Методы стимулирования и мотивации учения
Методы стимулирования и мотивации учения — группа методов, направленная на формирование и закрепление положительного отношения к учению и стимулирование активной познавательной деятельности обучаемых.
Эта группа состоит из двух подгрупп: методы стимулирования и мотивации интереса к учению{создание эмоциональных нравственных переживаний, ситуаций новизны, неожиданности, актуальности; познавательные игры, театрализации и драматизации; дискуссии, анализ жизненных ситуаций, создание ситуации успеха в учении) и методы стимулирования и мотивации долга и ответственности{разъяснение личной и общественной значимости учения; требования, поощрения и наказания).
Методы воздействия на эмоциональную сферупредполагают формирование у человека необходимых навыков по управлению своими чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих. Игровая ситуация, содержащая изучаемые знания, умения и навыки, способствует вовлечению детей в условную, увлекательно-развлекательную деятельность, обладающую большим внушающим воздействием. Функции игры в учебном процессе состоят в обеспечении эмоционально-приподнятой обстановки воспроизведения знаний, облегчающей усвоение материала. Игровая ситуация порождает в детях разнообразные эмоционально-психические переживания и возбуждение, активизирует внутренние положительные стимулы и мотивы, интерес к познавательной деятельности, снимает напряжение, усталость, ощущение перегрузок при изучении любых предметов учебного плана.
В процессе обучения игра моделирует жизненные ситуации или условные взаимодействия людей, вещей, явлений; хозяйственные отношения на уроках математики; драматизированные отношения героев на уроках литературы и истории; пресс-конференции при изучении современных проблем политики, обще-ствознания. Элементы игры могут быть введены в любой метод
и в любую форму обучения как часть в целое. Игра может выступать и как основная форма организации учебного процесса.
Обучающий эффект игры состоит в облегчении усвоения детьми сложного материала с помощью яркой, эмоционально насыщенной, увлекательной формы его воспроизведения. Развивающее значение игры достигается за счет импровизации, естественного включения свободных творческих сил школьников в процесс воспроизведения. В воспитательном отношении игра помогает учащимся преодолевать внутреннюю неуверенность, способствует самоутверждению, раскрепощенному, наиболее полному проявлению своих сил и возможностей, формирует положительную мотивацию учения.
Использование игры в учебном процессе возможно с любыми возрастными группами обучаемых от дошкольников до взрослой аудитории (деловые, ролевые и ситуативные игры). Диагностический смысл игры в том, что она позволяет учителю увидеть ребенка в свободном, раскрепощенном проявлении, получить информацию о его воображении, фантазии, творческих способностях и одновременно о степени его активности, готовности к деловому взаимодействию, о самочувствии в коллективе.
Стимулирование и формирование мотивации долга и ответственностиосуществляется в первую очередь путем воздействия на волевую сферу учащихся: развитие инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т. д. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения.