность ребенка со взрослым) без речи (языка) как обобщенного отражения и фиксации опыта человечества. Включаясь в процесс реальных практических сношений, общей деятельности людей, речь через сообщение (выражение, воздействие) включает в него и все сознание человека. Благодаря речи сознание одного человека становится непосредственной данностью для другого. Соответственно, этнопедагогика рассматривает речь не только как деятельность, процесс общения посредством языка, но и в качестве самостоятельного средства, инструмента социального контакта внутри этнической общности, ее единства.
Таким образом, речь как своеобразная деятельность не стоит в ряду с другими видами деятельности, она занимает центральное место в процессе психологического развития; развитие речи внутренне связано с развитием мышления (в реальном единстве с которым оно выступает) и с развитием сознания в целом.
Речь имеет многофункциональный характер, т.е. выступает в различных деятельностях: речи присущи коммуникативная функция (слово - средство общения), индикативная функция (слово - средство указания на предмет) и интеллектуальная, сигнификативная функция (слово - носитель обобщения, понятия). Все эти функции речи внутренне связаны друг с другом.
Слово как единица человеческой членораздельной речи, во-первых, имеет предметную отнесенность (что составляет специфический признак человеческого слова) и, во-вторых, имеет значение, т.е. является носителем обобщения и одной из форм выражения этнической культуры. Процесс развития речи не есть процесс количественных изменений, выражающихся в увеличении словаря ребенка и ассоциативных связей слова, но процесс качественных изменений, скачков. То есть, это процесс действительного развития, который, будучи внутренне связан с развитием мышления и сознания, охватывает (как и процесс распада речи) все перечисленные функции, стороны и связи слова.
Эти характеристики языка (речи) выявляют общественную, социально-историческую природу языка. В то же время приведенные выше собственно методологические характеристики языка еще раз обращают наше внимание на то, что он является важнейшим средством выражения (и более того, формирования и существования) мысли, и только. Сама мысль как модус отношения между понятиями, как отражение предметов, явлений в их связях и отношениях задается действительностью и формируется в предметно-коммуникативной деятельности людей.
Этнопедагогика исходит из того, что родной язык, выступая в единстве функций общения и обобщения, является, прежде всего, средством "присвоения" человеком общественного опыта, а уже потом и вместе с выполнением этой функции - средством выражения и формирования его собственной мысли. Усваивая родной язык, человек "присваивает" основное орудие познания действительности. В этом процессе, естественно, удовлетворяются и формируются его специфические человеческие (познавательные, коммуникативные и другие социальные) потребности.
Обращаясь к языку, этнопедагогика опирается на три группы характеристик языка, обеспечивающие: а) социальные, б) интеллектуальные, в) личностные функции человека.
Первую группу составляют характеристики языка, отражающие социальные функции человека, имеющие ключевое значение для этнопедагогики. Согласно этим характеристикам, язык - средство; 1) общения как формы социального взаимодействия; 2) вхождения в языковую общность, идентификации, отождествления; 3) присвоения общественно-исторического, социального опыта, т.о. социализации и воспитания; 4) приобщении индивида к культурным, историческим ценностям.
Во вторую группу входят характеристики языка, посредством которых реализуются интеллектуальные функции человека. Эти характеристики определяют язык как средство: 1) соотнесения индивида с предметной действительностью через ее номинацию, индикацию; 2) обобщения в процессе формирования понятийного, категориального аппарата человека; 3) расширения, дифференциации, уточнения понятийно-категориального аппарата; опосредствования высших психических функций человека; 5) развития познавательного интереса; 6) удовлетворения коммуникативной (выражения мысли, чувства, воли) и познавательной потребности (сюда включается и трактовка языка в узком смысле как средства формирования и формулирования мысли); 7) решения коммуникативных, познавательных и профессиональных задач.
Третью группу составляют «личностные» характеристики языка. Здесь он выступает в качестве средства: 1) осознания человеком собственного "Я"; 2) рефлексии, выражении себя (самовыражения) и само регуляции (сюда включается и осознание собственных действий), средства внутреннего диалога в структуре самосознания личности. Надо отметить, что язык вшироком смысле слова является единственной формой существования рефлексии и самовыражения (осознанных и неосознаваемых).