Естественнонаучные основы физической культуры
Естественнонаучные основы физического воспитания — это комплекс медико-биологических наук. Достижения медико-биологических наук (анатомии, физиологии, биологии, биохимии, гигиены и др.) лежат в основе организации и проведения занятий по физическому воспитанию, на них же должны основываться и самостоятельные занятия.
При изучении органов и функциональных систем человека необходимо придерживаться принципа целостности и единства организма с внешней природной и социальной средой. Все органы человеческого организма тесно связаны между собой, находятся в постоянном взаимодействии и являются сложной единой саморегулирующейся и саморазвивающейся системой. Деятельность организма как единого целого включает взаимодействие психики человека, его двигательных и вегетативных функций с различными условиями окружающей среды.
Внешние природные и социальные условия существования, с которыми человеческий организм находится в постоянном взаимодействии, могут оказывать на него как положительные, так и вредные воздействия. Отличительной особенностью человека является возможность сознательно и активно изменять как внешние природные, так и социально-бытовые условия для укрепления здоровья, повышения умственной и физической работоспособности и продления жизни.
Единство организма человека с внешней средой проявляется, прежде всего, в непрерывно протекающих сложных процессах обмена веществ.
Обмен веществ,или метаболизм, - это совокупность всех химических изменений и всех видов превращений веществ и энергии, обеспечивающих развитие, жизнедеятельность и самовоспроизведение организмов, их связь с окружающей средой и адаптацию к изменениям внешних условий. Основу обмена веществ составляют процессы катаболизма и анаболизма.
Катаболизм(от греч. Ьа1аЬо1е — сбрасывание, разрушение) - совокупность протекающих в живом организме ферментативных реакций расщепления сложных органических веществ, включая пищевые. В процессе катаболизма, который называют также диссимиляцией, происходит освобождение энергии, заключенной в химических связях крупных органических молекул, и запасание ее в форме богатых энергией связей АТФ. К катаболическим процессам относятся клеточное дыхание, гликолиз, брожение. Основные конечные продукты катаболизма - вода, углекислый газ, аммиак, мочевина, молочная кислота, которые выводятся из организма через кожу, легкие и почки.
Анаболизм(от греч. апаЬо1е — подъем) - совокупность химических процессов в живом организме, направленных на образование и обновление структурных частей клеток и тканей. Процессы анаболизма, которые
называют также ассимиляцией,составляют противоположную катаболизму сторону обмена веществ и заключаются в синтезе сложных молекул из более простых с использованием энергии, высвободившейся в первой фазе метаболизма.
Посредником между организмом и внешней средой является кровь, которая принимает продукты распада, несет к тканям вещества, необходимые для осуществления процессов ассимиляции. Процессы ассимиляции и диссимиляции тесно связаны между собой и составляют сущность жизни. Однако между ними далеко не всегда наблюдается равновесие. Так, во время роста организма преобладают процессы ассимиляции; при голодании, тяжелых заболеваниях, интенсивном физическом и умственном труде процессы диссимиляции могут быть значительно выше процессов ассимиляции. При правильном соотношении процессов ассимиляции и диссимиляции в организме взрослого человека наблюдается относительное равновесие в обмене веществ, что выражается в постоянстве веса. Снижение веса свидетельствует о недостатке веществ в организме и, наоборот, прибавка в весе говорит о преобладании процессов синтеза над процессами распада.
В процессе обмена веществ различают три этапа:
1-й этап - поступление в организм питательных веществ и кислорода;
2-й этап - усвоение питательных веществ и кислорода тканями и протекание окислительных биохимических реакций с поглощением и освобождением энергии;
3-й этап - выведение из тканей и организма продуктов распада.
Кислород поступает в ткани посредством дыхательной и сердечнососудистой систем, а питательные вещества - углеводы, жиры, белки, минеральные соли, микроэлементы, витамины и вода - поступают в организм с пищей.
Обмен белков в организме.Белки - сложные органические соединения. В организме они синтезируются из аминокислот. Аминокислоты характеризуются наличием в них аминогруппы (ЫН2). В состав белковых молекул входят также углерод и некоторые другие вещества. Функции белков в организме многочисленны: раздражимость и сократимость мышц, пищеварительные процессы и др. Белки поступают в организм с пищевыми продуктами. Разные продукты содержат соответствующее количество белков. Для образования белков нужны определенные аминокислоты. Некоторые из них организм может синтезировать сам, но 10 аминокислот он образовывать не в состоянии, поэтому они называются незаменимыми. В белках животного происхождения, поступающих в составе пищи, содержатся все необходимые организму аминокислоты. Их называют полноценными. Белки растительного происхождения - неполноценные, т.к. не содержат всех аминокислот, необходимых для синтеза белков. В организме человека белки в запас не откладываются. При избыточном поступлении аминокислот после отщепления от них аминогрупп образуются углеводы и жиры. Потребность взрослого человека в белках в среднем составляет 100 г в сутки, причем, соотношение животных и рас-
тигельных белков в среднем должно составлять 55:45. При больших физических нагрузках, а также при высокой температуре окружающей среды потребности организма в белках возрастают до 120-170 г. Конечными продуктами расщепления белков являются аммиак, мочевая кислота, мочевина, которые удаляются из организма главным образом через почки.
Обмен углеводов в организме.Углеводы состоят из трех химических элементов: углерода, водорода и кислорода. В обычных условиях человек в сутки потребляет 400-800 г углеводов. При переваривании пищи углеводы превращаются в глюкозу, которая затем всасывается кровью и разносится по всему телу. Однако благодаря взаимодействию гормонов инсулина и адреналина концентрация глюкозы в крови удерживается на относительно постоянном уровне. Из глюкозы при содействии инсулина образуется гликоген, который откладывается в мышцах и печени.
Функции углеводов в организме многообразны, но основная их роль -источник энергии. При физической работе именно гликоген расщепляется первым. Запасы гликогена в организме относительно невелики. Поступающий с пищей избыток углеводов служит организму материалом для синтеза белков. Повысить же запасы гликогена можно, систематически занимаясь аэробными упражнениями. Конечные продукты расщепления углеводов - вода и углекислый газ - удаляются из организма с выдыхаемым воздухом, с потом и мочой.
Обмен липидов в организме.Липиды — это большие группы жиров и жироподобных веществ различного химического строения. Они не растворяются в воде. Количество липидов в организме в норме составляет 10-20 % от массы тела, при нарушении обмена веществ - до 50 % .
В организме человека жиры играют важную роль. Они являются богатейшим источником энергии, предохраняют организм от температурных и механических воздействий и т.д. Нарушение функций промежуточного мозга, гипофиза, щитовидной, поджелудочной и половых желез сопровождается
либо ожирением, либо истощением организма. При нормальном их функционировании организм накапливает жир при избыточном питании. Для того чтобы «сжечь» 1 кг жира, человеку со средней массой тела необходимо, к примеру, пробежать в среднем темпе около 13 км.
Минеральные соли, микроэлементы и водаподдерживают необходимое осмотическое давление в клетках и биологических жидкостях и наряду с белками, жирами и углеводами обеспечивают постоянство внутренней среды организма.
Витамины- специфические органические соединения, обладающие большой биологической активностью. Они оказывают значительное воздействие на обмен веществ в организме, повышая его активность. Витамины обеспечивают высокую работоспособность организма и повышают его сопротивляемость к различным заболеваниям. Некоторые витамины синтезируются организмом, большинство же из них человек получает с пищей. Активные занятия физическими упражнениями повышают по-
требность организма в витаминах. Процессы распада и синтеза осуществляются путем последовательных химических реакций с участием соответствующих ферментов. С рождением человека для него характерен генетически обусловленный обмен веществ. В процессе жизни обмен веществ регулируется гормонально, координирует же эту деятельность центральная нервная система.
Питание.Говоря о питании, рассматривают, как правило, его химический состав и количество заключенной в нем энергии. Энергетическая ценность пищи выражается в килокалориях (ккал). Этой же единицей обозначаются и энерготраты организма человека.
Калорийность- это энергетическая ценность пищевых продуктов; каждый грамм белка и каждый грамм углеводов при сгорании в организме (окислении) образуют тепло, равное 4,1 ккал, а грамм жира - 9,3 ккал.
Энерготраты человека делят на две группы: нерегулируемые и регулируемые. К нерегулируемым энерготратам относят расход энергии на основной обмен и на процессы пищеварения.
Основной обмен- количество энергии, необходимое для поддержания жизненно важных функций организма при полном мышечном покое, через 12-16 часов после приема пищи и при температуре 18-20 градусов. Даже в условиях полного покоя организм постоянно расходует энергию на поддержание работы сердца, органов дыхания и др. Принято считать, что при обычных условиях у человека среднего возраста и средней массы тела энергия основного обмена составляет 1 ккал в час на 1 кг массы тела.
Регулируемые энерготраты - это расход энергии при различных видах деятельности. Они особенно велики при длительном сокращении больших групп мышц. В некоторых видах спорта высококвалифицированные спортсмены способны тратить энергии больше, чем может усвоить их организм, что стало объективной причиной уменьшения тренировочных нагрузок.
В процессе систематических занятий физическими упражнениями в организме человека происходят изменения (морфологические, физиологические, биохимические, функциональные). При правильном и рациональном сочетании работы и отдыха функциональное состояние организма совершенствуется, что способствует повышению работоспособности.
Ограничение двигательной активности современного человека создает особые условия его жизнедеятельности, которые обозначают термином «гипокинезия» (недостаток движений). В ряде случаев это состояние приводит к гиподинамии.
Гиподинамия(греч. Ьуро - понижение; ётапш - сила) - совокупность отрицательных морфофункциональных изменений в организме вследствие длительной гипокинезии. Это атрофические изменения в мышцах, общая физическая детренированность, детренированность сердечнососудистой системы, понижение ортостатической устойчивости, измене-.ние водно-солевого баланса, системы крови, деминерализация костей и т.д. В конечном счете,
снижается функциональная активность органов и систем, нарушается деятельность регуляторных механизмов, обеспечивающих их взаимосвязь, ухудшается устойчивость к различным неблагоприятным факторам; уменьшается интенсивность и объем афферентной информации, связанной с мышечными сокращениями, нарушается координация движений, снижается тонус мышц (тургор), падает выносливость и силовые показатели.
Наиболее устойчивы к развитию гиподинамических признаков мышцы антигравитационного характера (шеи, спины). Мышцы живота атрофируются сравнительно быстро, что неблагоприятно сказывается на функции органов кровообращения, дыхания, пищеварения.
В условиях гиподинамии снижается сила сердечных сокращений в связи с уменьшением венозного возврата в предсердия, сокращаются минутный объем, масса сердца и его энергетический потенциал, ослабляется сердечная мышца, снижается количество циркулирующей крови в связи с застаиванием ее в депо и капиллярах. Тонус артериальных и венозных сосудов ослабляется, падает кровяное давление, ухудшаются снабжение тканей кислородом (гипоксия) и интенсивность обменных процессов (на-рушения\в балансе белков, жиров, углеводов, воды и солей).
Уменьшается жизненная емкость легких и легочная вентиляция, интенсивность газообмена. Все это связано с ослаблением взаимосвязи двигательных и вегетативных функций, неадекватностью нервно-мышечных напряжений. Таким образом, при гиподинамии в организме создается ситуация, чреватая "аварийными" последствиями для его жизнедеятельности. Если добавить, что отсутствие необходимых систематических занятий физическими упражнениями связано с негативными изменениями в деятельности высших отделов головного мозга, его подкорковых структурах и образованиях, то становится понятно, почему снижаются общие защитные силы организма и возникает повышенная утомляемость, нарушается сон, снижается способность поддерживать высокую умственную или физическую работоспособность.
В различных двигательных действиях находят свое выражение отдельные качественные характеристики двигательных возможностей человека. Их называют двигательными, или физическими качествами.Выделяют следующие основные качества: силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость. В труде, быту, спорте они проявляются не изолированно, а в органических связях между собой. В то же время в каждом двигательном действии или в виде мышечной деятельности одно или несколько качеств проявляются в наибольшей степени (например, в упражнениях с отягощениями - это сила; а в ряде таких продолжительных упражнений аэробного характера, как езда на велосипеде, бег, плавание и др. - выносливость).
В процессе проявления двигательных качеств отдельные органы и функциональные системы организма задействованы в наибольшей степени. Их функциональное состояние определяет степень развития того или иного качества. Под влиянием физических упражнений происходит при-
способление (адаптация) кмышечной деятельности, что выражается в функцио- нальной перестройке многих систем организма. Более значительно адаптируются те системы организма, которые были задействованы в конкретной мышечной деятельности в большей степени. Так, работа на выносливость развивает в основном органы кровообращения и дыхания; упражнения силового характера приводят к изменению химического состава и утолщению мышечных волокон. Рассмотрим более подробно физические качества человека.
Сила- это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Сила каждой мышцы зависит от характера нервных импульсов, которые обеспечивают ее сокращение, и от количества находящегося в мышцах сократительного белка. Повышение частоты нервных импульсов, посылаемых к мышце, а также синтез сократительного белка - пути усиления мышцы. Большое значение для силовой выносливости (способности человека выполнять работу силового характера длительное время) имеет трофическое влияние на мышцы вегетативной нервной системы.
Физиологической основой развития силы являются:
• участие в мышечном сокращении максимально большего числа дви
гательных единиц;
• утолщение мышечных волокон, совершенствование их структуры и
биохимических процессов;
• расслабление мышц-антагонистов и предварительное растяжение
мышц-синергистов;
• увеличение согласованности в деятельности мышц-синергистов.
Быстрота~ это способность человека выполнять двигательное действие или осуществлять заданную работу за минимальный промежуток времени. В основе этого качества лежит особая координация процессов в нервно-мышечной системе, обеспечивающая быстрое нарастание процессов возбуждения в нервных центрах и мобилизацию в минимальные отрезки времени функций мышечного сокращения. Быстрота также зависит от точной коор-динации движений, обеспечивающей сокращение только необходимых групп мышц и быстрое их расслабление, а также оптимальную сменность двигательных единиц в каждой из работающих мышц.
Различают элементарные и комплексные формы проявления быстроты.
К элементарным формам относят латентное (скрытое) время двигательной реакции (период времени между действием раздражителя и началом движения), время одиночного движения и темп движения. Комплексные формы быстроты проявляются в виде плавания, бега и др. на спринтерских дистанциях, бросков и др. в борьбе, нанесения ударов в боксе и т.д.
Физиологическими основами развития быстроты являются:
• увеличение скорости протекания возбуждения в нервных центрах;
• повышение скорости расслабления мышц;
• синхронизация возбуждения мышечных единиц и их отдельных во
локон;
• увеличение лабильности соответствующих двигательных единиц и
скорости распространения возбуждения по нервным и мышечным волок
нам;
• повышение скорости укорочения мышечных волокон.
При выполнении физических упражнений быстрота и сила проявляются взаимосвязанно (скоростно-силовые способности человека).
Выносливость- это способность организма выполнять работу заданной мощности в течение длительного времени. При выполнении упражнений циклического характера выносливость неразрывно связана с функцией дыхания (прежде всего тканевого), кровообращения (обеспечивающего доставку кислорода и питательных веществ к тканям и удаление продуктов распада), выделения и терморегуляции. Различают несколько видов выносливости: общую и специальную, силовую и скоростную.
Общая выносливость- это способность организма противостоять утомлению при выполнении различной по характеру мышечной деятельности умеренной или большой мощности.
Специальная выносливость- это способность длительное время совершать работу заданной мощности в определенном виде физических упражнений. Развитие выносливости этого вида обеспечивается специфическими изменениями в организме при длительном выполнении специальных физических упражнений.
Физиологическими основами повышения выносливости являются:
• степень развития органов дыхания и кровообращения (скорость
диффузии О2 и СО2 через альвеолярную мембрану, минутный объем ды
хания, величина систолического и минутного объемов крови);
• кислородная емкость крови;
• запасы энергетических веществ в организме и возможность их ис
пользования;
• мощность аэробных и анаэробных процессов;
• емкость буферных систем и объем щелочных резервов крови;
• координация двигательных и вегетативных функций;
• скорость включения нервно-гуморальных механизмов регуляции го-
меостаза;
• особенности терморегуляции.
Ловкость (координационные способности)— способность человека выполнять сложные по координации движения при изменении динамики их выполнения и в изменяющихся окружающих условиях. Ловкость зависит в основном от комплексного развития силы, быстроты и выносливости. Постоянно изменяющаяся обстановка в некоторых видах деятельности предъявляет высокие требования к скорости обработки информации в центральной нервной системе, которая поступает от сенсорных систем, и к скорости программирования ответных движений. В результате тренировки по развитию ловкости увеличивается подвижность нервных процессов и обеспечивается более быстрое включение различных мышц в работу и быстрые переходы от сокращения к расслаблению.
Физиологической основой ловкости являются координационные условно-рефлекторные механизмы, сформированные в условиях постоянных коррекций в связи с влиянием условий выполнения тех или иных упражнений. Это качество расстраивается в связи с утомлением, и поэтому его сохранение требует развития выносливости.
Гибкость- способность выполнять движения с большой амплитудой. Гибкость зависит от следующих факторов:
• анатомических особенностей суставов;
• эластичности связочного аппарата, мышечных сухожилий и мышц;
• способности сочетать расслабление и сокращение (напряжение)
мышц-антагонистов в суставах.
Таким образом, развитие гибкости связано с повышением эластичности мышц, мышечных суставов и связок, с совершенствованием координации работы мышц-антагонистов и, при многолетних занятиях, с изменением формы сочленяющихся костных поверхностей.
В процессе систематических занятий физическими упражнениями развиваются все двигательные качества. В процессе совершенствования одного из качеств в какой-то мере совершенствуются и другие, т.к. физическим качествам присуща общность некоторых механизмов их развития. Это явление носит название положительного переноса двигательных качеств. В начале регулярных тренировочных занятий оно проявляется в наибольшей степени. Наиболее благоприятное влияние на все двигательные качества оказывают физические упражнения на выносливость, в связи с чем она рассматривается как основа для развития всех других качеств.
Двигательные качества при прекращении систематических занятий перестают развиваться, затем уровень развития силы, скорости, выносливости снижается до исходного. Раньше других качеств утрачивается быстрота, затем - сила, и еще позже - выносливость.