Задачи развития речи дошкольников и коррекции ее недостатков
В процессе речевого развития детей педагоги решают систему задач, касающихся 1) обучения, 2) воспитания, 3) развития и коррекции. В программах воспитания и обучения практически неизменными остаются задачи методики развития речи:
1. Развитие лексического строя речи.
2. Формирование грамматического строя речи.
3. Воспитание звуковой культуры речи.
4. Развитие связной речи.
5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи.
6. Воспитание интереса и любви к родному языку, художественному слову.
Следует отметить, что каждая из 6-и глобальных методических задач предполагает решение задач обучения, воспитания, развития и коррекции. Подтвердим это положение примером решения задач словарной работы.
В ходе лексической работы осуществляется обучение использованию в общении новых слов в соответствии с их значением; воспитание лексическими средствами эстетических, этических, нравственных и других представлений и эталонов у детей; развитие процессов восприятия и представлений у детей при ознакомлении с окружающим миром, освоении свойств и качеств предметов; развитие мышления и памяти – на основе углубления знаний о предметах и явлениях, установления сходства, различий и обобщения предметов и явлений по существенным признакам, освоение системы понятий; коррекция недостатков лексической стороны речи заключается в восполнении недостаточности лексического состава (количественного, предикативного, атрибутивного словаря; некоторых лексических пластов, тематического словаря) в импрессивной и экспрессивной речи; в устранении трудностей освоения семантики слов, в актуализации слов из пассивного словаря.
- При планировании отборе содержания для занятий с детьми педагоги ориентируются на программные требования, в соответствии с которыми формируются задачи развития и воспитания правильной речи.
Основные задачи имеют системообразующий характер и решаются с помощью различныз средств, с учётом возраста детей, особенностей образовательной и воспитывающей среды на протяжении дошкольного детства.
Задачи словарной работы
1. Обогащение словаря ребенка.
Решение этой задачи связано с количественным наполнением словаря, необходимого для общения; с освоением сознательно закрепленной семантики слов; с овладением понятиями, различными степенями обобщений, выраженного в слове; усвоением не только новых слов, но и новых значений известных слов; увеличение количества экспрессивного словаря за счет употребления однокоренных слов результат (освоения функции словообразования); использование слов за счёт проникновения в образный строй языка.
2. Уточнение словарного состава.
Решение этой задачи связано с широкой сферой словарной работы – развитием и обогащением семантического строя речи, уточнением и расширением пассивного и активного словаря. Лексическая работа направлена на уточнение значений слов, соотнесение смысла слова со звучанием; на устранение недостатков, связанных с употреблением детьми слов в несвойственном им значении, с неточным по значению отбором слов в процессе общения. В лексической работе используются включение и анализ слова в контексте, сопоставление близких по значению слов, языковые наблюдения рядов синонимов, пар антонимов, паронимов. Речевая работа направлена также на усвоение лексической сочетаемости слов, многозначности, развитие лексической гибкости, точности, выразительности.
3. Активизация и актуализация словаря ребенка
Условием результативности решения данной задачи связано с необходимостью формирования у детей потребностно-мотивационной сферы, мотивации общения, повышения речевой активности. Процесс активизации словаря связан с актуализацией (необходимостью использования в данной коммуникативной ситуации) импрессивного(пассивного) словарного запаса в экспрессивной (активный) запас слов. Это эффективно в ситуациях естественного общения, в игре, в сопровождающей практическую деятельность речи, в специально подобранных упражнениях.
4. Устранение из активной речи детей нелитературных слов
К, сожалению, решение этой задачи в последнее время не теряет актуальности. В меньшей степени это касается диалектизмов и просторечной лексики в детской речи. Устранение бранной, ненормативной, грубой лексики – задача не столько методическая, сколько воспитательная. Средствами решения этой задачи является прежде всего культура семейного воспитания, образовательной среды, культура речи взрослых и, прежде всего, педагога. Авторитет педагога вызывает и усиливает подражание детей речи и манере говорить, общаться любимого воспитателя.
Задачи формирования грамматического строя речи
Основная цель – практическое освоение детьми системы морфологических обобщений и некоторых правил в области морфологии (системы словоизменения и словообразования) и в сфере синтаксиса (правил построения предложений, фразообразования, употребления словосочетаний). На основе исследований Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, И.А. Стародубовой задачи формулируются таким образом:
1. Обогащение речи дошкольников грамматическими средствами (морфологическими, словообразовательными, синтаксическими) на основе активной ориентировки в окружающем мире и в звучащей речи;
2. Расширение сферы использования грамматических средств языка в различных формах речи (диалог, монолог) и речевого общения (эмоциональное, деловое, познавательное, личностное);
3. Развитие у ребёнка лингвистического отношения к слову, поисковой активности в сфере языка и речи на основе языковых игр.
Дополнением к этим основополагающим задачам могут быть следующие задачи, представленные в системе последовательного усложнения:
1. Учить детей понимать смысл обращённой речи, сочетания и предложения по образцу – на основе ориентировки в системе словоизменения.
2. Учить заимствовать грамматические формы из речи окружающих. Способствовать освоению в практике общения на основе подражания категории рода, числа, падежа (Игры «Один – много», «Чего не стало», «Подбор слов по вопросам: какой?, какая?, какое?, Чей?, Чья?, Чьё?, Чьи?).
3. Учить самостоятельно по аналогии с усвоенными образцами грамматические формы, учить словообразованию. (строит – строитель, учит - …, воспитывает - …; у лисы – лисята, у зайца - …, у ежа - … и т.п.).
4. Учить правилам построения словосочетаний и предложений разных структур. Освоение порядка слов в предложении.
5. Учить оценивать грамматическую правильность собственной и чужой речи.
6. Устранять аграмматизмы в речи детей.
Задачи воспитания звуковой культуры речи
Звуковая культура речи – неотъемлемая часть общей и речевой культуры.
Необходим системный подход в решении следующих задач, соответствующих направлениям в работе:
1. Развитие восприятия речи на основе сохранности физического слуха, формирования речевого слуха и слухового внимания. Состояние речевого слуха отражает степень развития звуковысотного слуха, фонематического восприятия и слуха, ритмического слуха, от уровня восприятия темпа и громкости речи.
2. Формирование произносительных компонентов речи предполагает развитие качеств голоса (силы, высоты, полётности, тембра); становление речевого дыхания (произвольной регуляции), совершенствование дикции, устранение физиологических несовершенств и дефектов произношения, воспитание нормативного звукопроизношения.
3. Формирование норм родного языка. Норма языка – центральное понятие культуры речи. Степень ясности, правильности, точности, понятности, ясности, логичности, выразительности, целесообразности и уместности речи регулируется языковой и стилистической нормой. Языковые нормы не были придуманы кем – то, а объективно сложились в результате многовековой (исторической) речевой практики людей. Норма отражает объективно существующие в данном обществе тенденции к совершенствованию речевой культуры.
В задачи входит совершенствование системы выражения мысли, чувств, воли на всех лингвистических уровнях: освоение нормы произношения, словоупотребления, словообразования, формообразование, освоение синтаксических средств и структур.
Задачи развития связной речи
Основная цель – учить детей сознательно овладевать культуре связной речи, учить выражать в речи мысль, понятно для собеседника. Связной называют такую речь, которая понятна слушателям на основе собственного её содержания. Представитель ярославской научной психологической школы профессор Н.П. Ерастов выделил 4 группы связей, характеризующих связную речь:
· логические;
· функционально-стилевые;
· психологические;
· грамматические.
Основными критериями связной речи являются: содержательность, точность, логичность, ясность, правильность, чистота, богатство.
К частным задачам развития связной речи можно отнести следующие:
1. Формирование психологической основы связной речи (мотивации, форм общения, коммуникативных умений, речевой активности мышления и других психических процессов).
2. Развитие языковых средств речевого общения, совершенствование лексико-грамматических средств.
3. Развитие диалогической речи. Учить детей вступать в контакт с собеседником, поддерживать разговор на доступную по возрасту тему.
4. Учить общению со взрослыми и сверстниками.
5. Учить культуре поведения во время общения, в ходе разговора, беседы.
6. Учить использовать речевые и неречевые средства общения (пантомимические средства) в соответствии с коммуникативной ситуацией.
7. Развитие монологической речи.
Обучение детей описательным рассказам (рассказ об игрушке, предметах; рассказ по предметным, сюжетным картинам; рассказ по пейзажной картине).
8. Обучение детей повествовательным рассказам: по игрушкам, картинам, из опыта, творческие рассказы на основе воображения, коллективные рассказы.
9. Развитие речевой творческой деятельности детей: словотворчество, рифмование, сочинение двустиший, коротких стихотворений, загадок, небылиц, собственных рассказов и сказок.
10. Обучение рассуждению такой объяснительной речи, в которой есть определённая логика, цепь последовательных суждений, приводящих к умозаключению. Рассказ - рассуждение включает объект, который требует объяснения и собственно объяснение либо доказательство правильности суждения, объективности вывода. Рассказы такого типа требуют от ребёнка широкого кругозора, ориентировки в разнообразных связях между предметами и явлениями окружающего мира, достаточного развития словесно-логического мышления, способности использовать различные грамматические структуры (сравнительные обороты, вводные слова, сложноподчинённые предложения, сложные предложения с противительными союзами).
Задачи формирования элементарного осознания явлений языка и речи
Решение этой задачи формирует у дошкольников предпосылки к освоению грамоты. Необходимым условием формирования у детей осознанного отношения к языковой действительности являются организованные с детьми наблюдения в области языка и речи, формирование у них системы лингвистических понятий: слово, звук, неречевые звуки, речевые звуки, гласные звуки, согласные звуки, ударение, ударный гласный звук, мягкие согласные звуки, слог, словосочетание, предложение.
Показателями сформированности у детей осознанного отношения к языку являются соответствующие возрастному этапу развития такие умения и способности, как звуковой анализ и синтез, слоговой анализ и синтез, аналитико-синтетическая деятельность в области предложения, текста, рифмование, словотворчество.
Задачи воспитания интереса и любви к родному языку, художественному слову
Воспитание интереса к родному языку предполагает совместные с педагогом наблюдения в области языка, экспериментирование со словами, опыты по преобразованию слов; внимание и словотворчеству детей, проявлениям речевого творчества (сочинение небылиц, загадок, сказок, страшилок); ознакомление с образными средствами языка художественного произведения, произведения устного народного творчества.
Среди многих задач можно выделить наиболее актуальные:
- воспитание внимательного слушателя,
- развитие эмоциональной отзывчивости,
- развитие восприятия малых жанров фольклора, потешек, загадок, скороговорок,
- ознакомление с произведениями устного народного творчества (былинами, сказками),
- ознакомление с произведениями художественной литературы (авторскими сказками, рассказами, стихотворными произведениями),
- воспитание заинтересованного рассказчика (обучение различным видам пересказа),
- воспитание будущего читателя (формирование интереса к детской литературе, желания и мотивации к чтению),
- воспитание интереса и любви к книгам (отбор книг, литературных произведений с учётом детских интересов и возраста,
- оформление уголка детской книги в группе, работа с иллюстрациями художественных произведений, работа с детской литературой в семье.