Формы речевой деятельности

• понимание устной речи (аудирование);

• устная речь (говорение);

• чтение;

• письмо.

Мозговая организация процесса понимания устной речи

• Акустическая информация => слуховой путь => первичная слуховая кора => зона Вернике (выделение смысла) => третичные поля (операции абстракции и формирование системы отношений между лингвистическими единицами внутри фразы).

Мозговая организация процесса произнесения

• Интенция (замысел) => лобные доли (представление о слове) => зона Вернике => дугообразный пучок волокон => зона Брока (возникновение детальной программы артикуляции) => активация моторной коры (управление речевой мускулатурой) => нижнетеменная (постцентральная) зона (контроль точности исполнения артикуляций).

Вывод

• речевые структуры мозга обладают широкой распределенностью и полифункциональностью, которая определяется возможностью их полноценного взаимодействия

• взаимодействия между указанными зонами происходит не только по горизонтали, но и по вертикали – через таламо-кортикальные связи

Теория трех функциональных блоков мозга

• любая психическая функция, психическая деятельность и поведение в целом должны рассматриваться как вертикально организованная система, состоящая из трех основных взаимосвязанных и взаимодействующих функциональных блоков (энергетического уровня, операционального уровня и уровня произвольной саморегуляции), каждый их которых обладает собственной мозговой организацией

Субкортикальный уровень непроизвольности

• состоит из генетически детерминированных программ (импринтинг, ритмология, пусковые механизмы поведения), опосредуемый структурами блока регуляции тонуса и бодрствования

Префронтальный уровень произвольной саморегуляции

• зависит от процессов присвоения социокультурного опыта общества, опосредуемого речевыми процессами, актуализируемый мозговыми структурами блока программирования, регуляции и контроля

Взаимодействие уровней собственной непроизвольности и социально обуславливаемой произвольности

• мотивирует полноценное становление операционального уровня автоматизмов и навыков (блока приема, переработки и хранения информации), формирующихся в процессе развития

Психофизиологическая составляющая речевого развития

• Совместная работа анализаторных систем мозга (тактильной, кинестетической (пространственной и двигательной), вестибулярной, акустической, зрительной) составляет психофизиологическую основу речи и речевой деятельности.

• Все эти анализаторные системы находятся в тесной взаимосвязи.

3. Речь
как высшая психическая функция

• характеризуется подвижностью, многозначностью и связью с другими психическими функциями;

• является главным фактором опосредования, что означает, что ни одна сколько-нибудь сложная форма психической деятельности человека не формируется и не реализуется без прямого или косвенного участия речи;

• организует и связывает другие психические процессы;

• включается в реализацию психической деятельности человека

Влияние онтогенеза речи на развитие высших психических функций

Формы речевой деятельности - student2.ru

Этапы порождения речевого высказывания

• мотив, порождающий речевую интенцию (намерение);

• замысел, который, в свою очередь, «трансформируется» в обобщенную смысловую схему высказывания;

• внутреннее программирование, как процесс построения некоторой схемы, на основе которой порождается речевое высказывание;

• лексико-грамматическое развертывание высказывания;

• реализации «во внешнем плане» (во «внешней речи»).

Мотив

• Мотивация порождает речевую интенцию (намерение) — направленность сознания, воли, чувства индивида на какой-либо предмет (в нашем случае – на предмет речевой деятельности)

Замысел

• происходит выделение темы и ремы будущего высказывания и их дифференциация, т.е. определяется – о чем надо сказать (предмет высказывания или его тема) и что именно надо сказать об этом предмете (ситуации, факте, явлении окружающей действительности) — рема высказывания

Внутреннее программирование –процесс построения некоторой схемы, на основе которой порождается речевое высказывание.

• Операции:

• операции определения основных смысловых элементов (смысловых «звеньев» или единиц) предметного содержания речевого высказывания;

• операции определения «иерархии» смысловых единиц в «контексте» будущего речевого высказывания, определение главного и второстепенного, «основного» и уточняющих моментов в содержании речевого высказывания;

• операция определения последовательности отображения смысловых элементов в речевом высказывании.

Код внутренней речи

• предметно-схемный или предметно-изобразительный код по Н.И. Жинкину.

• В основе программирования лежит образ, которому приписывается некоторая смысловая характеристика... Эта смысловая характеристика и есть предикат к данному элементу.

Реализация во внешнем плане

• осуществляется на основе реализации фонационной, артикуляционной, ритмико-слоговой и темпо-ритмической «автоматизированных» программ внешней реализации речи, в основе которых лежат соответствующие речепроизносительные навыки

Деятельность речевосприятия

• Первая из них — первичное формирование образа восприятия.

• Вторая состоит в опознании уже сложившегося образа.

Восприятие речи

• включает в себя рецепцию слышимых или зрительно воспринимаемых элементов языка, установление их взаимосвязи и формирование представления об их значении

• осуществляется на двух ступенях — собственно восприятия и понимания речевого высказывания

• единица процесса речевосприятия – целое слово.

Понимание

• расшифровка общего смысла, который стоит за непосредственно воспринимаемым речевым (звуковым) потоком;

• это процесс превращения фактического содержания воспринимаемой речи в стоящий за ней смысл

Концепция речевосприятия
Н.И. Жинкина и И.А. Зимней

• На основе узнавания, «отождествления» каждого слова речевого высказывания слушающий делает умозаключение о смысловом звене (синтагме, двусловном сочетании), а затем о связях между смысловыми звеньями, после чего осуществляется фаза «смыслоформулирования», которая «заключается для слушающего в обобщении результата всей этой перцептивно-мыслительной работы и переводе его на одну целую, нерасчлененную единицу понимания – общий смысл воспринятого сообщения».

Развитие общения

Для того чтобы процесс речевого развития протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия.

• Вчастности, ребенок должен:

ü быть психически и соматически здоровым;

ü иметь нормальные умственные способности;

ü иметь полноценные слух и зрение;

ü обладать достаточной психической активностью;

ü обладать потребностью в речевом общении;

ü иметь полноценное речевое окружение.

Общение является важнейшим фактором психического развития детей, так как в процессе общения с окружающими маленький ребенок постигает и «присваивает» добытое людьми ранее, усваивает речь.

Потребность ребенка в общениис взрослыми возникает уже в первые месяцы его жизни на основе первичных органических нужд ребенка и стремления к новым впечатлениям.

• Потребность ребенка в общении с другими детьми отчетливо выявляется на 3-м году жизни. Она строится на основе потребности детей в новых впечатлениях, в активном функционировании и в общении с взрослым.

М.И. Лисина выделяет критерии, одновременное наличие которых служит свидетельством того, что у ребенка уже есть потребность в общении:

) внимание и интерес ребенка к взрослому;

2) эмоциональные проявления ребенка в адрес взрослого;

3) инициативные действия ребенка, направленные на то, чтобы привлечь внимание взрослого;

4) чувствительность ребенка к отношению взрослого, в которой обнаруживается восприятие детьми той оценки, что дает им взрослый, и их самооценки.

Развитие общения — смена качественно-своеобразных целостных образований, представляющих собою определенный генетический уровень коммуникативной деятельности и называемых формами общения.

• Каждая форма общения характеризуется рядом параметров, из которых главными являются дата возникновения, содержание коммуникативной потребности, ведущие мотивы, основные операции и место общения в системе общей жизнедеятельности ребенка.

В первые семь лет жизни ребенка выделяют
4 формы его общения с взрослым:

• ситуативно-личностная

• ситуативно-деловая

• внеситуативно-познавательная

• внеситуативно-личностная

Ситуативно-личностная (непосредственно-эмоциональная) форма общения

• появляется в возрасте 2-6 месяцев жизни ребенка.

• В системе общей жизнедеятельности ребенка его общение с близкими взрослыми обеспечивает выживание и удовлетворение всех его первичных потребностей.

• Ведущим видом потребности в общении является потребность в доброжелательном внимании взрослого.

• Ведущий мотив общения — личностный (взрослый как ласковый доброжелатель; центральный объект познания и деятельности).

• Основными средствами общения в этом периоде развития ребенка являются экспрессивно-мимические операции.

Ситуативно-деловая (предметно-действенная) форма общения

• появляется у ребенка к 6 месяцам.

• Общение развертывается в ходе совместной с взрослым ведущей предметной деятельности и ее обслуживает.

• Содержанием потребности в общении является потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве.

• Ведущий мотив общения - деловой (взрослый как партнер по игре, образец для подражания, эксперт по оценке умений и знаний; помощник, организатор и участник совместной предметной деятельности).

• Основные средства общения - предметно-действенные операции.

Внеситуативно-познавательная форма общения

• появляется у детей в возрасте 3-4 лет.

• Общение развертывается на фоне совместной с взрослым и самостоятельной деятельности ребенка по ознакомлению с физическим миром и ее обслуживает.

• Ребенок ощущает потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве и уважении.

• Ведущим мотивом общения является познавательный (взрослый как эрудит, источник познания, партнер по обсуждению причин и связей в физическом мире).

• Основными средствами общения являются речевые операции.

Внеситуативно-личностная
форма общения

• появляется у детей в 5-6 лет.

• Общение развертывается на фоне теоретического и практического познания ребенком социального мира и протекает в форме самостоятельных эпизодов.

• Содержанием потребности в общении является потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживанию и взаимопониманию.

• Ведущий мотив общения – личностный (взрослый как целостная личность, строгий и добрый старший друг).

• Основными средствами общения являются речевые операции.

• Развитие общения детей с взрослыми осуществляется как частный случай взаимодействия формы и содержания: обогащение содержания деятельности детей и их взаимоотношений с окружающими приводит к смене устаревших форм общения новыми, а последние дают простор для дальнейшего психического прогресса ребенка.

• Организуемая взрослым практика взаимодействия с детьми способствует обогащению и преобразованию их социальных потребностей.

• Без постоянной поддержки взрослого, особенно в первые месяцы и годы жизни, развитие общения детей с окружающими замедляется или даже прекращается.

• Но активное вмешательство взрослого способно в относительно короткий срок вызвать благоприятные сдвиги вобщении детей даже старшего дошкольного возраста, выправить дефекты и отклонения в их коммуникативной деятельности.

Наши рекомендации