Ii. основные задачи развития речи дошкольников

Ii. основные задачи развития речи дошкольников - student2.ru Основные задачи развития речи — воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматичес­кого строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания — решаются на протяжении всего дошкольно­го детства. Однако на каждом возрастном этапе задачи по­степенно усложняются, меняются методы обучения. У каж­дой из перечисленных задач есть целый круг проблем, кото­рые надо решать параллельно и своевременно. Здесь рассмот­рение основных задач развития речи у дошкольников начинается с развития связной речи, так как эта задача ак­кумулировала в себе все стороны речи — фонетическую, лек­сическую, грамматическую.

1. Развитие связной речи

Овладение связной монологической речью — одна из глав­ных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное ре­шение зависит от многих условий (речевой среды, социаль­ного окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенап­равленного речевого воспитания.

В дошкольном детстве ребенок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои особенности, про­являющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении моноло­га, который строится по законам литературного языка.

Диалогическая форма речи, являющаяся первичной есте­ственной формой языкового общения, состоит из обмена выс­казываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавле­ния, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слова. Диалог характеризуется сменой высказыва­ний двух или нескольких (полилог) говорящих на одну тему, связанную с какой-либо ситуацией. В диалоге представлены все разновидности повествовательных (сообщение, утвержде­ние), побудительных (просьба, требование), вопросительных (вопрос) предложений с минимальной синтаксической слож­ностью, используются частицы и междометия, которые уси­ливаются жестами, мимикой, интонацией.

Ii. основные задачи развития речи дошкольников - student2.ru В спонтанном диалоге репликам не свойственны сложные предложения, в них встречаются фонетические сокращения, неожиданные формообразования и непривычные словообразо­вания, а также нарушения синтаксических норм. Вместе с тем именно в процессе диалога ребенок учится произвольно­сти высказывания, у него развивается умение следить за ло­гикой своего высказывания, т.е. в диалоге зарождаются и развиваются навыки монологической речи.

Необходимо развивать у детей умение строить диалог (спро­сить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику, поддер­жать) с использованием разнообразных языковых средств в соответствии с ситуацией. Для этого проводятся беседы на различные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, детс­ком саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями. Именно в диалоге ребенок учит­ся выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать в за­висимости от окружающего контекста. Важно также разви­вать умение использовать нормы и правила речевого этикета, что необходимо для воспитания культуры речевого общения. Самое главное, что все навыки и умения, которые формирова­лись в процессе диалогической речи, необходимы ребенку и для развития монологической речи.

Владение связной монологической речью — высшее дости­жение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грам­матического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи — лексической, грамматической, фонетичес­кой. В каждой из этих сторон имеется программное ядро, ко­торое влияет на организацию речевого высказывания и, следо­вательно, на развитие связной речи. Связность речи включает развитие умений строить высказывания разных типов: описа­ние (мир в статике), повествование (события в движении и во времени), рассуждение (установление причинно-следственных связей).

Формирование умений и навыков монологической речи требует обязательного развития таких ее качеств, как связ­ность и целостность, которые тесно связаны между собой и характеризуются коммуникативной направленностью, логи­кой изложения, структурой, а также определенной органи­зацией языковых средств. Связность речи может быть сфор­мирована на основе представлений о структуре высказыва­ния и ее особенностях в каждом типе текста, а также о спосо­бах внутритекстовой связи.

При обучении детей построению развернутого высказы­вания необходимо формировать у них элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец) и представле-

ния о способах (средствах) связи между предложениями и структурными частями высказывания. Именно способы свя­зи между предложениями выступают как одно из важных условий формирования связности речевого высказывания. В любом законченном высказывании существуют наиболее типичные способы соединения фраз. Самый распространен­ный из них — цепная связь. Основными средствами этой связи являются местоимения (Прибежал зайчик. Он любит морковку.), лексический повтор (Зайчик прыгает. Зайчику холодно.), синонимическая замена (Зайчик скачет. Пушок веселится.). Цепная связь делает речь более гибкой и раз­нообразной, так как, овладевая этим способом, дети учатся избегать повторений одних и тех же слов и конструкций. Предложения могут соединяться и с помощью параллель­ной связи, когда они не сцепляются, а сопоставляются или даже противопоставляются (Дул сильный ветер. Заяц спря­тался в норе.).

В обучении дошкольников построению связных текстов необходимо развивать умение раскрыть тему и основную мысль высказывания, умение озаглавить текст.

Большую роль в организации связного высказывания иг­рает интонация, поэтому развитие умения правильно исполь­зовать интонацию отдельного предложения способствует офор­млению структурного единства и смысловой законченности текста в целом.

По способу передачи информации или способу изложения выделяются следующие типы высказывания: описание, пове­ствование, рассуждение.

Описание — это специальный текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, оценивающая предмет или высказывающая отношение к нему. Описание отличается статичностью, мягкой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами его компоненты. Для тек­стов-описаний часто используется лучевая связь, при кото­рой объект называется, а затем каждое качество или при­знак объекта как лучик присоединяется к его характеристи­ке.

Дошкольников учат описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки или их замысел, явления природы, людей и животных. Обучение построению текстов-описаний помогает сформировать у детей элементар­ные представления о структуре и функциях этих текстов.

Повествование — это сюжет, развертывающийся во време­ни и в логической последовательности. Основное назначение

J-6519

Ii. основные задачи развития речи дошкольников - student2.ru повествования — передать развитие действия или состояния предмета, которое включает следующие друг за другом со­бытия, сценки, картины. Структура повествования более жес­ткая, чем структура описания, так как перестановка элемен­тов может нарушить последовательность изложения событий. Поэтому структура повествования — начало, середина, конец (завязка, кульминация, развязка) — должна быть выдержана четко.

При обучении детей построению повествования важная роль отводится разным способам организации зачинов: слова «однажды», «как-то раз»; может быть указано место и (или) время события, действия (Дело было летом. Это произошло в деревне.). В повествовании используются самые разнооб­разные лексические и грамматические средства. Особенно это относится к глаголам, с помощью которых можно выст­раивать последовательность действий и событий (шли — услышали — испугались — залезли — увидели — засмея­лись — слезли — пошли домой).

Дошкольники могут составлять разные типы повествова­ний: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказы по картине или по серии сюжетных картин. Работа над фор­мированием представлений о структуре повествования раз­вивает у детей умение анализировать структуру художествен­ного текста и переносить усвоенные навыки в самостоятель­ное словесное творчество.

Рассуждение — это текст, включающий причинно-след­ственные конструкции, вопросы, оценку. Оно включает тезис (начальное предложение), доказательство выдвинутого поло­жения и вывод, который из него следует. Структура рассуж­дения, как и описания, не является жесткой: доказательства выдвинутого тезиса могут даваться в разной последователь­ности. В рассуждении может доказываться не одно, а несколько положений и может быть сделано несколько выводов или один обобщенный вывод. Особенно важно развитие у дошкольни­ков умения логически мыслить, рассуждать, объяснять, дока­зывать, делать выводы, обобщать высказанное, а эти умения развиваются в таком типе высказывания, как рассуждение.

Приведенные типы высказываний могут встречаться в связ­ных текстах дошкольников в контаминированном (смешан­ном) виде, когда элементы описания или рассуждения вклю­чаются в повествование и наоборот.

Обучение составлению текстов разных типов осуществля­ется в таких формах работы, как беседа, анализ (оценка) соб­ственного и чужого высказывания, составление плана и рас­сказ по нему, использование схемы (модели) текста и различ­ные упражнения.


Наши рекомендации