Вспомогательные линии построения формы. Их значение
Академический рисунок как методическая система обучения изобразительному искусству.
Словом рисунок мы называем не только очертание какого-либо предмета, но и всякое упорядочение формы в изображении. Рисунок является основой основ изобразительного искусства – живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна и т.д. Рисунок по словам Микеланджело, – “Это высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок – источник и корень всякой науки”.
”Рисование – это путь познания реальной действительности, это сложный процесс усвоения законов строения форм предметов реального мира и живого, эмоционального отображения их в рисунках. Задача студента – понять и усвоить те законы, которые помогают правильно видеть и отображать природу, овладеть методом, который облегчает и упрощает путь познания мира. В природе имеется много неуловимых, скрытых законов строения форм, которые неопытному, начинающему художнику сложно увидеть, а тем более понять.
Учебный рисунок и раскрывает эти законы природы, помогает понять их и обучает тому, как их следует использовать в практике изобразительного искусства. Учебное рисование имеет свои специфические особенности и свой систематический курс рисования. Перед курсом учебного рисунка стоит задача – дать учащимся сумму конкретных знаний и практических навыков. Этот курс должен научить студентов правильно видеть и правильно передавать средствами рисунка окружающую действительность, помочь им понять законы в практике построения изображения. Учебный академический рисунок – учебная дисциплина, раскрывающая принципы построения реалистического изображения на плоскости и дающая будущим художникам педагогам художественную культуру, знания и навыки, необходимые для самостоятельной творческой работы.
В учебном рисунке перед учащимися ставятся учебно-образовательные задачи: они овладевают знаниями, накопленными веками, но сами не открывают новых правил и законов, они не занимаются экспериментированием, а познают, при соблюдении основных методических и дидактических принципов, уже известные истины.
Учебный рисунок создается под руководством педагога. В этом рисунке, начиная с момента композиционного размещения изображения на листе бумаги и до окончательного завершения рисунка, учащийся с помощью педагога усваивает правила графического изображения, познаёт законы конструктивного строения формы предметов, их наиболее характерные особенности, законы перспективного построения реалистического изображения на плоскости, законы распределения света на предметах. В том случае, когда отсутствует руководство со стороны педагога, т.е. когда не ведётся методологическая работа в обучении правильно видеть, логически мыслить и правдиво изображать, рисование перестает быть учебным предметом. Оно становится предметом обучения только тогда, когда педагог систематически руководит работой учащихся, т.е. соблюдается методическая последовательность в изложении материала, перед учащимися ставятся учебно-аналитические задачи.
Учебный рисунок не может превратиться в эксперимент, не может опираться на неизвестное и случайное. Он опирается только на конкретные знания, перешедшие по традиции и проверенные опытом работы многих мастеров.
Академическое рисование должно преследовать прежде всего учебные цели. Оно должно иметь в своей основе учебно-аналитические задачи.
Академическое рисование с натуры – это определённая система обучения и воспитания, система планомерного изложения знаний и последовательного развития навыков. Курс академического рисования, ставя перед собой задачу дать студентам знание объективных законов развития и строения природы, знание основных правил изобразительного искусства, включает целый ряд практических и теоретических дисциплин. Эти дисциплины помогают познать и осмыслить окружающий на мир, понять закономерности строения форм природы и овладеть навыками графического изображения.
2. Что такое конструктивная основа формы? “Конструкция” рисунка. (приведите пример).
Природа развивается и существует согласно определённым законам. В каждом предмете заключён закон построения объема, конструкции, анатомической структуры, соотношения частей и целого. Художники, наблюдающие природу, находят эти законы и используют их в своей практике. Начинающему же художнику знание этих законов особенно необходимо. При изображении предмета объёмной формы на двухмерной плоскости листа перед рисовальщиком стоит трудная проблема преодоления плоскостного изображения пятен и линий на плоскости бумаги. Для решения этой проблемы необходимо исчерпывающее изучение конструктивного строения самого предмета и осмысление его положения в пространстве.
КОНСТРУКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ОБЪЕКТА - определение формообразования, взаимного расположения частей и целого изображаемого объекта в пространстве.
Применение метода конструктивного анализа поможет начинающему рисовальщику лучше узнать, понять, изучить предмет, а затем изобразить его на плоскости.
Компонентами конструктивного анализа является сопоставление натуры с геометрическими телами, изучение линейной перспективы, пластической анатомии человека и животных, а также пластики растительных форм. В основе всего многообразия форм окружающего нас мира лежит не большая группа геометрических тел: шар, призма, конус и различные многогранные тела. Для того чтобы яснее и точнее представить себе конструкцию и объёмную форму предметов их необходимо сопоставить с теми или иными геометрическими телами.
Чтобы верно провести конструктивный анализ предмета, необходимо знание линейной перспективы. В овладении методом конструктивно- пространственного анализа поможет также пластическая анатомия. Знание костей , мышц, сухожилий, их взаимно связь поможет осознать строение человека и механизм его движения и расположения в пространстве.
В процессе выполнения учебного рисунка студент должен запомнить целый ряд правил, схем и законов построения реалистического изображения на плоскости, которые помогут ему в дальнейшем справляться со сложными задачами изобразительного искусства.
В рисунках каждого крупного художника, при самых различных положениях и ракурсах, можно всегда легко найти отражение закона внутренней конструкции головы и фигуры человека. Так на рисунке Дюрера, изображающем голову старика, ясно выражена конструктивная схема построения человеческой головы, которую художник разработал в своём трактате.
В старых академиях художеств законам конструктивного строения формы уделяли большое внимание. Многие выдающиеся художники-педагоги давали специальную теоретическую разработку методики раскрытия конструктивного строения формы предметов и ее использование в построении изображения. Так в русской Академии художеств этими вопросами были заняты А.П. Лосенко, В.К. Шебуев и многие другие.
В пособии по рисованию, написанном Лосенко, мы находим специальные таблицы изображающие схемы конструктивного строения головы в различных поворотах.
В начале 19 в. русский художник-педагог А.П. Сапожников сконструировал специальную модель из проволоки, которая наглядно раскрывала особенности конструктивного строения формы головы. Такую модель устанавливали рядом с натурой.
Чтобы усвоить принцип построения большой формы студенту следует выполнить специальное задание и воспользоваться методом упрощения формы, т.е. на начальной стадии рисунка рассматривать форму человеческой головы в виде скульптурного обруба, идти по принципу работы скульптора – от общего к частному. Многолетняя пед. практика показала, что студенты, которые хорошо изучили схему конструктивного строения формы головы, в дальнейшем легко справлялись с рисунком живой головы и с портретом. Для более твёрдого усвоения закономерности конструктивного строения головы студентам предлагались специальные задания только на линейно-конструктивное построение. Цель учебных заданий состоит в том, чтобы ученик изучил законы внутренней конструкции, механику движений, пластическую анатомию, перспективу и целый ряд других положений, необходимых для овладения искусством реалистического рисунка. Правила, законы, схемы построения формы являются отправной точкой к познанию действительности, помогают разобраться в сложной форме живого организма, и видеть в натуре в первую очередь самое главное.
Становясь на защиту традиционных правил, схем построения формы в рисунке, которые во многом облегчают изучение закономерностей строения природы, мы не считаем их непревзойденными, вечно существующими. Но можно с полным основание утверждать, что эти правила настолько приближены к истине, что могут быть смело использованы в практике современного художника. Дюреровская схема построения формы человеческой головы не есть абсолютная истина, но она, безусловно, правильно раскрывает конструктивное построение. Канон греков о членении головы на три равные части не есть абсолютная пропорция для каждого человека, но, как общая закономерность пропорционального членения, она верна. В трактате Леонардо да Винчи есть рисунок, на котором он, прочертив три прямые горизонтальные линии, врисовал нескольких уродов с характерными носами, подбородками, затылками. Этим он хотел доказать, что даже при рисунке характерных голов, можно пользоваться греческими канонами
Ознакомление с классическими канонами приучает студента правильно наблюдать и определять пропорции, характерные в строении живой формы. Знание канонов помогает отмечать отклонение от канона, которые наблюдаются в натуре.
Вспомогательные линии построения формы. Их значение.
При работе над рисунком (головы на пример) студент ставит перед собой задачу проанализировать пластические особенности формы головы, изучить закономерность конструктивного строения, анатомического строения и методическую последовательность работы. При построении изображения он пользуется вспомогательными линиями – профильной, линией разреза глаз и рта, линией основания носа и подбородка. Он старается понять особенности конструктивного строения формы человеческой головы, её закономерности.
Сложная задача построения рисунка в пространстве в значительной мере облегчается применением Вспомогательных линий и точек. Они особенно важны в начальной стадии построения рисунка, когда решаются задачи постановки изображения, определение его основных пропорций и характера. Рассмотрим построение с помощью вспомогательных линий и точек на основе фигуры человека. Опорными точками построения рисунка фигуры человека являются: точка ярёмной впадины, точка на мечевидном отростке грудины, Точка на лобковом сращении, две парные точки на передневерхних остях подвздошной костей, две точки на акромиальных отростках ключиц, две точки на вертелах бедренных костей, парные точки на сочленениях конечностей.
Соединяя парные точки вспомогательными линиями можно получить Членение фигуры по вертикале: от плечевого пояса до таза, от таза до коленных суставов, от коленных суставов до голеностопных суставов. Очень важной вспомогательной линией при построении рисунка фигуры человека, является так называемая средняя линия, или « белая линия» , фигуры человека. Она проходит от яремной впадины по грудной кости к пупку, далее к лобковому сочленению и затем вниз по внутреннему краю опорной ноги. Правильное определение изгиба этой линии в сочетании с направлением плечевого пояса и таза поможет в передачи движения фигуры.
Метод схематизации включает в себя И такой приём выполнения рисунка, когда построение ведётся « от точки». При этом избирается опорная точка, по отношению к которой определяется положение других точек.