Социальные основы физической культуры

Общеизвестно, что удовлетворение базисных социально – биологических потребностей человека - основная предпосылка развития личности. Одно из них - удовлетворение в общедоступной и наиболее демократичной области человеческой деятельности – физической культуре и занятий спортом, открывающихбольшой простор для удовлетворения потребностей в самоутверждении и творчестве личности. Воздействие физических упражнений на человека весьма многообразно: при методически правильном использовании они благотворно влияют практически на все органы и системы и способствуют развитию силы, выносливости, быстроты, других физических качеств, а также совершенствованию функций вегетативной, соматической и центральной нервной систем. Рациональное применение физических упражнений способствует повышению умственной работоспособности и является наиболее эффективным способом снятия умственного утомления и нервно- психического напряжения. По мнению авторов книги «Физическая культура» (под ред. М.Я.Виленского,2012)социальные основы физической культуры определяется следующими факторами:

● социальной значимостью физической культуры и ее роли в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности;

● усвоением человеком посредством физической культуры социальных принципов здорового стиля и образа жизни;

● овладением системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей;

● приобретением личного опыта, повышение двигательных и функциональных возможностей, обеспечением общей и профессионально-прикладной физической подготовленности в будущей профессии;

● созданием основы для творческого и методически обоснованного использования физкультурно–спортивной деятельности в целях последующих жизненных и профессиональных достижений.

В настоящее время выделяют следующие базовые функции физической культуры и спорта:

1.Специфическая, соревновательно–эталлоная функция. Основу специфики спорта составляет собственно соревновательная деятельность, суть которой заключается в максимальном выявлении и объективной оценки определенных человеческих возможностей в процессе состязаний, ориентированных на победу или достижения высокого спортивного результата.

2. Специфическая, эвристически–достиженческая функция. Она представляет тип творческой поисковой деятельности, сопряженной с познанием человеком своих возможностей. Эта функция полно выражена в спорте высших достижений.

3. Спортивно–оздоровительная (рекреативная) функция. Проявляется в положительном влиянии физической культуры и спорта на состояние и функциональные возможности организма человека. Особенно ярко это выражено в детском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий на развивающийся и формирующийся организм велико.

4.Воспитательная функция. Физическая культура и спорт открывает большие возможности не только для физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания. Поскольку физическая культура и спорт включены в социально – педагогическую систему, они являются действенным средством воспитания физической культуры, а при использовании занятий профессионально – прикладными видами спорта становятся значимыми компонентом трудовой и военной деятельности.

5.Экономическая функция. Физическая культура и спорт имеет большое экономическое значение, выражающееся в том что средства, в их развитие, сторицей окупаются прежде всего повышением уровня здоровья населения, общей работоспособности, продлением жизни человека. Развитие науки о спорте, материально - технической базы, подготовка кадров – все это способствует развитию детского и юношеского спорта, массового спорта и спорта высших достижений. Экономическое значение так же имеют финансовые средства, получаемые от спортивных зрелищ и эксплуатации спортивных сооружений.

6.Эстетическая (зрелищная) функция физической культуры и спорта. Она раскрывается в том, что спорт несет в себе эстетические свойства, проявляющиеся в гармонии физических и духовных качеств человека. Красота человеческого тела, технически сложные и отточенные движения, праздничное настроение – все это привлекает истинных поклонников физической культуры и спорта. Популярность спортивных мероприятий, как зрелища, обусловливается эмоциональной доходчивостью, остротой вызываемых переживаний, затрагивающих личные и коллективные интересы множества людей, а также универсальностью языка спорта, понятного практически каждому.

7. Функция социализации личности и социальной интеграции. Физическая культура и спорт – мощные факторы вовлечения людей в общественную жизнь и формирования у них опыта социальных отношений. На этой основе проходит процесс социализации личности.

8.Коммуникативная функция физической культуры и спорта. Гуманизация общества в настоящий период развития человечества делает спорт фактором развертывания международных связей, взаимопонимания и культурного сотрудничества народов, упрочения мира на земле. Спорт давно уже занял одно из ведущих мест в международном общении. Неудивительно, что международные спортивные вязи выросли в нашу эпоху до глобальных размеров, а также и различные формы спортивного движения такие, как «Спорт для всех» и олимпийские движение, стали широчайшими интернациональными событиями современности. Достаточно сказать, что в настоящее время Международный олимпийский комитет объединяет около 200 национальных олимпийских комитетов.

Как видно, социальные основы физической культуры и спорта имеют не менее важную роль, как и биологические основы. Мы также видим, чтофизическая культура и спорт представляют и целый ряд весьма важных базовых социальных функций.

2.1.1 Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека

Выдающийся русский физиолог И.М. Сеченов подчеркивал, что деятельность орга­низма без внешней среды, поддерживающей его существование, не­ возможна.

На организм человека влияют различные природные факторы: изменения температуры воздуха, влажность, уровень солнечной радиации, дожди, снегопады, землетрясения и пр. Даже при незначительных изменениях условий существования организм перестраивает свои функции. Проис­ходит приспособление к новым условиям. Например, при повышении температуры воздуха усиливается дыхание, работа сердца, потоотделение. Организм, получая больше тепла из окружающей среды, больше и отдает ее. При этом сохраняется относительное постоянство температуры тела.

Человек благодаря созданным ими же условиям жизни (постоянным ис­точникам тепла, воды, энергии, жилью, различным приборам, сбере­гающим труд, одежде, лекарствам, транспорту) лучше, чем другие жи­вые организмы, может приспособиться к неблагоприятным факторам природной среды и создать средства защиты от них. Эти условия создавались целенаправленной деятельностью всего человеческого об­щества в течение многих тысячелетий. Благодаря этому человек сумел приспособиться к существованию во всех географических зонах Земли.

Будучи частью природы и живого мира, человек взаимодействует с ней. Взаимоотношения человека и природы — наиболее волнующая проблема современного общества. Это и понятно: природа — среда обитания человека. От нее зависит не только состояние здоровья населения Земли в настоящее время, но и будущее человечества.

В современном мире проблемы экологии, в т.ч. взаимодействия организма с окружающей средой, серьезно обострились. Развитие науки и техники расширило сферы хозяйственной и производственной деятельности людей, раздвинуло границы их расселения, увеличило масштабы освоения космического пространства, мирового океана, полярных районов, безводных пустынь. Жестокие условия среды этих новых сфер деятельности и жизни человека не соответствуют наслед­ственным и приобретенным свойствам организма. Люди в новых природных условиях испытывают влияние необычных факторов окружающей среды на их общее состояние, самочувствие, работоспособность. Пребывание в таких условиях часто требует дополнительных затрат энергии. Изучением приспособления современного человека к различным природным факторам (условиями Крайнего Севера и Юга, пустынь, гор) занимается экологическая физиология. Другой раздел экологической физиологии изучает влияние на организм человека таких необычайных факторов среды как ускорение, невесомость, шум, вибрация, укачивание, магнитное поле, ионизирующая радиация.

Приспособление организма к климатическим условиям называется акклиматизацией. При акклиматизации человек лучше себя чувствует в новых условиях.

Приспособление человека к новым производственным (трудовым) и бытовым условиям называется адаптацией. При этом повышается точность и количество выполняемых трудовых операций, что связано с улучшением регуляции процессов, протекающих организме.

Биологические возможности приспособления человека к различным условиям велики. При этом частично перестраивается обмен веществ, нервные процессы, психика, изменяются двигательные реакции. Примером высоких приспособительных возможностей организма к необычным для жизни условиям может служить приспособление организма к состоянию невесомости, т. е. отсутствию земного тяготения.

Экологические проблемы оказывают прямое или косвенное влияние на физическое и нравственное состояние человека. Сейчас около 80% болезней человека возникают по причинам, связанным с экологией.

Отличительной особенностью человека является то, что он может сознательно и активно изменять как внешние природные, так и социально-бытовые условия для укрепления здоровья, повышения трудоспособности и продления жизни. Несомненно, что взаимоотношение общества с окружающей средой необходимо поставить под строгий контроль.

Наши рекомендации