Алгоритм решения учебно-профессиональных задач
Отчет о педагогической практике
Студента
Факультет группа
Период прохождения педагогической практики
с «…..» 2007г. по «…..» 2007г.
База педагогической практики:
Общеобразовательное учреждение:
Адрес:
Класс:
Директор школы
Учитель-предметник
Классный руководитель
Групповой руководитель
Руководитель
по кафедре педагогики
Информационный листок
Постарайтесь на этой странице отразить свое отношение к предстоящей педагогической практике.
Педагогическая практика необходима в моей профессиональной подготовке для
Я ожидаю, что педагогическая практика
Я хотел (а) бы научиться
Мои слабые стороны, которые мне будут мешать
Мои сильные стороны, которые мне будут помогать
Мои переживания связанны
Я думаю, что смогу достигнуть
Ознакомление с системой учебно-воспитательной работы школы
Из беседы с администрацией школы, с учителями самостоятельно получите информацию об особенностях педагогического процесса в школе и зафиксируйте её в следующем порядке:
Вид учебного заведения
Основные направления в работе школы
Школа в своей работе использует инновации
Особенности воспитательной системы и традиций школы
Реализация идей модернизации в школе:
Знакомство с деятельностью классного руководителя
1. Направления в работе (выясняются из беседы с классным руководителем)
Знакомство с деятельностью учителя-предметника
Особенности программы, по которой работает учитель
Перечень учебно-методических пособий, дидактических материалов, которыми пользуется учитель
Технологии обучения, применяемые на уроках
Задание.Вам необходимо, в предложенной ниже таблице фиксировать различные достижения и затруднения, которые у Вас были в процессе педагогической практики.
Достижения
Достижение | Что помогло мне его достичь? | Кто помог мне его достичь? | Как оно отразилось на моей дальнейшей деятельности? |
Затруднения
Затруднение | Почему возникло затруднение? | Каков способ его преодоления? | Кто помог его преодолеть? | Как я понял, что затруднение преодолено? |
Итоги педагогической практики
Вот и закончилась педагогическая практика
Мне расставаться со школой и ребятами.
Педагогическая практика оказалась для меня
Мне понравилось
Самым интересным было
Было тяжело трудно
Педагогическая практика научила меня
Для меня стало открытием
Моя самостоятельность проявилась в
Мне предстоит работать над
Педагогическая практика в вузе должна быть».
Далее в отчете прилагаются продукты решения учебно-профессиональных задач.
УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
Задача 1.
Обобщенная формулировка задачи. Современный учитель в условиях модернизации образования должен уметь отбирать в соответствии с заданными целями диагностический инструментарий изучения индивидуальных особенностей как коллектива в целом, так и отдельного учащегося в частности.
Контекст решения задачи. Вы проходите педагогическую практику. Прежде чем начать строить образовательный процесс, вам необходимо изучить особенности коллектива учащихся, к которому Вы прикреплены.
Ключевые задания, которые приведут к решению.
§ Ознакомьтесь с теоретическими вопросами: понятие коллектив, его структура, особенности формирования. Воспользуйтесь для этого различными источниками, в том числе и Интернет-ресурсами.
§ На основе беседы с классным руководителем и наблюдения определите особенности данного коллектива.
§ Подберите диагностические методики изучения особенностей коллектива учащихся.
§ Определите, на каком этапе развития находится класс, к которому Вы прикреплены.
Продукт решения задачи:
Программа изучения коллектива учащихся.
«Копилка» диагностических методик.
Рекомендации по использованию конкретных диагностических методик, представленных в программе изучения коллектива учащихся.
Вариант решения задачи:
Особенности детского коллектива (характеристики) | Примеры педагогических ситуаций | Диагностические методики, выявляющие эти характеристики | Рекомендации по использованию диагностических методик |
1. 2. 3. … |
Задача 2.
Обобщенная формулировка задачи. Для того чтобы профессиональная деятельность учителя была успешной, он должен строить образовательный процесс исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
Контекст решения задачи. Класс, к которому Вы прикреплены на период педагогической практики, состоит из учащихся определенного возраста. Прежде чем начать строить образовательный процесс, вам необходимо изучить индивидуальные особенности учащихся.
Ключевые задания, которые приведут к решению:
§ Ознакомьтесь с теоретическими вопросами: понятие возраст, возрастные особенности детей. Воспользуйтесь для этого различными источниками, в том числе и Интернет.
§ На основе беседы с классным руководителем и наблюдения определите индивидуальные особенности учащихся.
§ Составьте рекомендации по учету индивидуальных особенностей учащихся в их учебной деятельности.
Продукт решения задачи:
Карта индивидуальных особенностей учащегося определенного возраста.
Рекомендации по взаимодействию с учащимися определенного возраста.
Вариант решения задачи:
Индивидуальные особенности учащихся | Характер проявления особенностей в учебной деятельности | Примеры педагогических ситуаций | Рекомендации по учету этих особенностей в учебной деятельности учащихся |
1. 2. … |
Задача 3.
Обобщенная формулировка задачи. Современному учителю за короткое время, отведенное для проведения урока, приходиться достигать целей и задач урока. При этом важно отследить обратную связь о достижении учащимися целей урока.
Контекст решения задачи. В процессе педагогической практики Вам необходимо осуществлять планирование и прогнозирование совместных действий с учащимися на уроке.
Ключевые задания, которые приведут к решению:
§ Напишите основные виды деятельности учащихся на уроке.
§ Спрогнозируйте результат каждого Вашего действия.
§ Предвидьте результаты действий учащихся на Ваши действия.
§ Проведите урок и проанализируйте продуктивные и непродуктивные приемы в своей деятельности на уроке.
Продукт решения задачи:
План системы действий учителя и учащихся на уроке.
Приемы продуктивной работы учителя на уроке.
Вариант решения задачи:
Этап урока | Действие учителя | Показатели результативности действий учителя |
Этап урока | Продуктивные приемы в работе учителя | Непродуктивные приемы в работе учителя | Рекомендации |
Задача 4.
Обобщенная формулировка задачи. Современный учитель в условиях модернизации образования должен владеть различными способами оценивания достижений учащихся. Общепринятая пятибалльная система оценок является не достаточным способом оценивания продвижения учащегося в учебном предмете.
Контекст решения задачи. В процессе педагогической практики Вам необходимо оценивать достижения учащимися целей освоения учебного материала.
Ключевые задания, которые приведут к решению:
§ Определите теоретические источники решения задачи, выделите в них теоретическое знание об оценивании достижений учащихся, позволяющем формировать у них адекватную самооценку.
§ Познакомьтесь с существующей практикой оценивания достижений учащихся в данном классе.
§ Наметьте несколько вариантов решения задачи.
§ Проконсультируйтесь со своими сокурсниками о целесообразности выбора конкретного варианта и критериев оценивания учащихся, позволяющего формировать у них адекватную самооценку.
Продукт решения задачи:
Критерии оценивания освоения учащимися содержания учебного материала.
Правила оценивания достижений учащихся определенного возраста.
Вариант решения задачи:
Критерии оценивания | Параметры оценивания достижений учащегося |
1. 2. … |
Правила построения оценочных ситуаций | Примеры педагогических ситуаций |
1. 2. … |
Задача 5.
Обобщенная формулировка задачи. Современный учитель — это педагог, способный вариативно использовать формы и технологии взаимодействия с коллективом учащихся для решения определенной профессиональной задачи. Одной из функций классного руководителя является организация воспитательной деятельности с учащимися. Сегодня учителю при проведении воспитательных дел с учащимися важно включить в активную деятельность каждого ребенка.
Контекст решения задачи. Вам необходимо провести воспитательное дело в классе, к которому прикреплены, при этом, все учащиеся должны быть задействованы в нем.
Ключевые задания, которые приведут к решению:
§ Соберите информацию, необходимую для решения задачи. Проанализируйте источники, содержащие информацию об организации воспитательной деятельности.
§ На основе найденной информации оцените возможности использования различных форм организации воспитательного дела в классе, к которому Вы прикреплены.
§ Выявите основные интересы и потребности учащихся.
§ Определите форму воспитательного дела и его тематику.
§ Узнайте ожидания учащихся от предстоящего воспитательного дела.
§ Составьте общий план (план-конспект) проведения выбранной формы организации воспитательного дела.
§ Проведите воспитательное дело и проанализируйте его.
Продукт решения задачи:
Анкета, выявляющая интересы и потребности учащихся.
План-конспект (сценарий) воспитательного дела, с выделением формы включения учащихся в активную деятельность во время его организации.
План анализа воспитательного дела.
Вариант решения задачи:
План анализа воспитательного дела:
· из каких оснований выбиралось дело;
· какая организация работы предшествовала делу;
· какова была реакция детей на предложение провести дело;
· наличие инициативной группы или отдельных участников;
· анализ положительных и негативных его итогов;
· собственные предложения.
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ
1. Внимательно прочитайте обобщенную формулировку задачи и осмыслите для себя её содержание.
2. Выделите, какую профессиональную задачу требуется решить. Поставьте цели, достижение которых способствует разрешению установленной профессиональной задачи.
3. Проанализируйте данные в тексте задачи и конкретизируйте содержание задачи с реальными условиями образовательного учреждения, в котором вы проходите педагогическую практику.
4. Проанализируйте перечень заданий, выполнение которых позволит Вам решить задачу с точки зрения их достаточности. Если необходимо, дополните данный перечень или составьте свой.
5. Представьте список видов деятельности, которые необходимо Вам осуществить для решения данной задачи.
6. Разработайте варианты решения задачи, опираясь на перечень заданий, данных преподавателем или собственный план действий.
7. Определите критерии оценки решения задачи.
8. Выберите вариант решения задачи, на основе выбора из возможных вариантов решения задачи оптимального, на основе предполагаемой результативности. Проанализируйте еще раз процесс решения задачи, начиная с п.1. Если возможно, внесите коррективы в решение задачи.
9. Оцените свои возможности, свою профессиональную компетентность для решения данной задачи. Особое внимание обратите на то, насколько Вы владеете теоретической базой, необходимой для решения задачи.
10. Обратите внимание на то, в виде какого «продукта», необходимо представить решение поставленной профессиональной задачи.
11. Оформите полученный «продукт» решения задачи на бумажном и /или электронном носителе.
12. Реализуйте выбранный вариант решения учебно-профессиональной задачи в процессе педагогической практики.
13. Осуществите рефлексию процесса решения Вами конкретной профессиональной задачи.