Примерная схема изучения коллектива учащихся класса
Задание 1.
Провести исследование личности и коллектива школьников с использованием банка методик. В результате необходимо составить психологический портрет школьника и психолого-педагогическую характеристику классного коллектива, выявить уровень развития классного коллектива (см. приложения 4-5). На основе проведенного исследования необходимо выделить проблемы и перспективы в развитии коллектива и личности школьников. Форма характеристик (текст) может быть произвольной, в рамках предложенных схем, при этом необходимо пользоваться принятой в учебной литературе психолого-педагогической терминологией. В общих выводах необходимо обобщить основные достоинства и проблемы классного коллектива и личности школьника.
Задание 2.
Изучить одну из выделенных в предыдущем задании психолого-педагогических проблем, используя методы научного исследования, составить план ее решения и проанализировать предполагаемые результаты решения.
Задание 3.
Составить и частично реализовать индивидуальную программу (проект) психолого-педагогической деятельности направленной на решение выявленной проблемы, которая включает: описание объекта, цели и задач, основных направлений работы, форм, методов и технологий, которые могут быть использованы, сроков реализации и участников. Проанализировать полученные результаты и сделать прогноз о дальнейших вариантах решения психолого-педагогической проблемы.
Задание 4.
Подготовить отчет студента о производственной практике по следующей схеме:
1. Отзыв - характеристика с места практики;
2. План работы на период практики (см. приложение 1);
3. Педагогический дневник (см. приложение 2);
4. Диагностические материалы по исследованию класса и отдельной личности школьника (отчет о выполнении задания 2):
Диагностические материалы оформляются следующим образом: цель диагностики, средства ее достижения (название методики, ее автор, процедура проведения, инструкции, содержание), результаты по каждому испытуемому оформляются в виде таблицы, выводы).
№ п/п | Список класса | Используемые методики | Примечание | ||||
Ваня И. | |||||||
Катя Х. |
5. Материалы по описанию психолого-педагогической проблемы, обоснование и описание методов ее исследования, алгоритм решения и анализ предполагаемых результатов.
6. Описание индивидуальной программы психолого-педагогической деятельности (отчет о выполнении задания 3.)
7. Отчет (самоанализ) студента о практике (см. приложение 6).
( в приложение к отчету вложить «Карту оценки сформированности компонентов педагогического мастерства», заполненную методистом или руководителем базы практики – см. приложение 7).
Методические рекомендации по оформлению отчетной документации
Приложение 1
План работы на период практики
№ п/п | Сроки | Мероприятие (формы организации и тема) | Планируемые результаты |
Приложение 2
Педагогический дневник
ФИО:
Факультет, курс, группа:
Место прохождения практики:
В качестве кого работал:
Дата | Основное содержание работы | Формы и методы организации работы | Анализ результатов |
Приложение 3
Схема характеристики учреждения (базы практики)
1. Документы, регламентирующие деятельность учреждения;
2. Связь учреждения с органами управления, образовательными и социально-педагогическими учреждениями, учреждениями здравоохранения, внутренних дел и т.п.;
3. Материальная база учреждения;
4. Кадровый состав;
5. Основные направления деятельности учреждения;
6. Инновации;
7. Общие выводы.
Приложение 4
Рекомендации для анализа детского коллектива
Характеристика детского коллектива в группе (классе): включает несколько разделов: общие сведения о классе, психологическая структура класса, характеристика лидеров класса, характеристика взглядов, интересов, убеждений школьников, характеристика уровня развития класса как коллектива.
1. Число детей в группе (классе).
2. Половозрастной состав класса.
3. Характеристика отношений в коллективе (с лидерами, наличие предпочитаемых, принятых, отвергаемых детей; деловые и личностные отношения между членами коллектива).
4. Коллективные творческие дела и традиции.
5. Уровень организованности, активности, работоспособности коллектива.
6. Характеристика общения членов коллектива.
7. Положительный опыт жизнедеятельности коллектива.
Примерная схема изучения коллектива учащихся класса
1. Общие сведения о коллективе учащихся (когда был сформирован класс; количество учащихся, из них мальчиков и девочек; распределение учащихся по успеваемости и т.д.).
2. Характеристика деловой (формальной) структуры коллектива класса:
• сплоченность и организованность учащихся класса (отношение школьников к педагогическим требованиям; наличие в коллективе общественного мнения, проявление взаимной требовательности и взаимопомощи; традиции класса, их влияние на воспитание учащихся);
• актив класса (инициативность и ответственность активистов, отношение к требованиям учителя, статус в коллективе учащихся; требовательность к себе и другим членам коллектива, умение организовать совместную деятельность и взаимоконтроль).
3. Характеристика личностной (неформальной) структуры класса (наличие в классе неформальных лидеров, их влияние на класс и отдельных учащихся; наличие «отверженных», причины их отвержения; наличие неформальных группировок, направленность их деятельности, основа объединения учащихся в группировки, степень их заинтересованности в делах класса; особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками; проявление товарищества и дружбы между учащимися класса и т.д.).
4. Содержание коллективной деятельности класса:
• учебно-познавательная деятельность учащихся (общая характеристика успеваемости учащихся по отдельным
предметам, организация взаимопомощи в учебной деятельности, дисциплина на уроках, отношение к выполнению домашних учебных заданий, степень самостоятельности в выполнении домашней учебной работы и т.д.);
• внеучебная деятельность учащихся (виды совместной деятельности и участие в ней школьников; проявление учащимися активности и самостоятельности во внеучебной деятельности; участие школьников в кружках и спортивных секциях, творческих коллективах; посещение учащимися класса учреждений дополнительного
образования и т.д.).
5. Общие выводы:
• характеристика уровня развития коллектива класса;
• предложения по дальнейшему формированию коллектива учащихся.
Вопросы для беседы с активом класса
1. Интересно ли вам жить и учиться в вашем классе?
2. Что Вас здесь привлекает?
3. Какие интересные традиции сложились в вашем коллективе?
4. Насколько активны ребята в коллективных делах?
5. Что вы можете сказать о характере отношений ребят в вашем коллективе?
6. К чему вы все стремитесь?
7. Как помогаете школе, сверстникам, родителям?
№ | Автор | Название методики | Цель |
1. | Методики диагностики сформированности коллектива | ||
2. | Профессор А. Н. Лутошкин | Методика «Какой у нас коллектив» | Определить степень удовлетворенности учащихся своим коллективом. |
3. | Модифицированный вариант методики О. В. Лишина | Методика «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива» | Определить мотивы участия учащихся в совместной деятельности. |
4. | Модификация теста Дж. Морено | Социометрия | Изучить состояние эмоционально-психологических отношений в детской общности и положение в них каждого ребенка. |
5. | Составлена по кн.: Фридман Л. М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988 | Методика «Наши отношения» | Выявить степень удовлетворенности подростка различными сторонами жизни коллектива. |
6. | По М. Орлову, В.И. Шкуркину и Л.П. Орловой | Методика исследования мотивации общения | Изучение степени заинтересованности человека выражать свое отношение к миру и к самому себе как к общественному существу. |
7. | По Л.Г. Жедуновой | Методика "Психологическая атмосфера в коллективе" | Изучить психологическую атмосферу в коллективе. |
8. | По М.И. Рожкову | Методика "Определение уровня развития самоуправления в ученическом коллективе" | Определить уровень развития ученического самоуправления. |
9. | Подготовлена профессором Л.В. Байбородовой | Анкета для старшеклассников | Определить состояние взаимодействия педагогов и учащихся в школьном коллективе, а также динамику его развития. |
10. | Подготовлена профессором Л.В. Байбородовой | Методика для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия | Определить представления школьника о его взаимодействии с педагогом, выявить существующие проблемы в межличностном взаимодействии педагога с детьми. |