Психологические особенности детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ……………………… 5
1.1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей………………………………………………………… 5
1.2 Особенности организации отдыха детей младшего школьного возраста во внеклассной работе……………………………………………………… 8
1.3. Особенности организации отдыха детей из неблагополучных семей………………………………… 14
ГЛАВА 2. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ................................. 17
2.1. Особенности интересов детей из неблагополучных семей
………………………………………………………………17
2.2 Организация отдыха детей младшего школьного возраста во внеклассной работе с учётом интересов детей……… 22
2.3. Результаты опытно – экспериментальной работы………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………… 30
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….. 32
ВВЕДЕНИЕ
Современные дети нуждаются в понимании и признании, сохранении их индивидуальности в широком поле личностного развития.
В последние годы очевидно возрастание внимания к организации оздоровительных компаний. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных социальных и экономических условиях. Кроме того, правильная организации отдыха детей способствует формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков.
Отдых сегодня – это не только социальная защита, это ещё и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка, что создаёт условия для социализации молодого человека с учётом реалий современной жизни.
Отдых детей должен быть насыщенным, полным событий и встреч. Надо использовать все возможности для интересного и полезного общения ребят со взрослыми и между собой. Отдых и игры должны побуждать подростков к приобретению новых знаний, к серьёзным размышлениям.
Важно, чтобы маленький человек почувствовал себя взрослым в то же время остался ребёнком со своими радостями и интересами.
Таким образом, проблема организации детского отдыха во внеклассной работе является актуальной. Особенно она важна в отношении детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей. Младшие школьники ещё не умеют оптимально использовать свободное время для своего физического и личностного развития. И, если детям в благополучной семье полноценно проводить каникулы помогают родители и другие члены семьи, то дете из неблагополучных семей находятся в совершенно другой ситуации, что требуют от педагогов особого подхода к организации содержательного детского отдыха.
Объект исследования - отдых детей из неблагополучных семей в школе.
Предмет исследования - специфика организации отдыха детей из неблагополучных семей в школе.
Цель курсовой работы – разработать и апробировать программу организации отдых детей из неблагополучных семей в школе.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогические и социально-психологические особенности организации отдыха неблагополучных детей во внеклассной деятельности в школе
2.Отобразить опыт организации отдыха неблагополучных детей внеклассной работы в школах.
3.Проанализировать организацию внеклассной деятельности школы по обеспечению отдыха детей из неблагополучных семей.
4.Разработать и внедрить программу организации отдыха неблагополучных детей внеклассной деятельности школы.
Гипотеза:организация отдыха детей младшего школьного возраста с учётом их интересов способствует улучшению настроения детей, установлению позитивного эмоционального климата в детском коллективе.
Методы исследования:
- опытно – экспериментальная работа;
- исследовательская беседа;
- анкетирование;
- методика «Исследование эмоционального потенциала коллектива», автор А.Н. Лутошкин;
- математическая обработка данных.
База исследования: опытно – экспериментальная работа проводилась на базе СШ № 199 г. Минск в сентябре 2015. В нём приняли участие 30 человек детей младшего школьного возраста; 4 педагога.
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
Психологические особенности детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей
Ю.А. Стрельцов утверждает что границы младшего школьного возраста, совпадающие с этапом обучения в начальной школе, установлены в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста у ребёнка начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, и к концу младшего школьного возраста все большее значение для детей начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества [29, с. 316].
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения.
В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования — произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам.
С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия.
Ребенок способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Появляется смысла - ориентировочная основа в поступках, это тесно связано с дифференцированностью внутренней и внешней жизни. Ребенок способен побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет, соответствовать определенным нормам, или не приведет к поставленной цели.
Пятаков описывает, что развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень сильно подвержен внешнему влиянию, благодаря чему усиленно впитывает в себя знания, как интеллектуальные, так и нравственные. Значительную роль в установлении нравственных норм и развитии детских интересов играет учитель. Другие взрослые тоже занимают важное место в жизни ребенка. Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка определяет развитие нравственных чувств младшего школьника, ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни [27, с. 322].
Именно в младшем школьном возрасте ребенок начинает переживать свою уникальность, осознает себя личностью. Это проявляется во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности. Они учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми [39, с. 248]. Они стремятся к совершенствованию навыков тех видов деятельности, которые приняты и ценятся в привлекательной для них компании, чтобы выделиться в ней, добиться успеха. Мотив достижения успеха является основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте
В младшем школьном возрасте у ребенка развивается направленность на других людей, выражающаяся в просоциальном поведении,
Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.
Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познания и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка, учётом его интересов. Индивидуальный подход, учёт интересов детей особенно необходимы, когда речь идёт о детях из неблагополучных семей
Ребёнок из неблагополучной семьи, может иметь различные проблемы развития.
Недостаточное интеллектуальное развитие ребенка может выражаться в ослаблении или несформированности, неразвитости познавательных процессов: неустойчивости внимания, слабой памяти, слабо развитом мышлении (наглядно-образном, абстрактно-логическом, вербальном и др.), низкой эрудиции и т.д. Причины низкого интеллектуального развития могут быть различны: от нарушения нормальной работы мозга, до отсутствия нормальной образовательно-воспитательной среды (педагогическая запущенность).
Л. Н. Галигузова утверждает что отсутствие должного внимания к интеллектуальному развитию ребенка может привести к серьезному отставанию в учебе и невозможности продолжать обучение в общеобразовательной школе в связи с диагнозом "задержка психического развития". А это, в свою очередь, становится серьезным препятствием на пути его социализации в обществе [7, с. 18].
Под трудностью социализации специалисты понимают комплекс затруднений ребенка при овладении той или иной социальной ролью. Родившись, ребенок сразу попадает в мир социальных отношений - мир отношений между людьми, в котором каждый играет множество ролей: семьянина, друга, соседа, политика, жителя города, деревни и т.д. Осваивая эти роли, человек социализируется, становится личностью. Отсутствие нормальных для обычного ребенка контактов (семья, друзья, соседи и т.п.) приводит к тому, что образ роли создается на основе противоречивой информации, получаемой ребенком из различных источников. В связи с этим часто возникает иллюзорный "образ" социальной роли. Формируется ложное представление о своей социальной роли как сироты. Эта роль реализуется человеком в течение всей его жизни. В связи с трудностями социализации не решаются и задачи адаптации, автономизации и активизации личности.
Трудности социализации, нередко приводят к безответственности, к недостаточному пониманию или непринятию детьми моральных норм, правил и ограничений, кразличного рода девиациям уже в младшем школьном возрасте.
Л.С. Жаркова говорит - Дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях, нуждаются в особом, гуманном к ним отношении, в профессиональном сопровождении. Ребенку из неблагополучной семьи нужен друг, способный к пониманию, - тот человек, который поможет правильно ориентироваться в жизни [13, с. 126].
Попечительская, психологически обоснованная помощь, сопровождение заключаются в умении воспитать у детей правильную позицию по отношению к людям, к миру и к самим себе.
Таким образом, основные достижения младшего школьного возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. Однако результаты психологических исследований свидетельствуют о значительных проблемах развития личности детей младшего школьного возраста из неблагополучных семьях. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности наблюдаются в эмоционально-волевой сфере, в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к значительному ослаблению "силы личности".
Коррекция данных нарушений должна быть предустотрена при организации отдыха детей из неблагополучных семей.