Методы стимулирования и мотивации учения

Методы стимулирования и мотивации учения — группа методов, направленная на формирование и закрепление положительного отношения к учению и стимулирование ак­тивной познавательной деятельности обучаемых.

Эта группа состоит из двух подгрупп: методы стимулирова­ния и мотивации интереса к учению{создание эмоциональных нравственных переживаний, ситуаций новизны, неожиданности, ак­туальности; познавательные игры, театрализации и драматизации; дискуссии, анализ жизненных ситуаций, создание ситуации успеха в учении) и методы стимулирования и мотивации долга и ответ­ственности{разъяснение личной и общественной значимости уче­ния; требования, поощрения и наказания).

Методы воздействия на эмоциональную сферупредполага­ют формирование у человека необходимых навыков по управ­лению своими чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих. Игровая ситуация, со­держащая изучаемые знания, умения и навыки, способствует вовлечению детей в условную, увлекательно-развлекательную деятельность, обладающую большим внушающим воздействи­ем. Функции игры в учебном процессе состоят в обеспечении эмоционально-приподнятой обстановки воспроизведения зна­ний, облегчающей усвоение материала. Игровая ситуация по­рождает в детях разнообразные эмоционально-психические пе­реживания и возбуждение, активизирует внутренние положи­тельные стимулы и мотивы, интерес к познавательной дея­тельности, снимает напряжение, усталость, ощущение пере­грузок при изучении любых предметов учебного плана.

В процессе обучения игра моделирует жизненные ситуации или условные взаимодействия людей, вещей, явлений; хозяйст­венные отношения на уроках математики; драматизированные отношения героев на уроках литературы и истории; пресс-кон­ференции при изучении современных проблем политики, обще-ствознания. Элементы игры могут быть введены в любой метод

методы стимулирования и мотивации учения - student2.ru методы стимулирования и мотивации учения - student2.ru и в любую форму обучения как часть в целое. Игра может вы­ступать и как основная форма организации учебного процесса.

Обучающий эффект игры состоит в облегчении усвоения детьми сложного материала с помощью яркой, эмоционально насыщенной, увлекательной формы его воспроизведения. Развивающее значение игры достигается за счет импровиза­ции, естественного включения свободных творческих сил школьников в процесс воспроизведения. В воспитательном отношении игра помогает учащимся преодолевать внутрен­нюю неуверенность, способствует самоутверждению, раскре­пощенному, наиболее полному проявлению своих сил и воз­можностей, формирует положительную мотивацию учения.

Использование игры в учебном процессе возможно с любы­ми возрастными группами обучаемых от дошкольников до взрослой аудитории (деловые, ролевые и ситуативные игры). Диагностический смысл игры в том, что она позволяет учите­лю увидеть ребенка в свободном, раскрепощенном проявле­нии, получить информацию о его воображении, фантазии, творческих способностях и одновременно о степени его актив­ности, готовности к деловому взаимодействию, о самочувст­вии в коллективе.

Стимулирование и формирование мотивации долга и от­ветственностиосуществляется в первую очередь путем воз­действия на волевую сферу учащихся: развитие инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой (выдержка, самооблада­ние); совершенствование навыков самостоятельного поведе­ния и т. д. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения.

Наши рекомендации