Историческое развитие морали

С глубокой древности и до наших дней развитие морали демонстрирует специфические особенности, в зависимости от определенных социокультурных условий.

Нравы архаичного периода:

1. Коллективный характер жизни и труда определяет в качестве основополагающих принципов первобытныеравенство и коллективизм, ставшие источником чувства «принадлежности» людей того времени.

2. Регламентация поведения людей закреплялась в первых моральных требованиях: запретах в форме табу, в обычаях и традициях, в простейших нравственных нормах, направленных на сохранение и благополучие рода.

3. Положительные моральные качества, способствуя выживанию и усилению рода, приводят к тому, что начинает побеждать не сильнейший, а «моральнейший», что постепенно превращает моральные нормы в важнейший фактор человеческого существования.Наряду с положительными моральными качествами формируются и отрицательные, которые также сохранятся в истории человечества.

Мораль античности:

1. На смену единой для всех морали первобытного общества приходит мораль, разделяющая людей. Неравенствоначало рассматриваться как естественная и справедливая форма человеческих отношений.

2. Первобытный коллективизм сменился индивидуализмом, что способствовало выделению и самоутверждению личности.

3. Моральные права и обязанности впервые ставятся в зависимость от такой ценности, каксвобода: мораль являлась достоянием только свободных людей, рабы стояли «вне морали».

4. Отличительной чертой практической морали становится ее связь с этикой и философией: моральные нормы и представления находились под сильнейшим влиянием этических взглядов философов.

5. В среде рабов формируется, с одной стороны, рабская моральпокорности и смирения, лизоблюдства и холуйства, с другой – мораль протеста против угнетения и жестокости жизни, развивавшаяся в двух направлениях: 1) бунт против рабства; 2) попытка найти утешение, спасение в уходе от этого мира. Так возникает мораль раннего христианства, проповедовавшего страдание и терпение как высшие добродетели

Нравственные коллизии феодального общества:

1. Зародившаяся как идеология угнетенных и гонимых, в эпоху Средневековья религиозная христианская мораль стала господствующей. В ее основу легло представление о Боге как высшем благе и источнике сущего.

2. Основой нравственной жизни провозглашаются десять Божественных заповедей. Они несут в себе высшие общечеловеческие ценности; будучи гуманистичны по своей сути, они выполняют функции духовного ориентира, ведущего к благу.

3. К основным моральным добродетелям относятся: смирение перед Богом, любовь к ближнему, милосердие, покорность, послушание, основанные на вере в непререкаемую силу и справедливость Бога.

4. Высоким достижением христианской морали становится принцип непротивления злу насилием, сформулированный Иисусом Христом («подставь другую щеку» и «возлюбите врагов ваших»); позднее эти требования лягут в основу новой этики — этики ненасилия.

5. Характерной чертой духовной жизни этого периода является приоритет религии и церкви,которыевыступают с проповедью всеединства, примирения богатых и бедных, покорности, отказа от мирских благ. Однако в реальной жизни моральные принципы христианства нарушались, в том числе и самой церковью.

6. Кроме морали религиозной в эпоху средневековья развивается светская мораль. В ее рамках, в свою очередь, выделяются рыцарская мораль и придворный этикет. Свои особенности имеет также мораль ремесленников и крепостных крестьян.

Мораль Возрождения и протестантства:

1. Главным принципом нравственностиэпоха Возрождения провозгласила не любовь к Богу, а любовь к человеку — принцип гуманизма, проявившийся в ориентации на самоценность и свободу человеческой личности и привнесший новый, антропоцентрический оттенок в систему нравственных ценностей.

2. Моральные нормы Возрождения были противоположны средневековым: место религиозного аскетизма занимает жизнелюбие, на смену ханжеской строгости приходит свобода нравов, самоотречение отступает перед интересом к человеческой индивидуальности.

3. Основными ценностямиВозрождения выступают: Человек, Любовь, Творчество.

4. Протестантская идеологияэпохи Реформации (XVI в.) провозглашает веру в Бога и каждодневное совершение добрых дел способом морального очищения и самосовершенствования. Важнейшая сфера этого совершенствования – протестантская трудовая мораль,ориентированная на бережливость и приумножение капитала, на прилежание и честность, на трудовое воспитание детей и семейные ценности.

5. В период Возрождения и Реформации становится ведущим принцип индивидуализма, возлагающий на человека всю меру ответственности и за его достижения, и за прегрешения.

Нравственность в Новое и новейшее время:

1. Мораль нового предпринимательского класса буржуазии, составляющего основу городского бюргерства, демонстративно отказывается от старых феодальных представлений о нравственности. В качестве положительных нравственных ориентиров выделяются протестантские ценности гражданского общества. Нравственный идеал воплощается в образе энергичного деятельного человека, собственными силами добивающегося богатства и положения в обществе.

2. Моральный облик общества оказывается под влиянием рационалистических идей Просвещения, ориентирующих человека на собственный разум («теория разумного эгоизма») и носящих подчеркнуто гражданственный характер. Главными моральными ценностями провозглашаются Свобода, Равенство, Братство.

3. Главный моральный принцип – культ индивидуализма, понимаемого позитивно – как уверенность в собственных силах, стремление противопоставить себя другим и доказать свое превосходство.

4. Критерием моральности становитсяуспех, понимаемый в духе прагматизма («цель оправдывает средства»), что приводит к высоким результатам, но постепенно порождает отчуждение в отношениях между людьми, аморализм и беспринципность.

Наши рекомендации