Анализ урока с точки зрения педагогического общения
Задание. Провести наблюдение, запись и анализ урока с точки зрения стиля общения учителя и учащихся в учебном процессе.
1. Краткая общая характеристика урока: цели, задачи, этапы урока, средства, методы и методические приемы, формы обучения на уроке.
2. Стиль педагогического общения: в центре - педагог, в центре - ученики как индивидуальности, открытость или скрытность управленческой работы учителя.
3. Соответствие педагогического общения целям, этапам, формам и средствам, способам обучения: монологическое, диалогическое или групповое общение; общение как информирование, объяснение, оценка или выявление и доказательство чего-то; соотношение проблемности и информативности; четкость, конкретность, целенаправленность общения; вербальное и невербальное общение; различные виды речевой деятельности (письмо, чтение, аудирование, говорение).
4. Прямое и опосредованное воспитательное воздействие через общение.
5. Культура речи учителя. Учитель как доброжелательный речевой партнер. Соотношение прагматичности, логичности и эмоциональности в речевом и в неречевом поведении учителя.
6. Сравнительный хронометраж речи учащихся и учителя и ее обоснование.
7. Внешняя комфортность общения учителя и учащихся на уроке (как учащиеся сидят, насколько свободно они себя чувствуют, насколько целесообразны их речевые и неречевые действия).
Схема наблюдения индивидуальных особенностей педагогического общения учителя на уроке
Учитель: __________________________________ Класс _______________
Тема __________________________________________________
Ход урока | Характеристики (оцените стороны поведения учителя по 5-балл. системе) | Наблюдения и примечания | Балл |
1. Доброжелателен, недоброжелателен | |||
2. Стимулирует инициативу, допускает выражение общественного мнения, свободное поведение учащихся; авторитарный стиль общения: третирует учащихся, одергивает, все время держит под жестким контролем. | |||
3. Заинтересован, активен; безразличен, язык вялый. | |||
4. Открыт, не боится открыто выражать свои чувства, показывать свои недостатки; думает только о престиже, “носит маску”. | |||
5. Гибок в общении, легко разрешает возникающие проблемы, гасит конфликты; не гибок, не видит проблем и не умеет заметить намечающегося конфликта. | |||
6. Вежлив, приветлив, уважает достоинство учащихся, индивидуализирует общение с разными учащимися; общается только свысока, одинаково со всеми, не дифференцируя своего общения. | |||
7. Может поставить себя на место ученика; не видит проблему глазами ученика. | |||
8. Активен, общителен, эмоционален; пассивен, замкнут, равнодушен |
Планирование воспитательной работы
Для успешной профессиональной работы в качестве классного руководителя студент должен иметь четкий план работы, который составляется в соответствии с планом воспитательной работы классного руководителя и утверждается методистом по педагогике. На первой неделе студенты составляют и утверждают у группового руководителя индивидуальный план прохождения практики (примерная схема дана в приложении № 1).
Основная функция классного руководителя – вести в своем классе воспитательную работу. А воспитательная работа – работа творческая. Успех ее зависит от многих факторов, в том числе, и от знания педагогом индивидуальных особенностей своих питомцев, от педагогического мастерства, от возможностей воспитанников, наконец, от умения составлять лаконичный, целенаправленный, действенный и творческий план работы. Он должен быть глубоким по смыслу и конкретным по содержанию. Работа над планом начинается с определения основных задач воспитательного процесса на данный отрезок времени. В нем учитываются возрастные особенности учащихся и специфика класса, получают отражение различные направления деятельности классного руководителя. От студентов не требуется единой формы плана, он может иметь различную схему в соответствии с планом классного руководителя, работающего в этом классе. Но в плане должны быть следующие основные пункты:
1. Цель и задача воспитательной работы с классом на время практики;
II. Организационная работа (содержание «двадцатиминуток» классного руководителя в начале недели);
III. Содержание воспитания.
1. Познавательная деятельность.
2. Ценностно-ориентировочная деятельность.
3. Трудовая деятельность
4. Общественно-полезная деятельность.
5. Художественная деятельность.
6. Физкультурно-спортивная деятельность.
7. Деятельность по профилю класса.
8. Работа с родителями учащихся.
IV. Методическая работа.
1. Изучение учащихся, классного коллектива, хода учебно-воспитательного процесса.
2. Дифференцированный и индивидуальный подходы к учащимся.
3. Взаимодействие с малым педагогическим коллективом (с предметным методическим объединением учителей).
Также на основе этого плана оперативной работы составляется план-сетка воспитательной работы класса, который утверждается методистом по педагогике. При этом следует учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы и другие сведения, полученные при знакомстве со школой и классом. Все дела, запланированные классным руководителем, которые приходятся на период практики, вписываются в план, а также те дела, которые студент организовывает и проводит по своей инициативе. В конце каждой недели следует отмечать выполненные и невыполненные дела, указать причину невыполнения. Такой план удобен для прослеживания хода воспитательного процесса, который становится управляемым благодаря динамичности, вариативности и творчества педагога и детей. В конце практики студент должен провести педагогический анализ по проделанной работе: выявить, что получилось и благодаря чему? Что не получилось, почему? Что следовало бы предусмотреть в плане? Сделать выводы и предложения для дальнейшей работы.