Глава 1. Психолого-педагогические основы использования проектной технологии при обучении младших школьников
Педагогические условия использования проектной технологии при обучении младших школьников математике.
Курсовая работа
.
.
Содержание
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Психолого-педагогические основы использования проектной технологии при обучении младших школьников.
1.1. Сущность проектной технологии и ее значение при обучении младших школьников математике……………………………………………………...7
1.2. Педагогические условия использования проектной технологии при обучении младших школьников…………………………………………....15
Глава 2. Методические основы использования проектной технологии при обучении младших школьников математике.
2.1. Условия применения проектной технологии при обучении младших школьников математике………………………………………………………...18
2.2. Выявление уровня сформированности операции обобщения при выполнении проекта младшими школьниками на уроке математики (диагностика)…………………………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………41
Библиографический список…………………………………………………….43
Введение
В современном обществе существует потребность в активных деятельностных людях, которые могли бы адаптироваться в меняющихся условиях труда, способных к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию. Для выполнения данного социального заказа педагоги обращаются к различным методам обучения, которые сочетают интересы общества и личности. В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов.
Джон Дьюи в начале ХХ века использовал метод проектов в прагматической педагогике для организации целесообразной деятельности детей с учетом их личных интересов.
В 20-х гг. ХХ в. метод проектов привлек внимание советских педагогов. Сторонники метода проектов в Советской России В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев провозгласили его единственным средством преобразования «школы учебы в школу жизни», с помощью которого приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся. Метод проектов подразумевает выполнение учениками под руководством учителя творческого проекта, результатом которого является решение задачи. Деятельность учащихся по выполнению проекта от постановки задачи до ее полного решения является проектной деятельностью. В целом результатом проектной деятельности является не только решение поставленной задачи, но главное - интенсивное развитие интеллектуальных, коммуникативных и творческих качеств школьников.
Проектная деятельность школьников не только развивает ребенка, но и выполняет важную дидактическую задачу. Помимо обучения, воспитания и развития учащихся, она снижает противоречие двух ведущих составляющих процесса обучения: естественно-научной и гуманитарной. Навыки проектирования необходимы в любой деятельности, каждый день и всю жизнь.
В конце ХХ века человечество вступило в стадию развития, получившую название постиндустриальное или информационное общество. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности - игры, изменяются и его любимые герои и увлечения.
Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка тем равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. Терпеливый товарищ и мудрый наставник, творец сказочник миров и персоналий, вершина интеллектуальных достижений человечества, компьютер играет все большую роль в досуговой деятельности современных детей и в формировании их психофизических качеств и развитии личности. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения.
Цель исследования: Выявить педагогические условия использования проектной технологии при обучении младших школьников математике.
Объект исследования: Использование проектной технологии при обучении младших школьников.
Предмет исследования: Педагогические условия использования проектной технологии при обучении младших школьников математике
Гипотеза исследования: Использование проектной технологии при обучении младших школьников будет успешным, если учитель:
- организует выполнение проекта по этапам: подготовительный, организационный, исполнительский, практический, заключительный;
- формирует операции обобщения и систематизации;
Задачи исследования:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме использования проектной технологии при обучении младших школьников математике.
2) Выявить сущность понятий «метод проектов», «проектная технология».
3) Обосновать условия применения проектной технологии при обучении младших школьников математике.
4) Подобрать диагностику по определению уровня сформированности младших школьников операции обобщения;
Методические основы исследования:
- теоретические основы практического применения метода проектов
Дж. Дьюи, У. Кил-Патрика, Э. Коллингса.
- методические основы обучения в образовательной программе
«Школа России».
Методы исследования:
· теоретические:
-анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы;
- анализ и обобщение экспериментальных данных, формулирование выводов и практических рекомендаций по теме исследования;
· эмпирические:
- изучение продуктов деятельности учащихся;
- диагностики;
· методы обработки данных:
- количественно-статистический (обработка числовых данных, построение схем, таблиц, гистограмм)
- качественный (дифференциация полученного материала по уровням, группам и т.п.)
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятий «метод проектов», «проектная технология», в обосновании этапов выполнения метода проектов при обучении младших школьников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы учителями начальных классов в учебном процессе, а также преподавателями и студентами педагогических специальностей вузов.
Экспериментальная база исследования: МОУ СОШ с. Арыг-Узуу Улуг- Хемского кожууна Республики Тыва.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Глава 1. Психолого-педагогические основы использования проектной технологии при обучении младших школьников.