Основные требования к проведению занятий по огневой подготовке.
Огневая подготовка является составной частью полевой выучки войск РХБЗ. Высокая огневая подготовка личного состава обеспечивается строгой методической последовательностью в обучении, высокой организацией занятий и систематическим проведением тренировок и стрельб.
Для успешного решения огневых задач в бою личный состав подразделений должен:
· знать штатное оружие, боевые возможности и правила стрельбы из него;
· добиться твердых навыков в действиях с оружием, в практическом применении правил стрельбы, подготовке оружия к стрельбе и его техническом обслуживании;
· умело вести разведку целей, определять дальности до них, быстро и метко поражать их первыми выстрелами самостоятельно и в составе подразделения; применять все способы стрельбы с учетом метеорологических и баллистических условий днем и ночью;
· умело действовать с оружием и метать ручные боевые гранаты.
В огневой подготовке обычно применяются следующие методы обучения:
· рассказ,
· объяснение,
· показ,
· тренировка (упражнение),
· беседа,
· самостоятельная работа
· стрельба.
Выбор методов обучения зависит от темы, цели содержания занятия и степени подготовленности личного состава. На каждом занятии могут применяться несколько методов. Так, например, при обучении приемам стрельбы могут быть применены показ, объяснение, тренировка.
Тренировки (упражнения) по огневой подготовке могут быть индивидуальные и групповые (в составе расчета, подразделения). Индивидуальные тренировки (упражнения) применяются для выработки у обучаемых умений и навыков, необходимых отдельному воину. Они характеризуются тем, что отдельные обучаемые под руководством командира или самостоятельно по его заданию выполняют одни и те же действия (например, тренируются в однообразии прицеливания и производстве выстрела). Групповые тренировки (упражнения) применяются для выработки у обучаемых умений и навыков в коллективных действиях и для слаживания расчёта и подразделения. Они характеризуются тем, что каждый обучаемый выполняет действия в соответствии со своей специальностью или временно занимаемой им на данном занятии должностью (например, приведение вооружения БРДМ в боевое положение или решение огневых задач в составе подразделения).
Тренировки (упражнения) по огневой подготовке проводятся, как правило, путем выполнения нормативов и специально разработанных подготовительных упражнений. При этом условия выполнения нормативов и подготовительных упражнений по мере приобретения обучаемыми умений и навыков должны усложняться.
Стрельба– это метод, при котором обучаемые практически применяют полученные знания, умения и навыки в боевом использовании штатного оружия и боеприпасов для поражения различных целей. Стрельбы позволяют не только закрепить приобретенные знания, умения и навыки, но и выявлять недостатки в огневой подготовке. Поэтому результаты стрельб должны тщательно анализироваться и на основе их применения меры по повышению огневой выучки личного состава.
Занятия по огневой подготовке необходимо организовывать так, чтобы максимальную часть времени, отводимого на занятия, обучаемые использовали на практические действия с оружием и решали огневые задачи с полным напряжением физических и моральных сил.
Огневая подготовка проводится: на плановых занятиях по изучению оружия (вооружения), боеприпасов и правил стрельбы; на огневых (стрелковых) тренировках и при выполнении упражнений учебных и контрольных стрельб. Знания, умения и навыки по огневой подготовке также совершенствуются при проведении работ в часы ухода за вооружением и боевой техникой и в парково-хозяйственные дни, на самоподготовке, стрелковых состязаниях и на занятиях по другим предметам обучения.
Занятия по изучению оружия (вооружения) и боеприпасов проводятся в классах, в парках боевых машин, поле. Занятия организуются повзводно под руководством офицеров, прапорщиков или наиболее подготовленных сержантов.
Основной метод обучения – рассказ (объяснение) в сочетании с показом устройства и работы частей и механизмов на схемах, плакатах, макетах и учебных образцах оружия, а также выполнение практических работ. На этих занятиях обучаемым прививаются твердые знания в устройстве оружия (вооружения) и боеприпасов, навыки в их техническом обслуживании и подготовке к стрельбе, обнаружении и устранении возможных неисправностей и задержек.
Знания по изучению правил стрельбы проводятся повзводно под руководством командиров взводов методом рассказа (объяснения), показа и тренировки в решении огневых задач по применению правил стрельбы, с использованием тренажеров, учебного оружия (вооружения), прицелов, макетов местности, наглядных пособий (плакатов, схем). В ходе занятия обучаемым прививаются знания и практические навыки в применении правил стрельбы при решении огневых задач по различным целям всеми способами стрельбы. Главное внимание обращается на обучение личного состава обнаружению целей и определению (измерению) дальности до них, назначению исходных установок с учетом поправок на отклонение условий стрельбы от нормальных.
Знание правил стрельбы, навыки в их практическом применении совершенствуются обучаемыми на огневых (стрелковых) тренировках и стрельбах.
К выполнению упражнений стрельб (упражнений в метании ручных гранат) допускаются обучаемые, изучившие материальную часть оружия (вооружения) и боеприпасов, правил стрельбы, условия выполняемого упражнения, требования безопасности и сдавшие зачет.
Огневые тренировки проводятся на войсковом стрельбище, огневом городке или директрисе боевых машин в соответствии с расписанием занятий, днем и ночью, в любых погодных условиях.
Стрелковые тренировки проводятся в составе роты на войсковом стрельбище продолжительностью 2-3 часа каждая (для огнеметных подразделений не менее 30% тренировок проводится ночью).
На тренировках вырабатываются, совершенствуются и поддерживаются доведенные до автоматизма навыки обучаемых в действиях с оружием. Каждая последующая тренировка должна обеспечить наращивание навыков личного состава путем усложнения условий упражнений стрельб и сокращения времени выполняемых нормативов.
Личный состав должен обучаться стрельбе в противогазах. В течение периода обучения (семестра) каждое подразделение выполняет ежемесячно одно упражнение в противогазах, а при инспектировании (проверках), в ходе контрольных занятий до 10% обучаемых, по решению проверяющего, привлекается к выполнению упражнений стрельб в противогазах.
Постоянными местом на каждой тренировке должно быть учебное место для выполнения упражнений стрельб. Остальные учебные места: по разведке целей, решению огневых задач с применением правил стрельбы, по тренировке в метании ручных гранат, стрельбе по воздушным целям, выверке прицелов и приведению оружия к нормальному бою включаются в план тренировки в зависимости от уровня подготовки личного состава и учебных целей.
Занятия по выполнению учебных стрельб и метанию боевых ручных гранат проводит командир роты; командир взвода обучает личный состав на учебных местах; командир отделения привлекается в качестве инструктора.
Стрельбы с выполнением упражнений Курса стрельб с каждой ротой проводятся на войсковом стрельбище равномерно в течение года.
Упражнения отрабатываются:
· упражнения учебных стрельб – в каждом периоде днем и ночью;
· упражнения по метанию боевых ручных гранат – один раз в год на отдельном занятии.
Упражнения стрельб, из стрелкового оружия обучаемые выполняют из штатного (закрепленного за ними) оружия; из группового оружия - в составе штатных расчетов; из боевых машин - в составе штатных экипажей; в подразделениях, не имеющих экипажей (расчетов) полного состава, в учебных подразделениях и военно-учебных заведениях - в составе сводных экипажей (расчетов).
Для руководства и обслуживания огневых тренировок и стрельб, а также для обеспечения выполнения требований безопасности при проведении занятий приказом по воинской части (соединению) назначаются: старший руководитель стрельбы, руководители стрельбы на участках (учебных местах), начальник пункта боепитания, дежурный врач (фельдшер) с комплектом - укладкой для оказания неотложной медицинской помощи и санитарным автомобилем, начальник оцепления и наряд оцепления, артиллерийский техник (мастер), наблюдатели, пожарная команда от стреляющего подразделения.
При проведении работ в часы ухода за вооружением и боевой техникой и в парково-хозяйственные дни обучаемые углубляют знания по материальной части оружия, приборов прицеливания и наблюдения и совершенствуют навыки в осмотре и техническом обслуживании оружия, устранении неисправностей оружия и выверке прицельных приспособлений.
В часы самоподготовки обучаемые, как правило, закрепляют приобретенные знания по материальной части оружия, основам и правилам стрельбы и могут совершенствовать навыки в действиях при вооружении (с оружием) и в применении правил стрельбы.
При проведении стрелковых состязаний совершенствуется огневая выучка личного состава подразделений.
На занятиях по другим предметам обучения, проводимых с использованием вооружения и военной техники, особенно по тактико-специальной подготовке, наряду с изучением вопросов по данному предмету должны совершенствоваться навыки по огневой подготовке. Так, на занятиях по этим предметам обучения должны совершенствоваться навыки в действиях при вооружении (с оружием), в разведке целей наблюдением, определении дальностей, целеуказании, применении правил стрельбы; на занятиях по физической подготовке – в метании ручных гранат; по строевой подготовке – в приемах стрельбы; по инженерной подготовке – в выборе и оборудовании огневых позиций и в стрельбе из окопов, траншей.
3. Методы и приемы проведения занятий по специальной подготовке. |
В ходе занятий по специальной подготовке военнослужащие должны изучить специальные машины, приборы и комплекты радиационной и химической разведки, дозиметрического контроля, дегазации, дезактивации и дезинфекции вооружения и военной техники, реактивные пехотные огнеметы и правила стрельбы из них, а также порядок технического обслуживания, ремонта, хранения вооружения войск РХБЗ и средств защиты. Они должны уметь использовать машины, приборы и комплекты при выполнении задач РХБ обеспечения боевых действий войск; уверенно поражать цели из реактивных пехотных огнеметов; проводить техническое обслуживание и текущий ремонт штатного вооружения и средств защиты в полевых условиях.
Учебный материал отрабатывается в следующей последовательности:
· объясняется назначение изучаемого средства или приема;
· показывается общая конструкция (блок-схема, устройство) или прием с кратким пояснением;
· убедившись, что личный состав понял показанное, приступают к изучению средства или приема по элементам, а затем в целом;
· где есть необходимость, перед изучением средства по элементам рассматривают принцип его действия;
· в конце изучения средства излагается его техническая характеристика.
Основными методами обучения военнослужащих следует считать показ, объяснение и упражнение (тренировку) в выполнении показанных приемов действий до полного их усвоения.
Прием или действие вначале показывается в целом и в нормальном темпе и ритме, то есть, так как его надо выполнять на деле. Затем показ производится по частям в замедленном темпе и сопровождается кратким объяснением для того, чтобы обучаемые точно восприняли и правильно усвоили показанный прием или действие.
Во всех случаях показ должен быть безупречным, образцовым, а объяснения краткими и доходчивыми. Командир взвода использует принцип «Делай как Я».
В ходе тренировки военнослужащие вначале должны научиться и безошибочно выполнять все приемы (действия) в медленном темпе и только после этого переходить к отработке приема в целом.
Если в ходе занятия отрабатываются нормативы, то можно устанавливать промежуточные по времени сроки их выполнения, отвечающие уровню подготовки личного состава, с таким расчетом, чтобы к намеченному плану сроку обеспечить их выполнение в установленное время.
Все занятия нужно строить так, чтобы обучаемые были максимально заняты.
Занятия с военнослужащими по изучению приборов радиационной и химической разведки, практическое занятия по работе с учебными рецептурами имитации противника и радиоактивными веществами, ремонту вооружения и средств защиты войск РХБ защиты проводятся командирами взводов, а по остальным темам занятия могут проводиться командирами отделения после предварительного проведения с ними инструкторско-методических занятий по отрабатываемой тематике. Все практические занятия по специальной подготовке проводятся с обязательным практическим обучением военнослужащих и обеспечиваются машинами, комплектами, приборами или их тренажерами и другими необходимыми материальными средствами.
Занятия по устройству приборов радиационной и химической разведки, имитационных и дымовых средств проводятся в классах, а по устройству специальных машин и практическая работа с приборами, комплектами, специальными машинами, дымовыми средствами проводятся на учебном поле.
Изучение приборов радиационной и химической разведки и работа с ними проводятся непосредственно на приборах разведки, их действующих макетах и тренажерах путем объяснения с одновременным показом основных частей приборов, приемов работы с ними с последующей тренировкой.
Для обучения солдат практической работе с приборами радиационной разведки местности используется комплект заражения материальной части ЗМЧ-П. с помощью этого комплекта на лист жести (макет боевой техники) наносится несколько пятен радиоактивной пыли, а каждый обучаемый, пользуясь прибором радиационной разведки, приводит измерение радиоактивного заражения. Наличие и тип ОВ вероятного противника определяются приборами химической разведки с помощью комплекта контрольных трубок (ККТ).
Изучение штатной специальной машины проводится в составе отделения и или взвода. Для этого руководитель занятия, построив расчет у машин так, чтобы всем были видны его действия, объясняет устройство спецоборудования и показывает, что должен делать каждый номер расчета при развертывании и свертывании машины. Если по одной команде предусмотрен ряд действий номера расчета, то действия расчленяются на несколько отдельных приемов и выполняются последовательно. После показа и объяснения отдельных приемов проводится тренировка в одновременном выполнении действий всеми номерами расчета.
Обучение приемам дегазации, дезактивации и дезинфекции боевой техники проводится на учебном поле с использованием макетов танков, БМП, БТР, автомобиля, артиллерийского орудия, пусковой установки, инженерных машин, средств связи, стрелкового оружия, которые на занятиях заряжаются учебными рецептурами имитации ОВ и радиоактивной пылью.
Перед проведением практических работ по техническому обслуживанию и ремонту вооружения войск РХБЗ и средств защиты с военнослужащими изучаются ремонтные средства, требования безопасности, инструменты, контрольные приборы и приемы работы с ними, а также выполняются слесарные, столярные, монтажные, покрасочные работы, ремонт отдельных блоков, узлов и деталей.
При проведении практических занятий по техническому обслуживанию и текущему ремонту вооружения войск РХБЗ и средств защиты выполняются только те работы по обслуживанию, которые предусмотрены для периодического обслуживания. Практическая работа по обнаружению неисправностей и ремонту начинается с привития обучаемым простейших навыков. Занятия должны заканчиваться самостоятельным выполнением всех работ по устранению наиболее характерных неисправностей и проверкой качества ремонта.
Все занятия по техническому обслуживанию и ремонту обеспечиваются необходимым для выполнения работ инструментом, приспособлениями, материалами, запасными частями, контрольными и измерительными приборами и объектами для технического обслуживания и ремонта.
Практической работе с радиоактивной пылью, источниками ионизирующих излучений, имитационными средствами и учебными рецептурами имитации ОВ противника должны предшествовать изучение свойств этих средств, требований безопасности при работе с ними, а также приобретение военнослужащими необходимой практики в правильном использовании средств индивидуальной защиты и в проведении работ с дегазирующими и дезактивирующими растворами. Работа с радиоактивной пылью, источниками ионизирующих излучений и учебными рецептурами ОВ противника проводится в строгом соблюдении требований безопасности.
Занятия по изучению приемов и правил стрельбы из реактивного пехотного огнемета и ведению огня проводится командиром взвода, а по остальным темам занятия могут проводиться командирами отделений после предварительного проведения с ними инструкторско-методических занятий по отрабатываемой теме.
Занятия по изучению огнеметов проводятся в классе. Приемы и правила стрельбы из огнемета, выполнение упражнений и учебных стрельб и тренировки проводятся на огнеметном полигоне (учебном поле).
Выполнению упражнений из огнеметов должно предшествовать изучение материальной части и правил стрельбы из огнеметов.
Твердые практические навыки в выполнении приемов стрельбы из огнеметов достигаются систематической тренировкой обучаемых на занятиях с использованием тренажеров.
После того как обучаемые твердо усвоят приемы и правила стрельбы из огнемета и приобретут практические навыки в стрельбе из огнемета на тренажерах, следует переходить к практической стрельбе.
Подготовленность каждого обучаемого к выполнению упражнения стрельб из огнемета проверяется командиром взвода. Выполнение упражнений учебных стрельб проводится под руководством командира роты.
Выполнение упражнений учебных стрельб организуются и проводятся в строгом соответствии с Курсом стрельб из реактивного пехотного огнемета.
Практические навыки, полученные военнослужащими на занятиях по специальной подготовке, совершенствуются на всех занятиях и учениях по тактико-специальной подготовке, на общевойсковых тактических учениях и при проведении парково-хозяйственных дней и полигонных работ.
4. Основные виды и методы проведения занятий по тактико- специальной подготовке |
Тактико-специальная подготовка является основой полевой выучки войск. Она наиболее полно обеспечивает комплексное обучение военнослужащих и подразделений умелым и слаженным действиям на поле боя в условиях, максимально приближенных к боевой действительности; искусному выполнению задач РХБ обеспечения действий при ведении оборонительного боя, стремительных наступательных действий и маневрировании; быстрому совершению маршей на большие расстояния и действиям в составе тактического воздушного десанта.
Военнослужащие должны:
· знать основы общевойскового боя и требования боевых уставов и наставлений по действиям подразделений РХБ защиты во всех видах боя; различные приемы и способы действий в составе подразделения;
· уметь приводить себя в полную боевую готовность;
· умело действовать по боевому предназначению;
· выполнять задачи РХБ обеспечения боевых действий войск в сложной и резкоменяющейся обстановке на различной местности днем и ночью в условиях обычного, в том числе высокоточного, а также ядерного, химического и бактериологического (биологического) оружия.
Основным условием достижения успеха в тактической выучке является соблюдение принципа «учить войска тому, что необходимо на войне». Только в обстановке, максимально приближенной к реальной боевой действительности, могут быть выработаны высокое боевое мастерство и морально-психологическая стойкость, физическая закалка и выносливость. Для успешного решения тактико-специальных задач в бою личный состав еще в мирное время должен иметь знания и навыки, необходимые для боя.
В ходе тактико-специальной подготовки осуществляется слаживание подразделений, которое заключается в подготовке личного состава к совместным действиям с использованием группового оружия в различных видах боя.
Слаживание подразделений проводится:
· отделения (расчета) и взвода – на тактико-строевых, тактико-специальных занятиях;
· роты и батальона – на тактико-строевых занятиях, тактико-специальных учениях.
Не менее 30% тактико-строевых и тактико-специальных занятий с подразделениями должно проводиться ночью.
Тактико-строевые занятия являются первой необходимой ступенью слаживания подразделений. На них отрабатывается техника выполнения приемов и способов действий подразделений в различных видах боя; сержанты и офицеры получают практику в управлении подчиненными подразделениями.
Основным методом обучения на тактико-строевых занятиях является упражнение (тренировка) в выполнении приемов и способов действий. При необходимости могут применяться объяснение и показ.
Сущность тактико-строевого занятия заключается в том, что действия подразделений разделяются на учебные вопросы, каждый учебный вопрос – на отдельные приемы и способы действия, а каждый прием – на отдельные элементы.
Недостаточно усвоенные элементы приема и прием в целом должны повторяться в медленном темпе, по элементам до тех пор, пока обучаемые не приобретут прочные навыки, не научатся выполнять их правильно и в установленное нормативом время, а подразделения не добьются согласованных действий. Одной из главных задач на тактико-строевых занятиях является отработка всеми командирами уставных команд.
Тактическая обстановка на занятии создается для отработки каждого учебного вопроса отдельно и не связывается единым замыслом.
На тактико-строевых занятиях обычно отрабатываются следующие приемы и способы действий:
· выдвижение, развертывание из походного порядка в боевой и обратно, для выполнения специальных задач,
· выполнение мероприятий РХБ защиты,
· мероприятия по ликвидации последствий применения ОМП.
Тактико-строевые занятия призваны помочь командирам подразделений научиться творчески, а не шаблонно применять различные приемы и способы действий в зависимости от создавшейся обстановки. Поэтому на них отрабатываются сразу несколько приемов и способов действий, которые вероятны в бою.
Тактико-строевые занятия в подразделении могут проводиться на материальной части или «пеший по-машинному», как самостоятельно, так и совместно с подразделениями родов войск.
Организуют и проводят тактико-строевые занятия с подразделениями непосредственные командиры. В том случае, когда ротные или батальонные тактико-строевые занятия проводятся как контрольные, руководит ими соответственно командир батальона или начальник службы РХБ защиты соединения.
Продолжительность тактико-строевых занятий устанавливает руководитель занятия, исходя из поставленных целей (они могут быть 2-4 часа).
Тактико-специальные занятия– основная форма слаживания отделения и взвода. Они завершают изучение каждой темы. Каждому тактико-специальному занятию должно предшествовать проведение тактико-строевых занятий и изучение тем других предметов обучения, знание которых необходимо для целеустремленного проведения этих занятий. В ходе тактико-специальных занятий командиры отделений и взводов не только получают практику в управлении подчиненными подразделениями, но и совершенствуют свои навыки в организации РХБ обеспечения боевых действий войск. Поэтому в содержание тактико-специальных занятий включаются такие вопросы, как принятие решения, проведение рекогносцировки, постановка задач подчиненным, организация взаимодействия и боевого обеспечения.
Основным методом обучения на тактико-специальных занятиях является практическая работа обучаемых по выполнению своих должностных обязанностей в условиях, приближенных к боевой деятельности.
На тактико-специальные занятия отделения (расчеты) и взводы выводятся со штатным вооружением и военной техникой. На них все учебные вопросы отрабатываются в строгой последовательности на фоне единой тактической обстановки с обозначенным противником. Тактическая обстановка для проведения тактико-специального занятия создается на 1-2 ступени выше. Каждое занятие на технике используется для совершения маршевой подготовки подразделений.
В ходе тактико-специального занятия подразделение обучается в целом, в том числе и его командир, поэтому занятие с отделением организует и проводит командир взвода, со взводом – командир роты. Продолжительность тактико-специальных занятий с отделением 3-4 часа, со взводом – до 6-8 часов. Местами их проведения может быть тактическое учебное поле или участок местности, обеспечивающий отработку намеченных учебных вопросов с использованием учебно-тренировочных средств.
Тактико-специальные учения являются основной формой полевой выучки частей и подразделений, важнейшим средством повышения боевой готовности войск РХБ защиты и позволяют наиболее эффективно готовить их к РХБ обеспечению боевых действий соединений (частей). Большая часть времени на учениях должна отводиться динамике боевых действий, в том числе не менее 30% ночью. Так как руководителем ротных тактико-специальных учений является командир батальона, батальонных – начальник РХБ защиты соединения на данном занятии порядок проведения тактико-специальных учений рассматриваться не будет.