Словарь терминов (глоссарий). Анализ нормативный – анализ с точки зрения долженствования

Анализ нормативный – анализ с точки зрения долженствования, выяснения того, благоприятно или нет данное экономическое явление, предполагает оценочные суждения.

Анализ позитивный – выявление объективных закономерностей и явлений в том виде, в котором они существуют, т.е. имеет место констатация фактов.

Блага – средства, удовлетворяющие потребности.

Бюджетная линия – геометрическое место точек, каждая из которых отражает максимальный объем товаров, который при данном уровне цен потребитель может приобрести в рамках своего бюджета.

Деньги – специфический товар, служащий всеобщим эквивалентом.

Дисконтирование – метод сравнения разновременных денежных потоков путем их приведения (пересчета) к текущему временному периоду.

Долгосрочный период – период времени, достаточный для изменения производственных мощностей, организации новых предприятий. В этом случае переменными становятся все факторы производства.

Доход – выручка фирмы при реализации продукции.

Доход средний – доход в расчете на единицу реализованной продукции.

Закон спроса – обратная зависимость между ценой и величиной спроса при прочих равных условиях.

Закон убывающей предельной отдачи (производительности) – добавление единиц переменного ресурса к фиксированной величине постоянных ресурсов рано или поздно приводит к ситуации, когда каждая последующая единица переменного ресурса начнет прибавлять к валовому продукту меньше, чем его предыдущая единица. Характерен исключительно для краткосрочного периода.

Закон убывающей предельной полезности – по мере количественного роста потребляемых единиц блага уменьшается субъективная ценность каждой новой его единицы.

Заработная плата – 1) доход в денежной форме, получаемый работником за предоставление определенной трудовой услуги; 2) с позиции фирмы заработная плата выступает как цена такого ресурса как труд, т.е. как один из компонентов издержек.

Заработная плата номинальная – сумма денег, получаемая за выполнение некоторой трудовой услуги.

Заработная плата реальная – заработная плата, которая выражается в количестве товаров и услуг, которые могут быть куплены на номинальную заработную плату.

Издержки – совокупность затрат на приобретение ресурсов на рынке факторов производства.

Издержки альтернативные(экономические, упущенных возможностей) – ценность других благ, которые можно было бы получить при наиболее выгодном из всех доступных альтернативных способов использования данного ресурса.

Издержки бухгалтерские – сумма выплат, которые фирма осуществила своим поставщикам и работникам. Проходят по бухгалтерской отчетности.

Издержки валовые (общие)– сумма постоянных и переменных издержек.

Издержки внутренние (неявные)– затраты ресурсов, находящихся в собственности предприятия.

Издержки переменные– издержки, которые меняются в зависимости от объема выпуска.

Издержки постоянные – издержки, которые не меняются с ростом производства даже в долгосрочном периоде.

Излишек потребителя(или потребительская рента) – совокупная выгода потребителей, полученная ими в результате того, что равновесная цена оказалась ниже наибольшей цены, которую часть потребителей готова была уплатить за разные количества товара.

Излишек производителя– совокупная выгода производителей, полученная ими в результате того, что равновесная цена оказалась выше наименьшей цены, по которой часть производителей была готова продать разные количества товара.

Капитал– как фактор производства представляет собой совокупность производственных ресурсов, созданных людьми для того, чтобы с их помощью осуществлять производство будущих экономических благ ради получения прибыли.

Капитал оборотный (оборотные активы) – используется однократно и полностью потребляется в ходе каждого цикла производства (сырье, материалы, топливо, электроэнергия и т.д.).

Капитал основной – функционирует и постепенно потребляется на протяжении нескольких производственных циклов (здания, сооружения, машины, оборудование).

Кейнсианство – экономическое направление XX в., основной акцент в котором был направлен на роль государства в экономическом развитии и преодолении экономических кризисов и проблем.

Классическая экономическая теория– экономическое направление XVIII – XIX вв., основополож­ником которого являлся А. Смит, рассмотревший впервые экономику как систему, где действуют сти­хийные законы, явления, конкуренция, рынок, благодаря чему и достигается порядок.

Кривая спроса – это кривая, точки которой показывают, по каким ценам (Р) в течение определенно­го промежутка времени покупатели могли бы приобрести различные количества товара (Q).

Коэффициент эластичности спроса по цене– показатель чувствительности объема спроса к изме­нению его цены.

Кривая предложения – это кривая, показывающая какое количество товара готовы продать произ­водители по разным ценам в данный момент времени.

Меркантилизм – одна из ранних экономических теорий (XVI – XVII вв.) Запада, главенствующая роль в которой принадлежала торговле.

Монетаризм – практическая концепция экономического управления государством, согласно кото­рой определяющую роль в экономических процессах играет количество денег в обращении и связь ме­жду денежной и товарной массами.

Олигополия имеет место тогда, когда несколько известных фирм удовлетворяют основную, самую значительную часть спроса.

Парето-эффективность – в начале 20 в. итальянский экономист В.Парето сформулировал один из самых распространенных критериев оптимальности. Эффективным (оптимальным) по Парето считается такое распределение благ, при котором невозможно улучшить чье-либо благосостояние (посредством перераспределения) без ущерба для благосостояния другого лица.

Полезность – способность удовлетворять человеческие потребности.

Предельная полезность – величина добавочной полезности, полученной от потребления дополнительной единицы продукта (услуги).

Потребность – это нужда в чем–либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом.

Предложение – это количество товара, которое продавцы готовы продать покупателю в конкретном месте и в конкретное время.

Равновесие – это ситуация на рынке, когда спрос и предложение совпадают или равны при прием­лемой для потребителя и производителя цене.

Равновесная цена– цена, уравновешивающая величины спроса и предложения на рынке в результате действия конкурентных сил.

Рынок – общественный институт, обеспечивающий взаимодействие продавцов и покупателей для совершения ими сделки купли-продажи определенного товара или услуги.

Рыночная экономика– тип экономической системы, которая основана на частной собственности, свободе выбора и конкуренции. Опирается на личные интересы и ограничивает роль правительства.

Спрос – это количество товара, которое желает и имеет возможность приобрести покупатель.

Спрос платежеспособный – спрос, подкрепленный наличием платежных способностей для его реализации. Сочетание желания и возможности приобрести определенные товары и услуги.

Физиократы – экономическое направление XVIII в., главными идеями которого был экономический либерализм и ошибочное представление о том, что богатство создается только в земледелии.

Фирма – это хозяйствующий субъект или хозяйственное учреждение производственного или не­производственного профиля.

Чистая (совершенная) конкуренция – рыночная структура, которой присущи следующие признаки: 1) большое число продавцов и покупателей товара; 2) однородность продукции; 3) абсолютная мобиль­ность движения ресурсов, отсутствие барьеров для вхождения в отрасль и выхода из нее; 4) экономические агенты не обладают властью над ценами; 5) полная информированность участников о ценах и условиях производства.

Чистая монополия имеет место тогда, когда товару единственного производителя не существует близких товаров-заменителей.

Экономическая наука – наука, в функции и задачи которой входит познание закономерностей экономической системы.

Экономические блага– редкие блага, доступный объем которых меньше потребности в них.

Экономический закон– повторяющиеся, устойчивые связи экономических явлений.

Экономические ресурсы (факторы производства) – природные, людские и все произведенные чело­веком ресурсы, которые могут быть использованы для производства товаров и услуг, т.е. благ.

Эластичность предложения – зависимость изменения величины предложения от изменения различных факторов.

Эластичность предложения по цене– степень изменения количества предлагаемых к продаже товаров и услуг в ответ на изменение рыночной цены.

Эластичность спроса по доходу– зависимость изменения спроса на товар от изменения дохода.

Эластичность спроса по цене (ценовая эластичность)– зависимость изменения спроса на товар от изменения цены. Принято различать три уровня эластичности спроса:

- неэластичный спрос – изменение цены не приводит к существенному изменению продаж;

- спрос с единичной эластичностью – изменение цены, выраженное в процентах, равно процентам изменения объема продаж;

- эластичный спрос – при незначительном понижении цены объем продаж значительно возрастает.

Эффект масштаба– соотношение (коэффициент) изменения объема производства при изменении количества всех используемых ресурсов. Феномен долгосрочного периода, когда все ресурсы переменные.

Эффект увеличивающейся отдачи– ситуация, когда объем производства растет быстрее, чем увеличивается количество ресурсов. Имеет место положительный эффект масштаба производства.

6. Фонд оценочных средств(отдельно)

Наши рекомендации