Оценка эффективности экспериментальной работы по формированию культурно-гигиенических навыков
С целью определения эффективности комплекса проведенных дидактических игр и упражнений, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка, было проведено контрольное исследование с использованием того же диагностического материала, что и на констатирующем этапе.
Его основными задачами являлись:
1) определить уровень развития культурно-гигиенических навыков у детей после формирующего эксперимента;
2) проследить динамику в развитии культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников с нарушением интеллекта;
3) выявить качественные изменения при осуществлении данных навыков у этой категории детей.
Полученные по окончании формирующего эксперимента данные, были подвергнуты количественному и качественному анализу.
Оценка результатов исследования позволяет выявить уровни развития культурно-гигиенических навыков в экспериментальной группе. Данные приводятся в сравнении с первоначальными, полученными в ходе констатирующего исследования (таблица 1).
Таблица 1 – Сравнительный анализ уровней сформированности навыка приема пищи у детей экспериментальной группы до и после эксперимента
Уровни развития | До эксперимента | После эксперимента | ||
Количество детей | % | Количество детей | % | |
Высокий | - | - | ||
Средний | ||||
Низкий |
Как видно, в экспериментальной группе в сравнении с первоначальными показателями значительно повысился уровень сформированности навыка еды: отмечается нарастание процента детей со средним уровнем (83%), а количество испытуемых с низким уровнем сократилось и составило лишь 8 в процентном содержании. Девочка, по-прежнему, испытывает трудности при пользовании столовыми приборами и предметами посуды в силу несовершенства моторики и значительно повышенного тонуса пальцев рук. Несформированность зрительно-двигательной координации препятствует аккуратности выполнения действий.
Один ребёнок (8%) показал хорошие результаты при осуществлении данного навыка, в результате чего, его уровень мы определили как высокий.
Таким образом, мы можем говорить о том, что работа, проделанная по этому направлению, оказалась эффективной.
Анализ количественных данных на этапе контрольного исследования показывает, что значительно изменилось количественное соотношение детей, по уровням развития навыка одевания (таблица 2).
Таблица 2 – Сравнительный анализ уровней сформированности навыка одевания у детей экспериментальной группы до и после эксперимента
Уровни развития | До эксперимента | После эксперимента | ||
Количество детей | % | Количество детей | % | |
Высокий | ||||
Средний | ||||
Низкий |
Из таблицы видно, что после формирующего эксперимента вдвое увеличилось число детей, показавших высокий уровень сформированности данного навыка, и составили 4 в абсолютных числах.
Необходимо отметить, что после проведения коррекционной работы воспитанники с низким уровнем составили лишь 25% против 58% до ее проведения.
Двое детей значительно улучшили свои результаты при выполнении действий по одеванию, благодаря чему сумели преодолеть низкий уровень. Таким образом, число детей со средним уровнем составляет 41% от всех участников формирующего эксперимента.
Целью третьего направления нашей работы было формирование навыка умывания и ухода за полостью рта. При оценке полученных результатов (таблица 3) мы выявили, что существенно изменилось (в сторону увеличения) число детей, повысивших уровень сформированности навыка умывания до среднего. Если до формирующего эксперимента мы наблюдали, что лишь 8% детей справлялись с данным действием практически самостоятельно (требовалась незначительная координирующая помощь со стороны взрослого), то после него это число составило 34 в процентном содержании.
Таблица 3 – Сравнительный анализ уровней сформированности навыка умывания у детей экспериментальной группы до и после эксперимента
Уровни развития | До эксперимента | После эксперимента | ||
Количество детей | % | Количество детей | % | |
Высокий | ||||
Средний | ||||
Низкий |
Как можно увидеть из таблицы, одному ребенку из данной группы удалось повысить свой уровень до высокого, за счет чего количество детей с достаточным уровнем сформированности навыка стало составлять 41%.
Троим детям экспериментальной группы, хотя так и не удалось преодолеть низкий уровень, но, тем не менее, наметилась положительная динамика в развитии данных действий по самообслуживанию. Для достижения более высоких результатов требуется дополнительная коррекционная работа.
Анализируя данные, полученные после проведенной работы, направленной на формирование навыка ухода за полостью рта, мы отметили, что данные действия даются детям с нарушением интеллекта несколько сложнее (таблица 4).
Таблица 4 – Сравнительный анализ уровней сформированности навыка ухода за полостью рта у детей экспериментальной группы до и после эксперимента
Уровни развития | До эксперимента | После эксперимента | ||
Количество детей | % | Количество детей | % | |
Высокий | ||||
Средний | ||||
Низкий |
Четверым детям удалось улучшить свои результаты, благодаря чему, их уровень мы оценили как средний. Таким образом, после формирующего эксперимента число воспитанников со средним уровнем сформированности данного навыка увеличилось более чем в два раза и составило 50%.
К сожалению, даже под воздействием коррекционной работы больше ни одному из детей не удалось достичь высокого уровня, в результате чего показатель остался на прежнем уровне и составил 8% от общего числа группы.
Пять детей остались на том же уровне, что и на констатирующем этапе исследования. Однако необходимо отметить, что и у этой группы детей наметилась положительная динамика в развитии навыка.
Целью четвертого направления нашей работы было формирование навыка опрятности. На данном этапе мы объединили два навыка: пользование носовым платком и причесывание.
После проведения коррекционной работы по формированию навыка пользования носовым платком мы констатировали лишь незначительные изменения (таблица 5).
Таблица 5 – Сравнительный анализ уровней сформированности навыка пользования носовым платком у детей экспериментальной группы до и после эксперимента
Уровни развития | До эксперимента | После эксперимента | ||
Количество детей | % | Количество детей | % | |
Высокий | - | - | - | - |
Средний | ||||
Низкий |
Только три человека сумели преодолеть низкий уровень и, тем самым, увеличив количество детей со средним уровнем на 25%.
Немаловажно, что больше половины детей экспериментальной группы, так и не освоили навык пользования носовым платком и составили 58% от общего числа.
При оценке результативности работы по формированию навыка причесывания были зафиксированы следующие изменения (таблица 6).
Таблица 6 – Сравнительный анализ уровней сформированности навыка причесывания у детей экспериментальной группы до и после эксперимента
Уровни развития | До эксперимента | После эксперимента | ||
Количество детей | % | Количество детей | % | |
Высокий | ||||
Средний | - | - | ||
Низкий |
Как видно, в экспериментальной группе в сравнении с первоначальными показателями значительно повысился уровень развития навыка причесывания: увеличилось количество детей со средним уровнем, в то время как число испытуемых с низким уровнем уменьшилось и составило 34% и 58% соответственно. Число детей, в достаточной степени освоивших данный навык, не изменилось и по-прежнему, составляет 8%.
При оценке полученных результатов, мы можем говорить не только о количественных, но и качественных изменениях. Данные, представленные на рисунке 8, позволяют не только более наглядно проследить динамику развития культурно-гигиенических навыков у детей экспериментальной группы отдельно по каждому навыку до и после формирующего эксперимента, но и дать оценку эффективности проведенной работе.
Рис.8 Динамика сформированности культурно-гигиенических навыков у детей экспериментальной группы.
Констатирующий эксперимент показал, что у детей экспериментальной группы была прослежена положительная динамика в уровне сформированности культурно-гигиенических навыков в процессе экспериментальной работы.
Отметим, что после проведения с детьми серии занятий, направленных на формирование навыка еды у них не только повысился уровень сформированности операциональной стороны навыка, но и уровень культурного поведения за столом. К примеру: дети стали принимать пищу более размеренно, не шумели за столом и т.д. К тому же, мы стали реже отмечать негативные реакции на попытки взрослого оказать помощь воспитанникам во время еды.
Благодаря этапу «Косвенная подготовка», включенному в работу по формированию навыка одевания и направленному на развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, трое детей смогли овладеть такими сложными для них действиями, как застегивание пуговиц.
После осуществления коррекционной работы мы отметили, что воспитанники стали не только чаще проявлять стремление к самостоятельному одеванию, но даже делали попытки оказать помощь младшим. Дети реже допускали ошибки в последовательности одевания. При попытке надеть вещь неправильно (задом на перед, на изнаночную сторону) реагировали на замечание со стороны взрослого, пытаясь исправить недочеты.
К сожалению, достаточно непродолжительный срок формирующего эксперимента не позволил детям в совершенстве овладеть навыком пользования носовым платком. Довольно низкие результаты, полученные как после констатирующего, так и после контрольного исследования, могут быть и результатом того, что ранее индивидуально каждому ребенку не предоставлялся носовой платок для постоянного использования, что крайне затруднило и затянуло по времени формирование данного навыка. Но, не смотря на это, все-таки наметилась положительная динамика. Дети стали замечать неполадки в своем внешнем виде и обращаться ко взрослому, либо самостоятельно делали попытки использовать платок по назначению.
В процессе работы было отмечено, что детям интересны игры с водой, и они охотно принимали в них участие, благодаря чему и формирование навыка оказалось успешным. В итоге мы отметили, что воспитанники не только реже допускали ошибки в последовательности умывания, но и делали это значительно аккуратнее. Подавляющее большинство группы безошибочно определяли местоположение своего полотенца, расчески, зубной щетки.
Обращает внимание и тот факт, что после проведения формирующего эксперимента, наряду с повышением уровня культурно-гигиенических навыков отмечается развитие мелкой моторики, позволяющей детям более точно и координировано выполнять действия, а также повышение уровня развития активной речи (за счет обогащения словаря, постоянной стимуляции речевой деятельности самих детей). Нами было отмечено, что в своей речи дети стали употреблять прилагательные такие как: гладкие, душистое, ароматное и др.
Таким образом, после проведенного нами формирующего эксперимента мы можем говорить о том, что рациональная организация обстановки в доме ребенка, которая включает не только обеспечение воспитательно-образовательного процесса материально-технической базой, а и наличие правильно организованной методической и коррекционно-воспитательной работы по формированию у воспитанников культурно-гигиенических навыков, приносит положительные результаты.