Предмет и задачи юридической этики. историческое развитие морали.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для студентов 1-го курса заочного отделения

по выполнению контрольных работ по дисциплине

«Правовая этика»

Доц. Шлыкова И.А.

2016 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к выполнению контрольных работ и изучению курса «Правовая этика»

(для студентов заочного отделения, обучающихся по специальности « Правоведение » )

ВВЕДЕНИЕ

Программа курса "Правовая этика" для студентов заочного отделения рассчитана на 6 часов лекционных и 4 часа практических занятий. Итоговый контроль-зачет.

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИОННЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Лекции Кол-во час. Практические

1. Предмет и задачи юридической 2 2 Нравственная допустимость

этики. Историческое развитие правового принуждения в

морали. юридической деятельности.

2. Сущность и структура морали. 2 2 Судебная этика и этика

Проблемы морального выбора следственной работы.

в этике и юридической деятель-

ности.

3.Нравственная культура юриста. 2

Этика деловых отношений и

служебный этикет.

Важнейшим показателем степени усвоения материала лекций и практических занятий, а также эффективности самостоятельной работы студентов-заочников является выполнение ими контрольной работы по выбранной теме. Контрольная работа должна представлять развернутый ответ на теоретический вопрос в соответствии с планом, демонстрировать знание литературы по теме и умение выбирать и выстраивать в логическом порядке аргументы, доказывающие основную мысль рассуждения. В заключительной части должны содержаться выводы или обобщение, отражающие собственную точку зрения на рассматриваемую проблему. Если в формулировке темы есть термины, они должны быть объяснены; если тема посвящена деятельности конкретного мыслителя, то биографические сведения не должны превышать объема введения. Общий объем контрольной работы - 8-10 стр. печатного текста, формат А4, поля слева 30мм, справа- 15мм, нумерация страниц , план и список литературы ( не менее 8-10 источников ) обязательны.

Второй частью контрольной работы является практическое задание, состоящее из краткого описания жизненной ситуации, которую должен проанализировать каждый студент, используя собственный жизненный опыт и нравственные принципы. Результатом успешного анализа ситуации станет принятое им решение, которое одновременно продемонстрирует личностные моральные убеждения студента, его осведомленность о верных и неверных критериях морального выбора, а также укажет на возможные противоречия между моральными ценностями человека и нормами права, которые в конечном счете должны являться для юриста основными при принятии решения.

Все практические задания имеют общее название "Принятие решения" и выполняются по прилагаемой форме:

ЧТО ПРОИЗОШЛО ?

( Ситуация )

Какую информацию вы хотели бы получить, чтобы принять решение.

( Оформить в виде вопросов )

1.

2.

3.

Какие вообще возможны альтернативные решения, и каковы их положительные и отрицательные последствия.

А р 1 А р 2 А р 3

П О С Л Е Д С Т В И Я

+ _ + _ + _

Субъективные и объективные О.р.

факторы, влияющие на Вас Учтя все факторы,

( угрызения совести, чувство гордости, сформулируйте

мнение окружающих и т.п. ) окончательное решение.

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

ТЕМА 1.

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ЭТИКИ. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МОРАЛИ.

ПЛАН

Мораль как предмет этики.

Круг философско-мировоззренческих проблем, которые рассматривает теоретическая этика.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ВО ВРЕМЕНИ ХРИСТИАНСКОЙ МОРАЛИ

ЭТИКА НОВОГО ВРЕМЕНИ

Буржуазная этика 16 – 18 вв. или этика Нового времени стремится дать принципиально другое, новое решение проблемы, над которой безуспешно билась этическая мысль средневековья – проблемы объективности и всеобщности нравственности. Этому периоду мы обязаны возникновением трудовой протестанской этики. Ставится вопрос: каким образом нравственность, будучи продуктом, свойством отдельного индивида, является в то же время общеобязательной социально организующей силой?

С появлением нового класса буржуа перед христианской этикой возникает задача обоснования насущных потребностей человека, теперь хоть и служащего богу, но не забывающего себя. Необходимость соблюдать нравственные законы обосновывается пользой: трудиться и копить, экономить и заниматься благотворительностью.

Философия Нового времени расчленяется в понимании моральной природы на два направления. Одно (Н. Макиавелли, Т. Гоббс) исходило из идеи, что человеческая природа является изначально испорченной, злой. Другое - (Т. Мор, Ж.Ж. Руссо) считало ее изначально доброй. Классический буржуазный гуманизм рассматривает человека как реально живущее в обществе существо, погрязшее во зле. Гуманность и разум могут его спасти. Р. Декарт (1596-1650 ) « Страсти души », Б. Спиноза ( 1632-1677) « Этика» . Спиноза как и Декарт , не преодолел разрыва между моралью и предметно-практической деятельностью- в его этике практика остается несовершенной формой активности человека, а моральное совершенство личности не связано с ее деятельной практической позицией.

Таким образом преодолевается пессимизм, и пришедшая на смену эпоха Просвещения приходит к мысли о бесконечно моральном, интеллектуальном и социальном совершенствовании человека.

Три основных течения : рационализм, натурализм, пантеизм пытается синтезировать Кант ( 1724- 1804).Рационализм –субъект обретает моральную целостность вопреки внешним условиям его бытия, он противостоит враждебной окружающей среде. Натурализм – не моральный субъект, а индивид умело упорядочивает удовольствия и неудовольствия в целях своей выгоды. Пантеизм стремится осмыслить проблемы в их реальной рассогласованности. В антагонистичности он видит социально-исторический факт, морально развитая личность связывает с грядущим социальным порядком.

Вопросы для самоконтроля :

ПЛАН

Структура и функции морали.

СТРУКТУРА МОРАЛИ

1-й компонент: нравственная практика, реальные нравы, поступки, типичные нравственные ситуации.

2-й компонент: моральное сознание, включающее в себя ценности, нормы, идеалы.

3-й компонент: нравственное самосознание.

Для психически нормального человека способность к самосознании проявляется в сосуществовании нескольких уровней восприятия действительности и самого себя. Если это изобразить структурно, то мы получим многомерное пространство, заключаемое в концентрических кругах.

1. Сознание, внутренний мир человека;

2. Неосознаваемое. Представление человека о мире, других людях, о самом себе. Человек видит "нечто", но не в состоянии это осознать. Непосредственное восприятие действительности.

3. Осознаваемое. Человек воспринимает мир, людей, себя, затем оценивает то, что он видит, что чувствует, как думает, как и что говорит. Это и есть самосознание и рефлексия, после чего становится возможным "присвоение" познанного - как истины или кар проблемы.

ФУНКЦИИ МОРАЛИ

1. Регулятивная функция-главная и важнейшая функция: нравственное регулирование взаимоотношений есть непрерывный процесс приведения реального поведения личностей и коллективов в соответствие с действующими в обществе моральными нормами. Инструменты регулирования нравственных отношений: морально-этические принципы, нормы, общественное мнение, реальный авторитет, традиции, принципы, заповеди, привычки. Регуляция осуществляется при помощи норм - ориентиров, норм-требований, норм - запретов, норм - образцов(этикет).

2. Оценочная (аксиологическая функция -предметом оценки под углом зрения "морально-аморально" являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества.

3. Ориентирующая функция -выработка системы приоритетов, предпочтения одних моральных ценностей другим.

4. Мотивационная функция -позволяет оценивать поставленные цели и средства с точки зрения намерения; мотивы могут быть моральными и аморальными, благородными и неблагородными.

5. Познавательная функция -этические знания, принципы, нормы, кодексы, являющиеся источником информации об общественно значимых ценностях.

6. Воспитательная функция -приводит в определенную систему нравственные нормы, привычки, нравы, общепризнанные образцы поведения.

7.Коммуникативная функция – обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда -служебное взаимодействие, поддержка и взаимовыручка.

ЛЕКЦИЯ 3.

НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЮРИСТА. ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ.

ПЛАН.

1.ПОНЯТИЕ О НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ И ЕЕ СТРУКТУРЕ.

2.Каналы приобретения нравственных знаний.

3.Этика делового общения и служебный этикет.

Нравственная культура- степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества - показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря формирующему влиянию на него общества. НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА - ЭТО ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕЕ ЦЕЛОСТНОГО НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, СОЗНАНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ, А ТАКЖЕ СОВОКУПНОСТЬ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ (ЧЕРТ), ПРИСУЩИХ ЛЮДЯМ ОПРЕДЕЛЕННОГО ОБЩЕСТВА, КЛАССА, ПРОФЕССИИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ УРОВЕНЬ ИХ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ.

Нравственная культура представляет собой систему следующих элементов: культура этического мышления - способность нравственного суждения, умение применять нравственные знания и нормы к особенностям различных ситуаций.

Культура чувств - способность человека к сочувствию, сопереживанию.

Культура поведения - проявляется в моральности поступков. Этикет - манеры поведения личности в обществе.

Культура человека едина и в то же время многогранна - это сплав в личности, в ее ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЕ, всего того, без чего нельзя жить человеку в социокультурной среде: уровень общего образования, владения языком, общетехнической подготовки, физического развития, ценностных ориентации и т. д. Культура человека-это единство культур: политической, правовой, нравственной, эстетиче­ской, профессиональной.

Деление культуры на профессиональную и другие весьма относительно, многие их элементы могут совпадать. Например, для юриста правовая культура является профессиональной культурой, но неотъемлемой ее частью всегда остается нравственная.

Необходимо особо подчеркнуть роль нравственных чувств в формировании нравственных качеств личности (целостных духовно-практических образований). Воспитание культуры чувств - сама по себе наиважнейшая проблема, которую ставит перед собой педагогика, решая задачи нравственного и правового воспитания.

Нравственные чувства - это богатство человека, научившись управлять ими с помощью разума, он будет окружен атмосферой взаимопонимания, любви, дружбы, сможет избежать многих жизненных неурядиц. Возникает вопрос, можно ли воспитать, культивировать в себе эти чувства и каким образом? Существуют известные источники нравственных знаний, раскрывающие одновременно все разнообразие этических чувств: все виды искусства, особенно художественная литература, средства массовой коммуникации - радио и телевидение, общение с людьми, имеющими признанный духовный авторитет, наука, культурные традиции и обычаи народа.

Названные источники нравственных чувств и знаний дают возможность обобщить и выделить формирующиеся на их основе четыре группы нравственных качеств: морально-политические, морально-трудовые, собственно моральные и морально-боевые. Первые три группы присущи представителям всех профессий, а 4-я группа является "достоянием" воинов армии и флота, сотрудников спецслужб, работников правоохранительных органов.

Сотрудникам органов юстиции для осуществления своей многоцелевой профессиональной деятельности необходимо обладать всеми нравственными качествами; воспитанием этих качеств в себе можно заниматься не только в период обучения в вузах, но и на протяжении всей жизни, процессу нравственного самосовершенствования нет предела. Пути нравственных исканий и вопросы для раздумий о том, какой человек достоин этого высокого звания, мы находим в произведениях Л. Толстого, Ф. Достоевского, И. Франко, Т. Шевченко. Жизнь самих этих писателей и жизнь их литературных героев дает материал для наблюдений, а самое главное, дает ответы на вопросы о нравственной и безнравственной сути поступков, переживаний, размышлений человеческих.

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ, ПЛАНЫ И СИТУАЦИИ ПО

ВАРИАНТАМ

ПРАВОВАЯ ЭТИКА

Вариант 1.

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭТИКИ.

План.

1. Мораль как предмет этики.

2. Вопросы, рассматриваемые теоретической и нормативной

этикой.

3.Основные этические категории.

4. Разделы науки этики.

Ситуация : Ваш знакомый предложил вам на вечеринке покурить"травки".

Вариант 2.

ЭТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ БУДДИЗМА.

План.

1. Сущность и история учения.

2. Основные положения буддизма, понятие кармы, перерождений.

3. Идеал буддизма. Нирвана.

Ситуация : Вы узнали, что ваш пятнадцатилетний сын в компании с новыми друзьями задержан по обвинению в групповом изнасиловании.

Вариант 3.

КОНФУЦИАНСТВО. СУЩНОСТЬ УЧЕНИЯ " О БЛАГОРОДНОМ МУЖЕ ".

План.

1. Гуманность как закон отношений между людьми в обществе и цель нравственного самосовершенствования с точки зрения Конфуция.

2.Содержание понятия "благородный муж".

3. Закрепление Конфуцием традиционно-патриархальных устоев общества в своем учении.

Ситуация : Вам угрожают физической расправой, если вы не откажетесь от дела, которое ведете.

Вариант 4.

СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСКОЙ ЭТИКИ.

План.

1. Идея бога как морального абсолюта в Евангелии.

2. Роль любви как универсальной социально-нравственной связи.

3. Невозможность реализовать себя в миру и оправдание посреднической роли церкви.

Ситуация: Вашему начальнику, которого вы не любите, подбрасывают анонимные оскорбительные письма и вы узнали, кто это делает.

Вариант 5 .

АНТИЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДОБРОДЕТЕЛЯХ. План.

1. Попытки обоснования этических норм предэтикой.

2. Гомер, Гесиод, Семь мудрецов.

3. Сократ, Платон о достойных и недостойных человеческих чувствах.

Ситуация: Вы находите на своем служебном столе конверт с крупной суммой денег.

Вариант 6.

ЭТИКО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ДЕМОКРИТА.

План.

1. Удовольствие и неудовольствие как граница между полезным и вредным.

2. Демокрит о нравственных ценностях государства.

3. Противоречивость этических взглядов Демокрита.

Ситуация : Вы вдруг почувствовали, что все правонарушители вызывают у вас непреодолимое желание применить оружие.

Вариант 7.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА СУДЬИ.

План.

1. Судья как проводник правовых идей нашего общества.

2. Личностные качества судьи, обеспечивающие торжество справедливости и установление истины.

3. Роль культуры речи и внешнего вида судей.

Ситуация : Вам предложили взятку за сокрытие улик в ходе следствия.

Вариант 8.

ЭТИКА СЛЕДСТВЕННОЙ РАБОТЫ.

План.

1. Специфика нравственно-этических отношений следователя с процессуальными лицами на разных стадиях предварительного расследования.

2. Допустимость применения при производстве следственных действий тех или иных тактических приемов.

3. Границы закона как показатель моральности следственных действий.

Ситуация : Вы представляете интересы, нарушившего экологическое право предприятия и знаете, что последствия этого нарушения скажутся на здоровье жителей всего города.

Вариант 9.

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ И СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ.

План.

1. Общее понятие делового общения и служебного этикета.

2. Основные принципы и компоненты делового общения, формы вежливости.

3. Требования служебного этикета; документы, регламентирующие служебные формы поведения.

Ситуация:

Вы ведете расследование по делу об убийстве бывшего рецидивиста и первым узнаете, что его убила женщина, мстящая за смерть своего ребенка.

Вариант10.

СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА НРАВСТВЕННУЮ НЕОБХОДИМОСТЬ И НРАВСТВЕННУЮ ОПРАВДАННОСТЬ ПРАВОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ .

План.

1. Понятие правового принуждения в этике и праве.

2. Пределы, условия и формы сопротивления злу силой.

3. Юридическое и нравственное обоснование применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в работе сотрудников милиции.

Ситуация:

Ваш коллега по службе присвоил результаты вашей совместной деятельности и доложил о них как о своих начальству.

Вариант11.

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И ПРАВА ЛИЧНОСТИ.

План.

1. Понятие об общей культуре личности и ее компонентах.

2. Правовая культура общества и личности – основные показатели.

3. Соблюдение прав личности в обществе как показатель его нравственно-правовой культуры.

Ситуация:

Некая женщина, подруга вашего подследственного под видом подруги вашей жены(мужа) узнала о ваших семейных тайнах и угрожает их разглашением.

Вариант12.

ЗАПОВЕДЬ ЛЮБВИ В ХРИСТИАНСТВЕ.

План.

1. Смысл новозаветной заповеди любви.

2. Библейская трактовка значения любви в послании К коринфянам.

3. Может ли любовь выступить в качестве закона.

Ситуация:

Вы стали свидетелем того, как законный владелец, избивавший свою собаку, подвергся нападению: был отброшен в сторону, собака забрана и уводится в неизвестном направлении.

Вариант 13.

ФАКТОРЫ – ПОКАЗАТЕЛИ НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ.

План.

1. Причины, приводящие к профессиональным заболеваниям и специфическим проявлениям профессиональной деформации.

2. Уровни проявления профдеформации.

3. Высокая нравственная культура коллектива и морально ответственная, морально устойчивая линия поведения личности – основные условия преодоления профдеформации в работе сотрудников ОВД.

Ситуация:

В вашем присутствии находящийся при исполнении ваш коллега нагрубил пришедшему по повестке подозреваемому.

Вариант 14.

НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ИМИДЖА АДВОКАТА.

План.

1. Понятие имиджа, имидж как коммуникативная единица.

2. Нравственно-психологические основы деятельности адвоката.

3. Внешние проявления профессионализма адвоката , составляющие его имидж ( прическа, мимика, жесты, одежда, речь, манера поведения - стиль ).

Ситуация:

В коллективе, где вы работаете постоянно распространяются всякие слухи и сплетни.

Вариант15.

КОМПРОМИССНЫЙ ХАРАКТЕР ЭТИКИ ФОМЫ АКВИНСКОГО.

План.

1. Фома Аквинский - христианский мыслитель средневековья.

2. Попытка Фомы Аквинского переосмыслить этику Аристотеля с точки зрения морального идеала христианства.

3. Структура этики Фомы Аквинского.

Ситуация:

Ваш начальник постоянно требует от вас различных одолжений, не входящих в круг ваших обязанностей.

Вариант 16.

СОЦИАЛЬНО-ДОГОВОРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ НРАВСТВЕННОСТИ Т. ГОББСА.

План.

1. Томас Гоббс-крупнейший философ Нового времени.

2. Утверждение буржуазных моральных ценностей в этической концепции Т. Гоббса.

3. Распространение механического материализма на учение о праве, политику и этику.

Ситуация:

Вы узнаете, что ваш лучший друг связан с преступной груп­пировкой .

Вариант 17.

ЭТИКА ЛИЧНОСТИ СПИНОЗЫ.

План

1. Рационалистический взгляд философа на мораль.

2. "Этика"-основное произведение Спинозы.

3. Понимание человека как комплекса естественных влечений и интересов в свете объективно каузуальной взаимосвязи.

Ситуация:

Поставьте себя на место Шарапова из кинофильма "Место встречи изменить нельзя"; как сложились бы ваши отношения с Жегловым ?

Вариант18.

ВКЛАД ФРАНЦУЗСКИХ МОРАЛИСТОВ В ЭТИКУ.

План.

1. Моралистические эссе Мишеля Монтеня.

2. Этическое мышление просветителя Ж. Ж. Руссо.

3. Этические взгляды Вольтера.

Ситуация:

Вы вдруг осознаете, что после службы не можете расслабиться без помощи алкоголя.

Вариант 19.

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ И. КАНТА.

План.

1. Родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант.

2. Основные труды и основные этические положения Канта.

3. Кантовский категорический императив как попытка выйти за горизонт скованного частными интересами сознания индивида и подчинить его интересам рода.

Ситуация:

В вашей нотариальной конторе очень пожилая клиентка плохо видит и слышит, с трудом понимает смысл даваемых ей советов. Молодая секретарша предлагает сказать, что вы не занимаетесь ее вопросами и отправить в другую юридическую консультацию.

Вариант 20.

Ф. НИЦШЕ: "ПО ТУ СТОРОНУ ДОБРА И ЗЛА".

План.

1. Общая характеристика творчества знаменитого философа Х1Х век Ф.Ницше.

2. Попытка преодолеть христианский догматизм в работе « Антихристианин».

3. Идея сверхчеловека и возможности не зависеть от моральных норм.

Ситуация:

К вам как к адвокату обращается человек , очень нуждающийся в помощи, ставший жертвой чьих-то интриг, но не имеющий возможности оплатить услуги адвоката.

Вариант 21.

ПРОБЛЕМА МОРАЛЬНОГО ВЫБОРА В ЮРИДИЧЕСКОЙ ЭТИКЕ.

План.

1. Понятие морального выбора и условия его осуществления.

2. Структура морального выбора.

3. Трактовка долга и свободы при осуществлении морального выбора в юридической деятельности.

Ситуация:

В вашем присутствии молодые коллеги постоянно грубо критикуют слова и действия руководителя.

Вариант 22.

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ПРОГРЕССА. МОРАЛЬ И ПОЛИТИКА.

План.

1. Обоснование необходимости нравственного прогресса условиями общественного бытия, социальной практикой людей.

2. Роль отдельных институтов ( трудовые коллективы, семья, школа, церковь,

СМИ и т.д.) в организации нравственного совершенствования общества.

3. Соотношение морали и политики как показатель нравственности государства и общества.

Ситуация: Ваши подчиненные отказываются выполнять ваши распоряжения.

Вариант 23.

СОВЕСТЬ И ДОЛГ КАК МЕХАНИЗМЫ САМОКОНТРОЛЯ ЛИЧНОСТИ.

План.

1. Совесть и долг как категории этики.

2. Роль данных категорий в формировании сознания и самосознания личности.

3. Понятие самоконтроля в этике и его нравственно-психологическая основа.

Ситуация.

Вы замечаете, что настроение ваших коллег изменилось в худшую сторону.

Они перестали общаться друг с другом, ограничивая контакты сугубо профессиональными обязанностями. Все формы вежливости сменила корректность.

Вариант 24.

СМЫСЛ ЖИЗНИ, ИДЕАЛ, СЧАСТЬЕ.

План.

1. Смысл жизни – философско -этическое толкование.

2. Возможность-невозможность построения индивидуальной и всеобщей идеальной модели жизни.

3. Понимание счастья в этике и философии.

Ситуация:

Ваш начальник использует авторитарные методы руководства, унижает чувство собственного достоинства подчиненных.

Вариант 25.

НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЮРИСТА , ЕЕ КОМПОНЕНТЫ И ПОКАЗАТЕЛИ.

План.

1. Общее понятие нравственной культуры.

2. Специфические требования, предъявляемые к нравственной культуре представителей юридических профессий.

3. Показатели нравственной культуры.

Ситуация: Вы получили анонимное письмо об измене вашей(вашего) жены, мужа .

ЧТО ПРОИЗОШЛО ?

( Ситуация )

Какую информацию вы хотели бы получить, чтобы принять решение.

( Оформить в виде вопросов )

1.

2.

3.

Какие вообще возможны альтернативные решения, и каковы их положительные и отрицательные последствия.

А р 1 А р 2 А р 3

П О С Л Е Д С Т В И Я

+ _ + _ + _

Субъективные и объективные О.р.

факторы, влияющие на Вас Учтя все факторы,

( угрызения совести, чувство гордости, сформулируйте

мнение окружающих и т.п. ) окончательное решение.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА

1. Предмет и задачи правовой этики. Этика и мораль.

2.Философско-мировоззренческие проблемы этики.

3.Этика и психология. Психологические "механизмы" индивидуального морального сознания.

4.Проблемы нормативной этики.

5. Понимание истины в этике.

6. Основные исторические этапы развития морали.

7. Этическое учение буддизма.

8. Конфуцианство: учение о "благородном муже".

9. Античная этика как учение о добродетелях.

10. Семь мудрецов о морали.

11. Императив труда в поэме Гесиода "Труды и дни".

12.Этико-политические взгляды Демокрита.

13.Этический рационализм Сократа.

14 . Эпикур: связь счастья с гедонизмом.

15. Мораль и право-общие и отличительные признаки.

16. Мораль и право как формы общественного сознания и дисциплины

17. Этическое значение библейской заповеди любви.

18. Христианская мораль- основа средневековой этики.

19. Фома Аквинский: попытка соединить этику Аристотеля с христианской

догматикой.

20. Эразм Роттердамский о высоком предназначении человека.

21. Социально-договорная концепция нравственности Т. Гоббса.

22. Этика Нового времени. Скептицизм.

23. Естественно-научное психологическое обоснование морали

в трудах Декарта.

24. Дж. Локк о естественных моральных свойствах человека.

25. Руссо о причинах неравенства между людьми.

26. Соотношение морали и других сфер общественной жизни

по И. Канту.

27. Вклад Гегеля в философию морали.

28. Ф. Ницше и его попытка встать "по ту сторону добра и зла".

29. Происхождение морали. Мораль как социальное явление.

30. Структура морального сознания.

31. Нравственная сущность служения государству. Мораль и политика.

32. Проблема морального выбора этике.

33. Понятие о морально-психологическом климате в коллективе.

34. Личность руководителя и стиль руководства.

35. Нравственная культура. Структура нравственной культуры.

36. Взаимосвязь нравственной и правовой культуры с другими видами культуры личности.

37. Проблемы нравственной оправданности и нравственной допустимое в правовой этике.

38. Норма-мера и норма-идеал, их сущность и роль в профессионально деятельности юриста.

39. Моральный поступок как свободное волеизъявление личности.

40. Составные элементы морального поступка.

41. Нравственность личности и правонарушение.

42. Безнравственная сущность преступления.

43. Каналы приобретения нравственных знаний.

44. Золотое правило нравственности.

45. Счастье как этическая категория.

46. Современные исследования об основных источниках человеческого счастья.

47. Цели, задачи и методы нравственного и правового воспитания.

48. Нравственно-правовая культура личности.

49. Факторы-показатели профессионально-нравственной деформации личности юриста.

50. Специфика этики оперативно-розыскной деятельности.

51. Совесть и долг как механизмы самоконтроля личности.

52. Нравственные качества юриста, характеризующие его высокий профессиональный и моральный уровень.

53. Роль нравственных чувств в моральном выборе.

54. Роль юристов в формировании нравственной и правовой культуры населения.

55. Значение личного примера в формировании нравственной и правовой культуры сотрудников органов юстиции.

56. Описать разработанную Вами модель нравственного самовоспитания.

57. Основные принципы и формы служебного этикета.

58. Особенности делового общения с иностранными гражданами.

59. Этические Кодексы сотрудников правоохранительных органов разных

стран.

60. Этика следственной работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аргайл М. Психология счастья: Пер. с англ. / Общ. ред. И вступ. ст. М.В.Кларина.- М.: Прогресс, 1990.- 336с.

2. Берд П. Продай себя! Эффективная тактика улучшения вашего имиджа / Пер.с англ. Т.А.Сиваковой- Мн.: Амалфея, 1997.-208с.

3. Вайт Э.Г. Великая борьба между Христом и Сатаной в течение Христианского Века ( История протестантизма ).- К.: Джерело життя , 1996.- 384с.

4. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса / Вступ. ст., сост. И коммент. В.В. Сапова.- М.: Республика, 1994,-368с

5. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения.- М.: Прогресс,1986.- 396с.

6. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики.- М.: Мысль, 1987,-580с.

7. Діловий етикет: К.: « Альтерпрес », 1998,- 320 с.

8. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика: Учебное пособие и Практикум.- Мн.: « Тетра- Системс » ,1997,-320с

9. Етика ділового спілкування: Курс лекцій / Т.К. Чмут, Г.Л.Чайка та інш. –К.: МАУП.1999.- 208.

10. Кобликов А.С. Юридическая этика. Учебник для вузов.-М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА . М,1999,-168с.

11. Крижан Є.- Орлик Ю . Как себя вести. О правилах приличия. Перевод со словацкого В.С.Андрусовой. – Братислава. : Изд-во ОБЗОР, 1968, -302 с.

12. Криксунова И. Создай свой имидж.- С.-Петербург.: ЛАНЬ, 1997.-173с.

13. Кузнецов, И.П.Левченко и др.; Под ред. Проф. Ю.В.Наумкина.- М.: Закон и право,1999.- 350с.

14. М.Мак-Кей, П.Роджерс, Ю.Мак-Кей.Укрощение гнева- СПб.: Питер Пресс,1997.-352с.

15. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. Учебное пособие / Под ред. А.В.Опалева и Г.В. Дубова.-М.: « Щит – М »,1997,-327с.

16. Психология. Педагогика. Этика. Учебник для вузов / О.В. Афанасьева, В.Ю. 17. Рерих Е.И. Письма Елены Рерих,1929-1938. В 2 т. Мн.: ПРАМЕБ, Т.1.- 1991.-432с.,Т.2.-1992.- 432с.

18. Русский Эрос, или Философия любви в России / Сост. И авт. Вступ. ст. В.П. Шестаков; Коммент. А.Н. Богословского.-М.: Прогресс, 1991.-448с.

19. Словарь по этике / Под. Ред. И.С.Кона.-4-е изд.-М.: Политиздат, 1981,-430 с.

20. Современная энциклопедия. Этикет/ Авт. Сост. Гусев И.Е.- Мн.: Харвест, 1999,-352с.

21. Сумерки богов / Сост. И общ. ред. А.А. Яковлева: Перевод.- М.:Политиздат,1990.-398с.

22. Таранов П.С. Золотая книга руководителя.-М.: ФАИР-ПРЕСС,1999.-496с.

23. Толстой Л. Воскресение.- Кишинев.: « Картя Молдовеняскэ », 1969.-451с.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для студентов 1-го курса заочного отделения

по выполнению контрольных работ по дисциплине

«Правовая этика»

Доц. Шлыкова И.А.

2016 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к выполнению контрольных работ и изучению курса «Правовая этика»

(для студентов заочного отделения, обучающихся по специальности « Правоведение » )

ВВЕДЕНИЕ

Программа курса "Правовая этика" для студентов заочного отделения рассчитана на 6 часов лекционных и 4 часа практических занятий. Итоговый контроль-зачет.

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИОННЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Лекции Кол-во час. Практические

1. Предмет и задачи юридической 2 2 Нравственная допустимость

этики. Историческое развитие правового принуждения в

морали. юридической деятельности.

2. Сущность и структура морали. 2 2 Судебная этика и этика

Проблемы морального выбора следственной работы.

в этике и юридической деятель-

ности.

3.Нравственная культура юриста. 2

Этика деловых отношений и

служебный этикет.

Важнейшим показателем степени усвоения материала лекций и практических занятий, а также эффективности самостоятельной работы студентов-заочников является выполнение ими контрольной работы по выбранной теме. Контрольная работа должна представлять развернутый ответ на теоретический вопрос в соответствии с планом, демонстрировать знание литературы по теме и умение выбирать и выстраивать в логическом порядке аргументы, доказывающие основную мысль рассуждения. В заключительной части должны содержаться выводы или обобщение, отражающие собственную точку зрения на рассматриваемую проблему. Если в формулировке темы есть термины, они должны быть объяснены; если тема посвящена деятельности конкретного мыслителя, то биографические сведения не должны превышать объема введения. Общий объем контрольной работы - 8-10 стр. печатного текста, формат А4, поля слева 30мм, справа- 15мм, нумерация страниц , план и список литературы ( не менее 8-10 источников ) обязательны.

Второй частью контрольной работы является практическое задание, состоящее из краткого описания жизненной ситуации, которую должен проанализировать каждый студент, используя собственный жизненный опыт и нравственные принципы. Результатом успешного анализа ситуации станет принятое им решение, которое одновременно продемонстрирует личностные моральные убеждения студента, его осведомленность о верных и неверных критериях морального выбора, а также укажет на возможные противоречия между моральными ценностями человека и нормами права, которые в конечном счете должны являться для юриста основными при принятии решения.

Все практические задания имеют общее название "Принятие решения" и выполняются по прилагаемой форме:

ЧТО ПРОИЗОШЛО ?

( Ситуация )

Какую информацию вы хотели бы получить, чтобы принять решение.

( Оформить в виде вопросов )

1.

2.

3.

Какие вообще возможны альтернативные решения, и каковы их положительные и отрицательные последствия.

А р 1 А р 2 А р 3

П О С Л Е Д С Т В И Я

+ _ + _ + _

Субъективные и объективные О.р.

факторы, влияющие на Вас Учтя все факторы,

( угрызения совести, чувство гордости, сформулируйте

мнение окружающих и т.п. ) окончательное решение.

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

ТЕМА 1.

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ЭТИКИ. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МОРАЛИ.

ПЛАН

Мораль как предмет этики.

Наши рекомендации