Выбор темы научного исследования
Тема научно-исследовательской работы может быть отнесена к определенному научному направлению или к научной проблеме. Под научным направлением понимается наука, комплекс наук или научных проблем, в области которых ведутся исследования. Например, научные исследования, выполняемые юристами, охватываются общим направлением «юриспруденция» (юридические науки). Внутри его можно выделить конкретные направления, основой которых являются специальные юридические науки: конституционное право, гражданское право, уголовный процесс и т.д.
Научная проблема - это совокупность сложных теоретических и (или) практических задач; совокупность тем научно-исследовательской работы. Проблема может быть отраслевой, межотраслевой, глобальной. К примеру, проблема борьбы с наркотизмом является не только межотраслевой, но и глобальной, поскольку затрагивает интересы мирового сообщества.
Научная тема - это сложная, требующая решения задача. Темы могут быть теоретическими, практическими и смешанными.
Теоретические темы разрабатываются преимущественно с использованием литературных источников. Примеры подобных тем: правовое государство, право и нравственность, понятие и виды юридической ответственности, социальная ценность и оценка в уголовном праве.
Практические темы разрабатываются на основе изучения, обобщения и анализа следственной, судебной, прокурорской и иной практики. Например, такими темами являются: криминологическая характеристика краж чужого имущества; проблемы расследования преступлений, скрытых инсценировками; судебная практика по делам о превышении пределов необходимой обороны.
Смешанные темы сочетают в себе теоретический и практический аспекты исследования. К примеру, к ним можно отнести следующие уголовно-правовые и криминологические темы: борьба с терроризмом и захватом заложников; преступные посягательства в сфере труда; криминологическая безопасность корпораций; групповая преступность; крими-
84 См.: Социология права: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Сырых. М., 2001. С. 351.
нальный наркотизм в Российской Федерации и особенности его проявления в Южно-Уральском регионе.
Тема научно-исследовательской работы, в свою очередь, может охватывать некоторый круг вопросов. Под научным вопросом понимается мелкая задача, относящаяся к определенной теме. Например, тема борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ может распадаться на следующие вопросы: общественная опасность нар-котизма; криминологическая характеристика распространения наркотиков и наркотизма в России; причины и условия распространения наркотиков и наркотизма; личность наркомана; уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ.
Считается, что правильный выбор темы работы наполовину обеспечивает успешное ее выполнение.
Темы курсовых и выпускных квалификационных работ (дипломных сочинений, магистерских диссертаций) определяются кафедрами. Тематика должна соответствовать программам курсов учебных дисциплин и учебным планам. При ее составлении целесообразно учитывать сложившиеся на кафедрах научные направления и возможность обеспечения студентов квалифицированным научным руководством. Желательно добиваться того, чтобы темы обладали актуальностью, новизной, практической и теоретической значимостью.
Темы выпускных квалификационных работ должны доводиться до сведения студентов в начале последнего года обучения, но не позднее, чем за полгода до начала итоговой аттестации. Студентам предоставляется право выбора темы вплоть до предложения своей с необходимым обоснованием ее разработки. При выборе темы рекомендуется учитывать: ее актуальность, новизну, теоретическую и практическую значимость, соответствие профилю работы после окончания вуза, наличие или отсутствие литературы и практических материалов, наработки самого студента по теме в виде курсовых работ и научных докладов, а также интерес студента к выбранной теме, его субъективные возможности провести необходимые исследования.
Выбор темы могут облегчить консультации с преподавателями и профессорами, ознакомление с литературой по избранной специальности, пересмотр уже известных юридической науке положений и выводов под новым углом зрения. Так, по теории уголовного наказания имеется немало работ и, казалось бы, все изучено и едва ли можно сказать что-либо новое. Но вот проф. В.А. Никонов в своей книге, посвященной уголовному наказанию, пересмотрел понятие наказания с точки зрения уголовного закона, рассмотрел сущность наказания с точки зрения христианства, наказание и наказываемость - с точки зрения филологии, его функции и цели - с точки зрения теории связи, обще-
предупредительное влияние наказываемости - с точки зрения математической статистики, наказание и преступление - с точки зрения теории измерения и, наконец, уголовно-правовую норму - с точки зрения символической логики85.
Выбрав тему письменной работы, студенту необходимо встретиться с предполагаемым научным руководителем и получить его согласие на руководство ее выполнением. Для закрепления за ним выбранной темы дипломной работы (магистерской диссертации) студент должен написать заявление по установленной вузом форме (см. прил. 3). Эта тема, а также научный руководитель утверждаются приказом ректора учебного заведения. По отдельным частям работы, если, например, в ней будут рассматриваться междисциплинарные вопросы, относящиеся к различным отраслям права, дипломнику могут быть назначены научные консультанты. Научными руководителями (консультантами) назначаются, как правило, профессора и преподаватели, имеющие ученую степень или ученое звание, а в отдельных случаях опытные высококвалифицированные юристы - работники судов, прокуратуры, органов внутренних дел и других организаций.
Научный руководитель:
1) выдает студенту задание на выполнение дипломной работы (см.
прил. 4);
2) помогает студенту составить план работы;
3) рекомендует основную литературу, справочные и архивные мате
риалы;
4) консультирует относительно выбора методов исследования, сбора,
обобщения и анализа материалов практики, оформления работы;
5) контролирует выполнение задания;
6) проверяет выполненную работу, составляет на нее отзыв.
§ 2. ПЛАНИРОВАНИЕ НА УЧНО-ИССЛЕДОВА ТЕЛЬ СКОЙ РАБОТЫ
Планирование научно-исследовательской работы имеет важное значение для ее рациональной организации.
Научно-исследовательские организации и образовательные учреждения разрабатывают планы работы на год на основе целевых комплексных программ, долгосрочных научных и научно-технических программ, хозяйственных договоров и заявок на исследования, представленных заказчиками. Например, при планировании научных исследований уголовно-правового, уголовно-процессуального, криминалистического и криминологического характера научно-исследовательские учреждения МВД, Минюста, Генеральной прокуратуры РФ, других министерств, комитетов
85 См.: Никонов В.А. Уголовное наказание. Поиск истины. Тюмень, 2000.
и служб должны были учесть мероприятия, содержащиеся в Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 2001 - 2003 гг., в специальных федеральных целевых программах, посвященных, в частности, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту. Аналогичные программы приняты и субъектами РФ. Так, в Областной комплексной программе по усилению борьбы с преступностью в Челябинской области на 2001 - 2003 гг. предусмотрены мероприятия научно-исследовательского характера. В частности, Челябинскому государственному университету и Челябинскому юридическому институту МВД РФ поручено провести социологические исследования по оценке населением состояния преступности и влияния правоохранительных органов на ее снижение.
Научная работа кафедр учебных заведений организуется и проводится в соответствии с планами работы на учебный год. Профессора, преподаватели и аспиранты выполняют научно-исследовательские работы по индивидуальным планам.
Планируется и научно-исследовательская работа студентов. Планы работы учебных заведений и кафедр могут содержать соответствующий раздел о НИРСе. По планам работают студенческие научные кружки и проблемные группы.
В научно-исследовательских и образовательных учреждениях по темам научно-исследовательских работ составляются рабочие программы и планы-графики их выполнения. При подготовке монографий, учебников, учебных пособий и лекций разрабатываются планы-проспекты этих работ.
Рабочая программа- это изложение общей концепции исследования в соответствии с его целями и гипотезами. Она состоит, как правило, из двух разделов: методологического и процедурного.
Методологический раздел включает:
1) формулировку проблемы или темы;
2) определение объекта и предмета исследования;
3) определение цели и постановку задач исследования;
4) интерпретацию основных понятий;
5) формулировку рабочих гипотез.
Формулировка проблемы (темы) - это определение задачи, которая требует решения. Проблемы бывают социальные и научные. Социальная проблема - это противоречие в развитии общественной системы или отдельных ее элементов. К таким проблемам можно отнести недостаточную эффективность отдельных норм права, многочисленные нарушения прав граждан, коррумпированность чиновников, рост преступлений, связанных с оборотом наркотических средств, и др.
Научная (гносеологическая) проблема - это противоречие между
знаниями о потребностях общества и незнанием путей и средств их удовлетворения. Такие проблемы решаются путем создания теории, выработки практических рекомендаций. Например, научной проблемой является разработка теоретических основ борьбы с организованной преступностью.
Определение объекта и предмета исследования. Объект исследования -это то социальное явление (процесс), которое содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию. Предмет исследования - это те наиболее значимые с точки зрения практики и теории свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению. Например, если тема научной работы посвящена уличной преступности, то объектом исследования является уличная преступность как негативное социальное явление и самостоятельный вид преступности, а предметом - основные ее свойства, причины и условия, личность уличного преступника, виктимологические факторы, способствующие совершению преступлений на улицах городов, и другие ее стороны.
Определение цели и задач исследования. Цель исследования - это общая его направленность на конечный результат. Задачи исследования -это то, что требует решения в процессе исследования; вопросы, на которые должен быть получен ответ. Например, в докторской диссертации М.П. Клейменова, посвященной уголовно-правовому прогнозированию, сформулированы следующие цели и задачи. Научная цель - создание теоретических основ уголовно-правового прогнозирования. Прикладная цель -прогностическое обоснование концепции уголовно-правовой борьбы с преступностью, уголовного правотворчества и правоприменительной деятельности. Этим целям соответствуют задачи: 1) определение предмета уголовно-правового прогнозирования; 2) разработка методологии и характеристика методики прогнозирования; 3) раскрытие механизма прогнозирования; 4) установление роли и значения прогнозирования в уголовном правотворчестве; 5) разработка предложений по совершенствованию уго-ловно-правового регулирования и др.
Интерпретация основных понятий - это истолкование, разъяснение значения основных понятий. Существуют теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий. Теоретическое истолкование представляет собой логический анализ существенных свойств и отношений интерпретируемых понятий путем раскрытия их связей с другими понятиями87. Например, понятие «юридическая ответственность» имеет десятки определений. Поэтому требуется решить, какое из них можно употребить в данном исследовании.
См.: Клейменов М.П. Уголовно-правовое прогнозирование: Автореф. дис ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1992. С. 5. 87 См.: Социология права. С. 309.
Эмпирическая интерпретация - это определение эмпирических значений основных теоретических понятий, перевод их на язык наблюдаемых фактов. Эмпирически интерпретировать понятие - это значит найти такой показатель (индикатор, референт), который отражал бы определенный важный признак содержания понятия и который можно было бы измерить. Предположим, изучается практика квалификации хищений по признаку «с причинением значительного ущерба гражданину». Какое содержание вкладывается в понятие значительного ущерба гражданину? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определить эмпирическое значение названного понятия.
Формулировка рабочих гипотез. Гипотеза как научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, является важным инструментом успешного решения исследовательских задач. Программа исследования может быть ориентирована на одну или несколько гипотез. Различают гипотезы: описательные, объяснительные и прогнозные, основные и неосновные, первичные и вторичные, гипотезы-основания и гипотезы-следствия 88.
Процедурный раздел рабочей программы включает:
1) принципиальный план исследования;
2) изложение основных процедур сбора и анализа эмпирического мате
риала.
Конкретное научное исследование осуществляется по принципиальному плану, который строится в зависимости от количества информации об объекте исследования. Планы бывают разведывательные, аналитические (описательные) и экспериментальные.
Разведывательный план применяется, если об объекте и предмете исследования нет ясных представлений и трудно выдвинуть рабочую гипотезу. Цель составления такого плана - уточнение темы (проблемы) и формулировка гипотезы. Обычно он применяется, когда по теме отсутствует литература или ее очень мало.
Описательный план используется тогда, когда можно выделить объект и предмет исследования и сформулировать описательную гипотезу. Цель плана - проверить эту гипотезу, описать факты, характеризующие объект исследования.
Экспериментальный план включает проведение социального (правового) эксперимента. Он применяется тогда, когда сформулированы научная проблема и объяснительная гипотеза. Цель плана - определение причинно-следственных связей в исследуемом объекте.
В процедурной части программы обосновывается выбор методов ис-
88 См.: Социология права. С. 312 - 317.
следования, показывается связь данных методов с целями, задачами и гипотезами исследования. При выборе того или иного метода следует учитывать, что он должен быть: а) эффективным, т.е. обеспечивающим достижение поставленной цели и необходимую степень точности исследования; б) экономичным, т.е. позволяющим сэкономить время, силы и средства исследователя; в) простым, т.е. доступным исследователю соответствующей квалификации; г) безопасным для здоровья и жизни людей; д) допустимым с точки зрения морали и норм права; е) научным, т.е. имеющим прочную научную основу.
Студенты вузов рабочие программы научных исследований не разрабатывают, но планы подготовки учебных работ они составлять обязаны. План магистерской диссертации, дипломной или курсовой работы должен содержать введение, основную часть, разбитую на главы и параграфы (вопросы), и заключение. Он может быть простым или сложным. Простой план содержит перечень основных вопросов. В сложном плане каждая глава разбивается на параграфы. Иногда составляют комбинированный план, где одни главы разбиваются на параграфы, а другие оставляют без дополнительной рубрикации.
При составлении плана следует стремиться, чтобы: а) вопросы соответствовали выбранной теме и не выходили за ее пределы; б) вопросы темы располагались в логической последовательности; в) в него обязательно были включены вопросы темы, отражающие основные аспекты исследования; г) тема была исследована всесторонне.
План не является окончательным и в процессе исследования может меняться, т.к. могут быть найдены новые аспекты изучения объекта и решения научной задачи.
Чтобы упорядочить основные этапы научно-исследовательской работы в соответствии с планом (программой) исследования, календарными сроками, материальными затратами, составляется рабочий план (план-график) выполнения работ (прил. 5).
Студент должен уметь так выстроить логическую очередность выполнения работ, чтобы она в установленные сроки привела к достижению поставленной цели и решению научной задачи. В работе необходимо выделить главное, на чем следует сосредоточить внимание в данный момент, но вместе с тем нельзя упускать из поля зрения детали. «Научиться не только смотреть, но и видеть, замечать важные частности, большое - в малом, не уклоняясь от намеченной главной линии исследования, - это очень важное качество ученого»89.
89 Приходько П.Т. Тропой науки. М., 1969. С. 22.