Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Методические рекомендации

«Методика современного урока»

г. Могилев, 2007

МЕТОДИЧЕСКИЕРЕКОМЕНДАЦИИ

по методике современного урока

Составители: Журавкова Т.К.., методист УМЦ ПО

Скоморохова О.М., зав.кабинетом УМЦ ПО

Скуратович С.В., зав.кабинетом УМЦ ПО

Компьютерная верстка: Жерносек Г.Н., машинистка УМЦ ПО

________________________________________________________________

Подготовлено к изданию

учебно-методическим центром

профессионального образования

управления образования

Могилевского облисполкома

212026, г.Могилев

ул.Якубовского, 18

Содержание

Введение 4

1. Система целей урока 6

2. Типы уроков 11

3. Формы профессионального обучения 17

4. Методы обучения 23

5. Средства обучения в учебном процессе 28

6. Формы технологических карт общеобразовательного и профессионального обучения 30

7. Примеры создания технологических карт 34

8. Список литературы 52


Введение

В преподавательской среде появляется все больше профессионалов высокого уровня, которые могут и хотят передать свои ценные умения другим, испытывают потребность в серьезной аналитической дискуссии с целью саморазвития. И эти преподаватели способны не только слепо окунаться в инновации, а выбирать наиболее эффективные методы и приемы. Однако некорректно говорить об использовании только якобы современных методов обучения, ибо любой метод признается прогрессивным, если он дает оптимальные результаты независимо от того, когда его использовали и описали: несколько десятков лет назад или недавно. Таким образом, в погоне за формой и новизной, преподаватель не должен забывать, что его задача – дать фундаментальные и одновременно легко применимые на практике знания. И в зависимости от группы, уровня обученности и обучаемости детей, их эмоционального состояния выбирать соответствующие методы и приемы.

Для современного урока должен отбираться только тот материал, который тщательно и всесторонне научно обоснован, апробирован прежде в режиме эксперимента и показавший свою высокую эффективность по сравнению с прежними известными методиками.

Дидактические принципы современного урока:

1. Развивающее и воспитывающее обучение

2. Научность и доступность, посильная трудность

3. Сознательность и творческая активность учащихся при руководящей роли преподавателя

4. Наглядность и развитие теоретического мышления

5. Системность и систематичность обучения

6. Переход от обучения к самообразованию

7. Связь обучения с жизнью и практикой профессиональной деятельности

8. Прочность результатов обучения и развитие познавательных способностей учащихся

9. Коллективный характер обучения и учет индивидуальных способностей учащихся

10. Положительный эмоциональный фон обучения

11. Гуманизация и гуманитаризация обучения

12. Компьютеризация обучения

13. Интегративность обучения, учет межпредметных связей

При подготовке современного урока необходимо помнить о личностно–ориентированном подходе к учащемуся. Поэтому должны учитываться: фактический его возраст, скорость реакции, особенности темперамента, состояние здоровья, правое или левое полушарие является ведущим при обработке информации, ведущий канал восприятия, индивидуально-психологические проблемы, социально–психологические характеристики. Если учитываются эти особенности, психологический климат на уроке, степень работоспособности и «включение» каждого учащегося в процесс будет оптимальным.

Безусловно, на современном этапе урок без технического обеспечения не столь продуктивен. Учащиеся, которые вне учебного заведения активно пользуются всеми существующими информационными средствами, хотят видеть на уроке то, что им интересно. Это и работа на компьютере, презентации на мультимедиа проекторе и так далее.

Итак, современный урок – это урок-познание, урок-открытие, урок-деятельность, урок, где учитель и ученик постигают новое одновременно, подталкивая друг друга к новым открытиям, решениям, противоречиям.

Тенденции развития современного образования предполагают перевод обучения учащихся на новый технологический уровень. Важным направлением в этом процессе выступает деятельность преподавателя по проектированию педагогического процесса, то есть созданию структурной технологической основы обучения учащихся в форме технологической карты.

Технологическая карта урока – это конспект урока для преподавателя, а при модульном обучении еще и индивидуальные программы уроков для учащихся.

Технологическая карта (конспект) урока для преподавателя представляет собой таблицу, в которой просматривается каждый структурный элемент урока.

Система целей урока

В методической подготовке к уроку формирование целей играет основополагающую роль. Педагог должен четко знать, зачем идет на урок.

Учебные цели – это не название темы урока, а четкое и ясное описание учебных целей учащихся.

Правильная формулировка цели облегчит ее достижение тем, что ученики поймут, чему должны научиться на уроке. Понимание учебной цели помогает им стать активными участниками урока, самим спланировать и организовать свою деятельность.

Приступая к формулировке целей, преподаватель:

-изучает требования образовательного стандарта и программы;

-обращает внимание на требования к системе знаний и умений по данной теме как основе развития познавательной самостоятельности учащихся;

-определяет приемы учебной работы, которыми важно овладеть учащемуся;

-выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личностную заинтересованность учащегося в результатах обучения.

Цели обучения условно разделяют на три группы (триединая дидактическая цель):

- обучающая,

-развивающая,

--воспитательная.

Обучающая цель -

формирование (закрепление, обобщение, систематизация, расширение) знаний, умений, навыков обучающихся.

Определить основную обучающую цель урока – значит, установить, чему в основном будет посвящен данный урок:

-изучению нового материала (одна обучающая цель: основное время урока будет отведено изучению нового материала);

-закреплению нового материала и ранее пройденного (одна обучающая цель – закрепление);

-контрольный урок (одна обучающая цель – контроль за полученными знаниями);

-урок систематизации и обобщения (две обучающие цели - повторение и обобщение: на повторительно-обобщающем уроке именно этому будет посвящено основное время урока).

- комбинированный урок(три обучающие цели- повторение, закрепление, сообщение нового материала) –.

ТРЕБОВАНИЯ К ОБУЧАЮЩЕЙ ЦЕЛИ УРОКА:

Ø удовлетворять основным дидактическим принципам (посильность, доступность, систематичность и последовательность, научность, обеспечение развития учащихся и т.д.);

Ø удовлетворять требованиям учебной программы;

Ø быть корректной, то есть достижимой и конкретной, чтобы по результатам в конце урока можно было судить, достигнута ли она;

Ø учитывать межпредметные связи, чтобы устранить дублирование материала и сэкономить время на углубление знаний и совершенствование умений;

Ø учитывать уровни формирований знаний и умений:

1. формирование знаний на уровне первичных представлений (ознакомление);

2. формирование на уровне понимания (когда учащийся сможет повторить, пересказать своими словами, найти на схеме, чертеже, рисунке) и запоминания;

3. формирование знаний на уровне их применения по образцу или в сходной ситуации, когда учащийся сможет выполнить типовые задания в соответствии с требованиями программы;

4. формирование знаний на уровне творческого применения, то есть в новой незнакомой ситуации, в условиях «переноса».

Примеры некоторых формулировок обучающих целей урока:

Ø сформировать знания…;

Ø научить…;

Ø закрепить…;

Ø подвести к выводу…;

Ø проанализировать степень усвоения материала;

Ø сформировать понятие…;

Ø дать общую характеристику явления…;

Ø устранить пробелы в знаниях…;

Ø выработать знания и умения;

Ø изучить основные этапы творческого пути…;

Ø исследовать зависимость…;

Ø научить анализировать, выделять (главное, существенное)…;

Ø охарактеризовать содержание, основные положения, взгляды…;

Ø приблизить к самостоятельному решению (творческих задач, проблемных ситуаций) и др.;

Ø обобщить знания, умения, навыки по…;

Ø проконтролировать степень усвоения следующих основных ЗУН, изученных и сформированных на предыдущих уроках;

Ø обеспечить усвоение следующих основных ЗУН;

Ø сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие умения и навыки по данному учебному материалу.

Развивающая цель урока –

развитие психических и психофизических свойств (внимания, сенсорноперцептивных свойств, мнемических и мыслительных свойств, психомоторных свойств, профзадатков и способностей).

ТРЕБОВАНИЯ К РАЗВИВАЮЩЕЙ ЦЕЛИ:

Ø учет психологической структуры личности (интеллектуальная сфера, волевая, эмоциональная, мотивационная);

Ø вычленение развивающей цели в комплексе целей, так как задачи обучения и воспитания не всегда решают проблемы развития психофизических свойств личности;

Ø подбор необходимых форм и методов работы с учащимися.

Примеры некоторых формулировок развивающих целей:

Ø развивать интерес к конкретной деятельности на уроке;

Ø развивать самостоятельность в выборе способа, режима, условий и организации работы;

Ø формировать (закрепление, обработка) умение планирования и самоконтроля;

Ø содействовать развитию воли и настойчивости;

Ø развивать эмоции учащихся (посредством организации игры, соревнования команд, обсуждения занимательных ситуаций);

Ø развивать интерес к предмету;

Ø развивать деловитость, предприимчивость, настойчивость;

Ø развивать память, мышление, речь, познавательные интересы;

Ø учить вести и составлять конспекты, тезисы;

Ø учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия;

Ø учить анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки;

Ø учить устанавливать межпредметные связи;

Ø развивать у учащихся умения выделить главное (например, обучение составлению схем, плана, формулирование выводов или вопросов), формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия;

Ø развивать самостоятельное мышление, речь учащихся;

Ø формировать умение преодолевать трудности в учении, закалять волю;

учить вести и составлять конспекты, тезисы.

Воспитательная цель урока –

формирование навыков, убеждений, чувств, профессионально-значимых психологических и социально-психологических качеств личности (интеллектуальных, нравственных, эмоционально-волевых).

ТРЕБОВАНИЯ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ЦЕЛИ УРОКА:

Ø воспитание должно осуществляться в наибольшей степени средствами соответствующего учебного предмета;

Ø воспитательная цель урока должна быть не формальной, а вытекающей из содержания предмета;

Ø основа воспитания в процессе обучения – собственные суждения учащихся, их отношение к фактам и явлениям и т.д.

Примеры некоторых формулировок воспитательных целей:

Ø пробудить чувства учащихся (удивления, гордости, уважения, сопричастности);

Ø пробудить чувства ответственности, долга…

Ø вызвать чувство удивления и гордости…

Ø подвести учащихся к выводу…

Ø убедить учащихся в научной, практической, жизненной, профессиональной значимости того или иного конкретного закона, открытия, изобретения.

Ø показать учащимся…

Ø дать почувствовать, увидеть, что, решая и выполняя все более сложные задачи и упражнения, они продвигаются в своем интеллектуальном, профессиональном и волевом развитии;

Ø создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления при выполнении все более и более сложных заданий, упражнений и операций;

Ø содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий;

Ø осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока раскрытие таких понятий: патриотизм, гуманизм, товарищество, эстетические нормы поведения;

Ø формировать правильное отношение к природе, способствовать экологическому воспитанию.

Методическая цель –

рефлексия проведения урока и его результатов (апробация методов, средств, форм обучения, оценка и самооценка урока и т.п.).

Методическая цель ставится педагогом, когда проводится открытый урок. Она зависит от цели приглашения коллег на открытый урок, а в случае работы по апробации новых методов, средств и форм обучения, такая цель ставится самим собой для совершенствования учебного процесса и повышения уровня педагогического мастерства.

Умение правильно определить цель урока – один из основных признаков педагогического мастерства преподавателя, которое может и должно совершенствоваться в ходе самообразования, осмысления личного опыта и опыта коллег.

После того, как цель определена, она становится ориентиром в отборе основного содержания, методов, средств обучения и форм организации познавательной самостоятельной деятельности учащихся.

Типы уроков

Типы уроков теоретического обучения:

УРОК ИЗУЧЕНИЯ И ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Цель: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

1. Организация начала урока.

2. Проверка домашнего задания.

3. Подготовка учащихся к усвоению.

4. Изучение нового материала.

5. Первичная проверка усвоения знаний.

6. Первичное закрепление знаний.

7. Контроль и самопроверка знаний.

8. Подведение итогов урока.

9. Информация о домашнем задании.

УРОК ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

Цель:вторичное осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

Логика процесса закрепления знаний:

1. Актуализация опорных знаний и их коррекция.

2. Определение границ ( возможностей ) применение этих знаний:

что с их помощью можно определить, где применить?

3. Пробное применение знаний.

4. Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний.

5. Упражнения с переносом знаний в новые условия.

Наши рекомендации